Цели: Показать красоту родной природы, воспитывать уважение и любовь к ней, показать, почему природа болеет, почему ее судьба в наших руках, раскрыть экологические проблемы.
Оборудование: Костюмы для инсценировок (Лесовичок, Мотылек, Рыба, Сова); телевизор; видеозапись о природе; плакаты и рисунки о защите природы; деревья и цветы; знаки –внимания о поведении в природе;
Ход классного часа
На доске висят плакаты и рисунки о защите природы. Класс украшен цветами и деревьями. Дети проходят и рассаживаются за парты. Включается видеозапись фильма о природе, который сопровождается музыкой, известных композиторов.
Ученик-1.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной.
Ученик-2.
Себя не видят синие просторы,
И в вечном холоде, светлы, чисты,
Себя не видят снеговые горы,
Цветок своей не видит красоты.
Им сладко знать: идешь ли ты лесами,
Спускаешься ли горною тропой,
Твоими ненасытными глазами
Природа восхищается тобой.
Ученик-3.
Полюбуйся: весна наступает,
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят.
Ученик-4.
Доброе дерево, старые ветви.
В листьях запутались шумные ветры,
Сколько птенцов под густою листвою
Ты укрывало от стужи и зноя.
Старые ветви ночами не спали,
Чтобы на землю птенцы не упали,
Чтобы им с дерева, словно с порога,
В синее небо открылась дорога.
Ведущий: Вы посмотрели фильм, который сопровождался музыкой, прослушали стихи. О чем они?
(ответы детей)
Ведущий: А почему и художники, и композиторы, и поэты, и мы с вами любим и восхищаемся природой.
(ответы детей)
Ведущий: А можно все это объединить, что природа -наш дом родной, а можно сказать и храм.
Ученик-1:
Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть еще природы храм –
С лесами, тянущими руками
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй ее святынь.
Ведущий: А всегда ли мы относимся к природе, как к святыне. (Кашляет и появляется из-за деревьев Лесовичок)
Лесовичок:
Ходит тропкой лесовик
Я шагать в лесу привык
Здесь совсем, как дома,
Все давным-давно знакомо.
Взгляд Лесовичка остер:
Тут недавно был костер -
Под ветвями тлеет жар,
Не досмотришь и – пожар.
Ученик-2:
Забывчивый охотник на привале
Не разметал, не растоптал костра,
Он в лес ушел, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра.
А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костер.
И, сыпля искры впереди поляны,
Багровые лохмотья распростер.
Он всю траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зеленый лес пошел,
Как вспуганная стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы,
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы.
(Вадим Шефнер)
Ведущий: Ой, ребята, а в нашем лесу тоже пожар, что же делать?
(ответы детей)
Ведущий: Заливаем водой огонь, беда миновала. Ребята, какой вред природе приносит пожар?
(ответы ребят)
Ведущий: Лесовичок, а вот наши ребята знают, как правильно разводить костер. Давайте послушаем.
Ученик:
- Дети не должны разводить костер одни, без взрослых.
- Костер нужен для того, чтобы приготовить еду или
обогреться.
Нельзя разводить его без надобности. - Нужно тщательно выбирать место для костра. Поблизости не должно быть ничего, что может загореться.
- Лучше разводить костер на старом кострище. Если же его нет, надо лопатой снять дерн (верхний слой почвы вместе с растениями) и разводить костер в образовавшейся ямке.
- Уходя, надо обязательно погасить костер: залить водой или засыпать песком. А дерн положить на место.
Ведущий: А, чтобы люди помнили правила поведения в природе, ученики придумали плакаты–внимания:
|
|
|
Но кроме костра, люди оставляют мусор. Посмотрите,(показываю мешок с мусором) мы с Лесовичком набрали полный мешок. Это и пластиковые бутылки, и одноразовая посуда, и железные банки. Лес потерял свою красоту. Природе потребуется много времени, чтобы переработать этот мусор: например, для железной банки - 100 лет; для пакета – 50 лет, а вот пластиковая бутылка и стаканчик – останутся навечно в лесу. Как же люди должны поступать с мусором?
(ответы детей)
Лесовичок: Вот, молодцы ребята! Вы мои настоящие помощники.
Дальше долог путь
Должен всюду заглянуть,
Все обследовать лесник,
Он бродить в лесу привык.
Знает он, не зря, в лицо
Каждый куст и деревцо.
Не верю, что звери не говорят,
Что думать не могут певчие птицы,
Что только инстинкты у хитрой лисицы,
И пчелы не знают, что говорят.
Попробуйте в роще уединиться,
Укрыться под хвойный густой наряд
Да вникнуть в жизнь, что шумит вокруг.
(входят дети в костюмах: мотылек, рыба, сова)
Мотылек:
Я живу на лугах, и в садах, и в лесах.
Я летаю весь день в голубых небесах.
Солнца ласковый свет озаряет мой кров,
Мне еда и питье - ароматы цветов.
Но живу я недолго – не более дня.
Будь же добрым со мной и не трогай меня!
Рыба: Не отпускай ты меня, Лесовичок, назад в воду, моченьки нет там жить. Водоемы загрязняются от хозяйственной деятельности человека, люди сбрасывают мусор в воду, моют машины. А мы от этого гибнем. Река – наш дом, подумайте об этом люди.
Сова: Ох, и не любят же меня люди. Голос, видите ли, мой им не нравится, и глаза, говорят, у меня некрасивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба. Ведь только за лето я уничтожаю 1000 мышей, которые способны уничтожить 1 т зерна.
ХОРОМ: (мотылек, рыба, сова)
Ведь небо без птиц – не небо!
А море без рыб – не море!
А земля без зверей – не земля !
Птицы, рыбы и звери
В души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди!
Не убивайте зря!
Лесовичок:
Люди-исполины, люди-великаны,
Есть у вас винтовки, сети и капканы
Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно,
И должно быть сердце. Сердце человечье!
Люди –человеки, страны и народы.
Мы теперь навечно должники природы.
Надо с этим долгом как-то расплатиться.
Пусть расправит крылья раненая птица!
УЧЕНИК: До появления на Земле человека один вид исчезал в среднем за одну тысячу лет. С 1850 по 1950 гг. этот интервал составил 10 лет, а после 1950 г. – всего один год!
В настоящее время ученые считают, что один вид на Земле исчезает в один день, а к 2000 г. Этот темп может возрасти до 1 вида в 1 час.
Поэтому, начиная с 1600 г. на нашей планете вымерло около 150 видов животных, причем более половины из них - за последние 50 лет. За малым исключением все эти животные вымерли по вине человека. В марте 1974 г. была учреждена Красная книга России. В первый ее список были внесены 52 вида зверей и 65 видов птиц нашей страны.
Ведущий: Красная книга – это сигнал: обратите внимание! Значит, в Красную книгу включают растения и животных, которые больше других нуждаются в защите! Чтобы эта книга меньше пополнялась названиями исчезающих растений и животных, нужно выполнять правила поведения в природе:
- Не разоряй птичьи гнезда.
- В лесу старайся ходить по тропинкам.
- Не лови бабочек, стрекоз и других насекомых.
- Не лови диких животных и не уноси их домой.
- Не разоряй муравейники.
- Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков.
- Не оставляй мусор в лесу.
- Не отпускай собаку в лесу. Она легко может поймать плохо летающих птенцов.
- Не рви в лесу, на лугу цветов. Пусть красивые растения останутся в природе.
(Приложение – 1 Приложение - 2)
Лесовичок: Я думаю, если вы сами и подсказывая другим все правила поведения в природе будете выполнять, то природа вам скажет: “Спасибо” Ну, а я прежде чем попрощаться с вами, хочу загадать несколько загадок.
Смотри, стоит какой-то дом,
Дом без дверей и без окон
Народом дружным заселен
Народ веселый, трудовой
Охотно дом построил свой.
Все что-то тащат, все снуют.
Стараются, не устают,
Ты видел этих силачей?
Тогда скажи, дом этот чей?
Удивительный портной
Нет катушки ни одной
И машинки швейной нет,
И утюг не разогрет…
Но зато иголки есть.
Сколько? И не перечесть!
Бурый сладкоежка
По лесу идет.
- Где моя малина?
Где тут сладкий мед? -
Зря ты, сладкоежка,
К пчельнику пошел,
Будь по осторожней –
Попадет от пчел!
Дети отгадывают загадки и получают награды от Лесовичка.
Лесовичок: МОЛОДЦЫ! Пора прощаться! Лес не только для нашей забавы,
Он - богатство нашей страны.
Все деревья в нем, ягоды, травы
Нам на пользу, друзья, взращены.
Каждый куст берегите, ребята!
(Машет рукой и прячется в лесу)
Ведущий: Вот и заканчивается наш разговор о родной природе. Наша встреча не оставит вас равнодушными и каждый из вас задумается о том,что земля – наш родной дом.
Монолог природы.
Я – Природа. Я – великий мастер.
Вечный мастер жизни. Я могу,
Человек, тебя за соучастье надарить –
в моей все это власти! –
гриб в лесу, ромашку на лугу, небо в час
восхода и захода, иву над рекой…
И, наконец, солнцем прокаленный, рыжеватый
хлебный колос! Как всему венец…
Только ты мой дар, мое ученье
не прими за дань: я не раба.
Не забудь: ты сам – мое творенье!
И у нас с тобой одна судьба!
Да, ты вырос. Ты простился с детством.
Шире – что ни год – твои шаги…
Но не занимайся самоедством!
И былинку даже, что в наследство
Я тебе вручила, береги!
Даже волка – вдруг да он последний…
Уничтожить (зверь не карандаш) –
С помощью сложнейших вычислений
и машин новейших – не создашь.
Мы с тобой дорогою одною
катимся – ни часу врозь, ни дня…
И не можешь быть ты надо мною,
Как не можешь быть и вне меня.
(С. Викулов)
Дети выходят из кабинета, получив на память эмблемы со словами: “Рыбе - вода, птице- воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину” (М. Пришвин).