ТЕМА. “Сложение и вычитание целых чисел в пределах 100 с переходом через разряд”.
В этапы урока включены коррекционно- развивающие упражнения и задания, элементы игры, которые способствуют не только активизации познавательной деятельности учащихся на уроке, но и развитию высших психических функций.
Цели урока:
- Повторить приемы сложения и вычитания для указанных случаев.
- Корригировать логическое мышление на основе упражнений в анализе и синтезе.
- Развивать мотивацию к учению.
I. Организационный момент.
Задание на внимание. “Запомни изученные слова”.
Сто, двузначное, разряд, число, десяток, слагаемое, цифра, задача.
II. Устный счет.
Учитель:
Ну-ка, в сторону карандаши!
Ни костяшек, ни ручек, ни мела.
Устный счет. Мы творим это дело
Только силой ума и души.
Проверка домашнего задания.
1) Раздели числа 1 ряда на 2 группы:
15,24,25,28,30,32,36,40.
25, 34, 35, 38, 40, 36, 50.
16, 25, 26, 29, 31, 33, 37, 41.
Подумай, какой ряд здесь “лишний”?
Что можно сказать про 1 и 3 ряд чисел? 1 и 2 ряд чисел?
Назови числа, в которых отсутствует разряд единиц.
Индивидуальное задание слабым учащимся. (стр. 4. № 10)
Сравни числа. Поставь знаки “больше” или “меньше”.
17..71 49…94 22…8 96…97 53…82 8…48, и т. д.
2) Реши задачи.
- Витя сделал из дерева лодочку длиной 36 см, а Миша на 4 см короче.
Какой длины лодка у Миши?
Масса бульдога 16 кг, а щенка в 4 раза меньше.
Какова масса щенка?
(В чем сходство и различие в этих задачах)
Задача на логическое мышление.
Кеша мечтал стать сапожником. Тренируясь, он забил 20 гвоздей в ботинки, по 10 штук в каждый.
Сколько всего ботинок ему потребовалось?
3) Дидактическая игра “Найди лишнее слово”. Словарная работа.
(Повторить компоненты при сложении и вычитании)
1 Слагаемое, сумма, уменьшаемое, вычитаемое, множимое, 2 слагаемое, разность.
Выполни вычисления устно. Запиши ответы.
Задание Ответ Найди разность чисел 24 и 5 Найди сумму чисел 30 и 40 Уменьшаемое 80, вычитаемое 5. Найди разность. Первое слагаемое 6, второе – 24. Найди сумму. Уменьши на 17 число 50 Увеличь на 23 число 61
III. Работа с учебником.
1) Закончи высказывания:
Килограмм – это мера …
Минута – это мера …
Дециметр – это мера …
Час – это мера …
Сантиметр – это мера …
2) Геометрический материал.
Начерти отрезок длиной 6 см и 10 см.
На сколько сантиметров второй отрезок длиннее первого?
Физ. Минутка
На одной ноге постой-ка,
Будто ты солдатик стойкий.
Ногу левую – к груди,
Да смотри, – не упади.
А теперь постой на левой,
Если ты солдатик смелый.
3) Вставь недостающие данные и реши задачу. (стр.7 № 49-1)
- В двух кусках …резинки. В одном куске …
Сколько сантиметров резинки в двух кусках?
В трех классах _______ учащихся.
В одном классе __________ учащихся., в другом – на _______ меньше.
Сколько учащихся в третьем классе?
4) Вспомни порядок действий и реши примеры. (стр. 5 № 20)
1 ряд | 54-30-4= | 21+ (40 – 20) = | 29- (50 – 40) = … |
2 ряд | 72-10-2= | 42+(60- 50) = … | |
3 ряд | 65- 50-5= … |
4) Домашнее задание.
1 группа: Задача стр. 7 № 41
2 группа: стр.5 № 26 (примеры на вычитание)
3 группа : стр 5 № 26 (примеры на сложение)
Чебурашка и Крокодил Гена приготовили для вас задание.
Вам нужно расшифровать слова.
4=8= … 9+ 9=… 66-20= … |
(у) 8+9= …(ж) (р) 60-24 = …(б) (а) 9=7 = …(д) |
16 | 18 | 12 | 17 | 36 | 46 |
I V. Итог урока. Выставление оценок
Тема. Нахождение неизвестного слагаемого. Проверка сложения вычитанием.
Цели урока:
1) Повторить связь между суммой и слагаемыми.
Ознакомить со способом проверки сложения вычитанием.
2) Корригировать логическое мышление на основе упражнений в сравнении, установлении логических связей.
3) Развивать мотивацию к учению.
Учитель: Сегодня наш урок будет необычным. Мы отправимся в путешествие по сказкам на самолете в сказочное Математическое королевство. Для этого мы должны сказать сказочные слова: крабле – крибли- бумс.
(Открывается доска)
Перед вами сказочное Математическое королевство.
Правит этим королевством мудрый король. Он издал указ: “ Повелеваю ребятам выполнять все мои желания!”
Первое желание короля узнать, внимательны ли вы. Вот его задание.
I. Организационный момент. Устный счет.
Задание на внимание.
1) Упражнение “Подбери картинку”
(Ученикам 5 сек., показывается таблица с изображением геометрических фигур, они запоминают их, потом отыскивают среди других)
2) Росли 2 вербы. На каждой вербе по 2 ветки, на каждой ветке по 2 груши.
Сколько всего груш?
3) Крышка стола имеет 4 угла. Один угол отпилили.
Сколько углов у стола?
- Итак, вы справились с заданием и король разрешил вам путешествовать по его королевству.
Смотрите, ваш ковер- самолет пролетел над лесом. Внизу по тропинке идут Вини-пух и Пятачок.Они предлагают нам следующее задание:
1) Счет равными числовыми группами по 3, 4 до 30 (40)
2) Дидактическая игра: “Путаница”
Задание: раздели данные слова по группам.
1 слагаемое, сумма, разность, уменьшаемое, 2 слагаемое, вычитаемое.
3) Проверка домашнего задания.
Тест.
Сумма двух чисел 40 и 18 ( 58, 50, 22)
Разность двух чисел 100 и 30 (130, 60, 70)
К числу 42 прибавить 38 равно (90, 80, 70)
Из 100 вычесть 10 получится (80, 110, 90)
Составь пример на нахождение неизвестного слагаемого.
х+ …= 100 | …+х= 50 | …+ х= 65 | х + …= 3 |
Наше путешествие продолжается. Мы летим над синим морем. “А у самого синего моря жил старик со своею старухой”. Какая это сказка? Кто автор? Вот мы в гостях у золотой рыбки. Она пришла к нам не одна, а со своими подружками и предложила поиграть в игру “Математическая рыбалка”.
II. Работа с учебником. Стр. 7 № 47 (10 минут) Найди неизвестное.
Кто больше решит примеров самостоятельно.
Снова в путь. Наш ковер-самолет пролетел над красивым домиком, в котором живет Мальвина. На лужайке сидит мальчик и горько плачет.
Ребята, как зовут этого мальчика.
- Из какой он сказки?
- Сейчас мы узнаем, почему он плачет.
- Отгадай шараду:
Первое - предлог,
Второе – летний дом,
А целое порой
Решается с трудом.
(ЗАДАЧА) .
- Оказывается, Буратино не может решить задачу, которую ему задала Мальвина.
Задача: стр. 8 № 56 (решение задачи у доски)
Стр. 7 №43
В одном куске 28 м кружева, а в другом –12 м. На отделку платья пошло 9 м кружева.
Сколько метров кружева осталось?
I – 28 м
II. – 12м
Израсходовали - 9м
Скажите, чего не достает в краткой записи?
Физминутка.
Раз, два, три, четыре, пять –
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже
Руки за спину заложим,
Голову поднимем выше
И легко-легко подышим.
Раз – подняться, подтянуться.
Два – согнуться, подтянуться.
Три в ладоши три хлопка.
На четыре – руками шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.
III. Решение примеров с проверкой.
Стр. 8 № 52.
IV. Домашнее задание стр. 10 № 71
(Решить примеры только с неизвестным слагаемым)
V. Самостоятельная работа по карточкам № 4-6, 9-10, 11-13.
VI. Геометрический материал.
Построить лучи красным карандашом, отрезки – желтым, а прямые – зеленым.
Итог урока. Выставление оценок.