Коррекционно-развивающие задания, способствующие активизации познавательной деятельности и развитию внимания на уроках математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Разделы: Начальная школа


Наблюдения показывают, что учащиеся специальной (коррекционной) школы на уроках математики часто допускают ошибки, вызванные невнимательностью во время уроков. Основная причина этих ошибок - наличие постоянных факторов, отвлекающих внимание учеников: внешние помехи, утомление, болезнь и т. п.

К числу таких ошибок следует прежде всего отнести описки. В силу утомления происходит ослабление устойчивости внимания, а, следовательно, и ослабление сознательного контроля при решении упражнений. Это приводит к появлению ошибок в устных и письменных вычислениях.

В своей статье, я предлагаю упражнения на развитие различных сторон внимания на уроках математики. Хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются факторами, непосредственно определяющими успешность обучения в младшем школьном возрасте.

Введение в учебный процесс регулярных развивающих упражнений, включение детей в постоянную поисковую деятельность существенно гуманизируют начальное образование. Такие систематические упражнения создают условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у многих исчезла боязнь ошибочных шагов, снизилась тревожность и необоснованные беспокойства. Тем самым создаются необходимые личностные и интеллектуальные предпосылки для успешного протекания обучения на всех последующих этапах образования.

Для активизации познавательной деятельности и концентрации внимания ученикам предлагаю упражнения на переписывание готовых примеров. Эти упражнения требуют мало времени для их проведения и не вызывают трудностей у детей. Однако, учитывая большое число ошибок, связанных с описками при работе с учебником или дидактическим материалом, такие несложные упражнения помогают более внимательному зрительному восприятию и запоминанию чисел, знаков и символов.

В качестве примера приведу некоторые упражнения:

1. Перепиши примеры в порядке возрастания ответов, начиная с самого маленького.

Найди и исправь ошибку:

5+29=34 21+17=38
63- 26=37 56-21=35
14+25=38 96-56=40

2. Реши примеры устно. Запиши их в тетрадь так, чтобы числа, полученные в ответах, возрастали:

16-5=11 10+4
8+5 4+6
9+6 20-4

2.1. Перепиши примеры так, чтобы ответ каждого последующего примера был меньше ответа предыдущего примера на 10.

24-11=13 16+29-12=33 (16=9)+46=53
67-24=43 15+8=23 71-8=63

3. К другой группе можно отнести упражнения, в которых требуется: записать примеры или только ответы в определенном порядке, выбрать лишь примеры, отвечающие, заданному условию.

Эти упражнения требуют длительной сосредоточенности на одном деле и способствуют формированию вычислительных навыков.

Выпиши примеры на сложение в правый столбик, примеры на вычитание во второй столбик. Реши примеры:

47-29 36+19
66+27 37+26
42-9 72-24
14+37 16-5

1.1. Выпиши примеры с ответом 12 в правый столбик, а примеры с ответом 15 во второй.

7+7 9+6 16-5 12+0 8+4 19-4 7+5 18-6

1.2. Выбери примеры, в которых первое слагаемое больше второго на 10. Запиши и реши их.

23+6 15+5 7+4 10+0 20+10 29+19 7+17 4+21 13+23

1.3. Запиши и реши первый пример. Затем запиши примеры так, чтобы первое слагаемое каждого последующего примера возрастало на единицу:

10+7 14+9 11+23 15+6 12+15 13+29
Образец: 10+7=17 11+23=

1.4. Реши и выпиши примеры, ответ которых однозначное число, в первый столбик, а пример, ответ которых двузначное число, - во второй столбик:

32-11 15+16 9-3 45+6 47-39 7+23 23-19 65-56

Все эти упражнения не требуют дополнительных устных пояснений, поэтому я их предлагаю ребятам на карточках или записываю на доске.

Более частая смена самостоятельной работы и занятий с учителем требуют от учеников умения переключать внимание с одного вида работы на другую.

Поэтому упражнения, содержащие два, три задания которые необходимо выполнить попеременно, могут способствовать развитию

ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ.

В начале целесообразно предложить упражнения, не требующие математических вычислений.

1. Спиши числа. Обведи однозначное число в кружок, а двузначное число — в квадрат: 16, 15, 8, 6, 37, 11, 9, 85, 2, 76.

1.1. Спиши числа. Нечетные числа подчеркни

24, 13, 4, 2, 17, 21, 8, 6, 9.

1.2. Спиши числа. Увеличь каждое однозначное число на 9, а каждое двузначное число уменьши на 6.

Запиши полученные числа под данными:

32, 12, 7, 9, 54, 3, 28, 66, 41.

1.3. Спиши числа. Каждое однозначное число увеличь в 3 раза, а каждое четное число уменьши в 4 раза.

Запиши полученные числа под данными:

24, 17, 9, 21, 12, 8, 5.

В данных упражнениях отдельные требования в условии задания ВЫДЕЛЯЮ ЦВЕТОМ, подчеркиваю или записываю на доске, а при необходимости в виде образца предлагаю форму записи данных и полученных чисел.

2.1. Спиши числа. Числа, которые больше 50, подчеркни, а числа, которые меньше 50, зачеркни:

18, 49, 65, 20, 79, 2, 81, 100, 10, 3

2.2. Спиши числа, которые оканчиваются на 2 и делятся на3.

6, 20, 12, 63, 9, 2, 42, 84, 21, 72.

2.3. Спиши числа. Обведи числа, которые делятся на 5, в кружок, а числа, которые делятся на 3, в квадрат.

55, 21, 43, 19, 25, 10, 3, 12, 24, 47, 30.

2.4. Спиши числа. Подчеркни числа, сумма цифр которых равна 8.

45.16.71.80.17.34.97.26.107.

2.5. Спиши числа. Подчеркни числа, сумма которых равна 9, а числа, оканчивающиеся на 5, зачеркни:

72, 15, 34, 2, 45, 81, 65, 7, 90, 18.

2.6. Спиши числа. Обведи в кружок самое большое из них. Самое большое двузначное число подчеркни, самое маленькое трехзначное зачеркни.

321, 56, 17, 3, 976, 74„93, 12, 8, 205.

2.7. Спиши числа. Числа, которые делятся на 5 без остатка, подчеркни, а числа, которые делятся на 5 с остатком, зачеркни:

32, 45, 18, 25, 5, 30, 41, 9, 23.

2.8.Спиши числа. Найди сумму всех двузначных чисел и запиши ее в правом квадрате.

Найди разность трехзначных чисел и запиши ее во втором квадрате. Заполни третий квадрат, выполнив указанное действие:

41, 9, 56, 112, 27, 2, 206, 4.

2.9.Спиши числа. Найди сумму чисел, в записи которых используются одни и те же цифры:

217, 101, 214, 32, 421, 503, 142, 351.

2.10. Из чисел от 0 до 40 запиши только те, которые делятся на 4 без остатка.

Подчеркни число, которое при умножении на 5 дает 40

Придумай примеры на сложение с ответом 43, на вычитание с ответом 17,

на умножение с ответом32.

2.11.Выпиши примеры, ответ которых двузначное число, делящееся на 5:

23+17 64-19 12+23 43-7 23+67 54-49 56+8 76-25 25+0

Все предложенные выше упражнения не только совершенствуют знания детей по различным темам, но и развивают устойчивость внимания, увеличивают его объем, учат распределять и переключать его, вносят разнообразие в виды деятельности детей на уроке способствуют организации работы класса.

Использование коррекционно-развивающих упражнений для развития наблюдательности у учащихся на уроках математики.

Наблюдательность — важная черта личности, позволяющая понимать, усваивать новое и на этой основе проявлять творчество. Это помогает учащимся воспитывать самостоятельность мышления, интерес учению. Это умение стараюсь развивать на своих уроках, через включение специальных коррекционных упражнений.

К.Д.Ушинский писал: “Надо обязательно формировать у детей умение зорко наблюдать, правильно сводить наблюдения в одну мысль и верно выражать эту мысль словами”.

Умственно отсталые школьники с большим интересом выполняют следующие упражнения:

1. На доске выставлены круги разной величины и цвета и один треугольник.

Задание: рассмотри выставленные фигуры и покажи, какая фигура лишняя. Почему она лишняя?

1.1. Даны различные геометрические фигуры одного цвета.

Вопрос:

Что общего в этих фигурах?

1.2. Игровая ситуация “Что изменилось?”. Даны фигуры, разные по форме и цвету.

Задание: рассмотри фигуры, закрой глаза (в это время я убираю или переставляю одну из фигур). А теперь посмотри, что изменилось?

1.3. Даны фигуры, разные по форме и размеру.

Задание: назови, после какой фигуры стоит самый большой круг.

Предлагаю также задания-вопросы из окружающей жизни.

Например:

- Сколько этажей в нашей школе?

- Сколько классов на нашем этаже?

- Сколько деревьев растет у школы?

Выполнение таких упражнений я называю

Наблюдательные разминки”.

При изучении темы “Сложение и вычитание в пределах 100”предлагаю учащимся такие “наблюдательные разминки”.

2. Даны числа:

23 74 41 14

40 17 60 50.

Какое число лишнее, в какой строчке?

(В первой строчке лишнее число 74, у остальных чисел сумма цифр равна 5, во второй строчке лишнее 17, в записи остальных чисел есть 0).

2.1. Что общего в записи чисел каждой строчки:

l2 24 20 22

30 37 13 83

(В записи чисел первой строчки использована цифра 2, а второй — цифра З)

2.3. По какому правилу записан каждый ряд чисел?

Продолжи его: 10 30 50... 14 34 54...

(Числа в первой и во второй строках записаны через 20.)

2.4. По какому признаку записаны столбики примеров:

27+5 76+20
39+5 56+30
34+5 35+40

(Основы классификации составляет вычислительный прием.)

2.5. Чем похожи между собой записанные в каждом столбике примеры, и чем они отличаются?

60-6 32-11
60-16 32-13

2.6. Придумай каждому данному примеру похожий пример:

12+6=18 16-4=12

(При составлении таких примеров учащиеся указывают тот признак, на который они ориентируются, например вычислительный прием).

3. Найти ошибки и исправь' решение примеров:

43-11=43-(10+1) =33+1=34

60-1 7=60-(10+7) =50+7=57

В результате работы над развитием наблюдательности на уроках математики у моих учащихся повысился интерес к предмету, дети стали лучше и быстрее усваивать новый материал.