Детско-родительское собрание: "Такой вот подростковый возраст…"

Разделы: Работа с родителями


Цель: знакомство родителей и учащихся с особенностями подросткового возраста; поддержание атмосферы сотрудничества и конструктивного диалога.

Ход собрания: Уважаемые родители, учащиеся, сегодня я бы хотела поговорить с вами о том, что такое подростковый возраст, какие проблемы могут возникать в этот период, и мы вместе попробуем найти выход из трудных ситуаций.

А начать я вам предлагаю с игры “Ассоциации”.

Родителям предлагается подобрать ассоциацию к слову подросток, подростковый возраст (ответы родителей). Спасибо уважаемые родители, а сейчас я хочу вас познакомить с ассоциациями ваших детей.

Высказывания учащихся на основе ответов анкеты (приложение 1)

Подростковый возраст-

  1. это человек в возрасте от 13 до 17 лет, когда он думает, что может решить любую проблему;
  2. это болезнь многих подростков;
  3. период, в котором человек переходит от беззаботной жизни к самостоятельной;
  4. самый сложный возраст, когда происходит переоценка окружающих людей.

Подросток –

  1. человек, у которого нет цели, которому больше хочется развлекаться, не думая о будущем;
  2. человек, который находится на стадии переходного возраста от 14 до 18 лет;
  3. человек, который переходит от младшего возраста во взрослую жизнь;
  4. человек, который осознает все трудности жизни;
  5. это ребенок, который считает себя взрослым, хотя на самом деле им не считается;
  6. достаточно взрослый юноша или девушка от 13 до 16 лет;
  7. человек, который может выражать свое мнение, понимать окружающих, хранить секреты;
  8. человек, который имеет свое мнение на жизнь;
  9. человек, мнение которого часто не совпадает с мнением родителей.

(Подытожить ответы)

За несколько дней до собрания с учащимися проводилась небольшая анкета, с целью выявления предпочтений ребят. А ответы у нас получились следующие:

Первый пункт – необходимо было выбрать между выполнением домашнего задания и общением с друзьями. Первый пункт выбрали 24% ребят, тогда как второй – общение с друзьями 76%, что и не удивительно, ведь огромное значение для подростка имеет общение со сверстниками. Привлекательность школы для подростка порой определяется не столько возможностью учения, сколько возможностью общаться с широким кругом товарищей, друзей. Это во многом определяет его поведение, деятельность. Для подростков важно не только быть со сверстниками, главное занимать удовлетворяющее его положение. В подростковый период необычайно обостряется проблемы общения между учителем и учащимися. Достичь успехов в общении с подростками может тот взрослый, который учитывает психолого-педагогические требования к общению с учащимися.

Если ведущим видом деятельности младшего школьника была учебная, и существенные изменения в психическом развитии были связаны с нею, то у подростка основная роль принадлежит устанавливающейся системе взаимоотношений с окружающими. Именно система взаимоотношений с социальной средой и определяет направленность его психического развития. Своеобразие развития подростка состоит в том, что он включается в новую систему отношений и общения с взрослыми и товарищами, занимая среди них новое место, выполняя новые функции.

Следующим пунктом анкеты было выбрать между поговорить о возникшей проблеме с родителями, классным руководителем или с подругой, другом. С первым пунктом согласились 36% ребят, остальные 64% предпочитают решать проблему со сверстниками. С чем это связано?

На психическое развитие подростка, его поведение значительное влияние оказывает общественное мнение товарищей. Учитель и родители для подростка не является таким непререкаемым авторитетом, как для младших школьников. Подростки предъявляют высокие требования к деятельности, поведению, личности взрослых. Устанавливая отношения с родителями, учителями, они постоянно их оценивают. На основе этих оценочных суждений подросток и строит свое отношение к ним.

Далее учащимся предлагалось выбрать согласятся ли они с мнением родителей, учителей, если даже у них совсем иное мнение или стараются высказать свое мнение, т.к. они у же достаточно взрослые и у них есть свое мнение. Первое утверждение оказалось близко 32%, второе – 68% учащихся.

И такой выбор ребят не случаен. Ведь стержневым новообразованием подросткового возраста является чувство взрослости, которая выражает новую жизненную позицию подростка по отношению к себе, к людям и миру; определяет направление и содержание его социальной активности, систему новых стремлений и переживаний. Чувство взрослости проявляется в желании, чтобы и сверстники, и в первую очередь взрослые относились к нему как к взрослому человеку. В общении в частности это проявляется в требовании подростка разговаривать с ним на равных.

И родители, и учителя, и взрослые должны строить свои взаимоотношения исходя из развивающегося чувства взрослости подростка. Если учитывают его возросшие возможности, относятся к нему с уважением и доверием, создают условия, помогают преодолевать трудности в учении и общественно-полезной деятельности, помогают в установлении взаимоотношений с товарищами, то тем самым создаются благоприятные условия для психического развития.

В четвертом пункте анкеты ребята выбирали нравится им читать книги, ухаживать за животными, ходить в гости с родителями либо послушать музыку, сходить с друзьями на дискотеку. Оказалось, что заниматься животными, читать книжки, ребятам уже не интересно (24%) и они предпочитают послушать музыку, сходить на дискотеку и т.д. (76%), что тоже не удивительно. Ведь для подростков характерна разбросанность интересов. Для него вдруг становится неинтересным то, что волновало вчера, на смену приходят совершенно новые интересы, увлечения, потребности. Именно в подростковом возрасте начинает образовываться определённый круг интересов, который постепенно приобретает известную устойчивость. В старших классах интерес всё больше перемещается с учебных предметов, с уроков в другую среду вне школьной деятельности. Очень часто более активно формируется не познавательные интересы, а спортивные, технические, художественные. Это, конечно, отражается на школьных занятиях, интерес к ним снижается, успеваемость падает. Делая что-то дополнительно, учащиеся не всегда выполняют задание учителя, так как эти задания для них уже неинтересны.

И так, мы познакомились с ответами ребят, а сейчас я предлагаю вам поиграть в игру “Поменяемся местами”. Цель этой игры научиться ставить себя на место другого человека, способствовать преодолению барьеров в общении.

Ход игры. Выбираются по желанию семья (родитель и ребенок). Один садится на стул, другой встает позади него. Группа задает вопросы к сидящему, обращаясь к нему как к его партнеру. Задача сидящего, отвечать так, как бы ответил его партнер. В конце обсуждается, правильно ли отвечал сидящий, совпадали ли ответы и почему? Кто лучше знает: родитель – ребенка, или ребенок – родителя?

Проигрывание ситуаций. Мы посмотрели с вами насколько хорошо мы знаем друг друга, а сейчас давайте попробуем проиграть одну из ситуаций, которая наверняка возникает в вашей семье (ситуации подбираются из тех, на которые чаще всего жалуются родители).

Ситуация: подросток отпрашивается у родителя пойти погулять, но не говорит с кем, куда идет, и чем будет заниматься. Задача родителя попытаться “выудить” эту информацию. Задача ребенка - как можно корректнее отпроситься, у родителя, чтобы у него не возникало никаких сомнений, но не говорить правду. В конце вместе с родителями и учащимися необходимо разобрать данную проблему и решить, как же лучше на самом деле поступить обеим сторонам, чтобы не возникло конфликтной ситуации.

Анкета “Хорошие ли вы родители?” (приложение 2) А сейчас я предлагаю родителям ответить на вопросы анкеты, для того, чтобы узнать какие мы родители, понимаем ли мы своих детей и получить небольшие рекомендации как лучше строить свои взаимоотношения с детьми.

И в конце я бы хотела сказать, что последним заданием анкеты было написать несколько качеств, которые они хотели бы видеть в своих родителях. И самыми первыми пунктами было понимание, общительность, терпеливость, доброта и только потом шли такие качества как строгость, грубость, агрессивность и т.д. Уважаемые родители, прислушайтесь к ответам детей, постарайтесь строить свои отношения на равных, учитывая все особенности, о которых мы с вами говорили, а вы ребята, раз уже поднялись на несколько ступенек к взрослости постарайтесь не огорчать своих родителей, и относиться с пониманием к их переживаниям за вас.