Цели:
- Научить писать букву “Ц”.
- Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к птицам.
- Развивать наблюдательность и внимание.
Оборудование:
- для учащихся (“Пропись”, схемы, цветные карандаши, ручка).
- для учителя (картинки птиц, схемы слов, запись песни “Кто же такие птицы?”).
Ход урока
1. Организационный момент:
- Начинаем урок русского языка.
2. Повторение.
а)
Фронтальная работа | Индивидуальное задание сильным ученикам |
Игра “Будь внимательным”. - Какие гласные буквы пишутся после твёрдого согласного? (а, о, у, ы). - Какие гласные буквы пишутся после мягкого согласного? (я, ё, ю, е, и). - Давайте поиграем. Вы закроете глаза, а я переставлю буквы. (а – я), (о – ё). - Что изменилось? Молодцы! Вы умеете быть внимательными. |
Задание трём ученикам: - Сложи схему слова: 1. курица 2. синица 3. скворец |
б) Работа со схемами.
- Как называется одним словом, что вы видите на доске?
- Это птицы.
Анализ слова “птицы”:
- Назови первый гласный звук.
- Назови второй гласный звук.
- Сколько слогов в слове?
- Какой ударный?
- Читаем слово хором.
в) Проверка самостоятельной работы трёх учащихся.
3. Объявление темы и цели урока:
- Сегодня будем говорить о птицах. Какую букву будем учиться писать?
- Прописную букву “Ц”.
- Всю работу должны сделать на “отлично”.
а) Фонетическая разминка.
- Как подзывают цыплёнка? (Цып-цып!)
- Как скачет лошадь? (Цок-цок!)
б) Физминутка для рук “Лошадки”.
4. Работа над новой темой. “Пропись” с. 23.
а) Штриховка.
- Заштрихуй рубашку циркача.
б) Сравнение печатной и письменной буквы.
- На какую букву похожа буква “Ц”? (И, Ш, у).
- Сколько элементов в букве “Ц”? (3 элемента)
в) Показ написания учителем:
- Пишу “И”, чуть поднимаю закругление над нижней строкой и пишу петлю, как у буквы “у”, но только меньше. Веду вниз, прямо, закругляю.
г) вспомним правила посадки при письме.
д) Письмо буквы в воздухе под счёт: и 1, и 2, и 3.
е) Письмо буквы по элементам и целиком.
ж) Ошибки:
- Сравни с образцом в “Прописи”.
5. Закрепление.
а) Запись слогов по образцу: Цо, Цы, Цу, Ци, Ца.
Физминутка “Цапля”.
- Кого вы изобразили?
- Цаплю.
б) Анализ схемы слова “цапля”:
- Сколько звуков? (5)
- Сколько букв? (5)
- Почему слово написано с большой буквы? (Это начало предложения).
- Напишите слово “Цапля”.
СПРАВКА:
Очень мало слов – имён собственных на букву “Ц”.
- Назовите имя. (затрудняются) Цецелия, Цезарь.
- А город? Цюрих в Германии.
Очень мало слов – имён собственных на букву
в) Работа с текстом:
- Прочитайте. Сколько здесь предложений? (2)
Цапля ходит по болоту.
Ждут в гнезде её птенцы.
Игра “Найди предмет”.
- Чем кормит цапля своих птенцов? (лягушками)
- Притаится, высмотрит, подкрадётся и схватит.
- Найди лягушонка – скажи мне на ухо.
- Молодцы! Все наблюдательны!
г) Списывание 1-го предложения.
Звучит песенка “Кто же такие птицы?”
- Кто такие птицы?
- У них есть перья, клюв и т. д.
д) Работа у доски и в “Прописи”:
- Закончи предложение.
Птицы: ……., ……… (синицы, цапля).
Звери: ………, ……… (волк, заяц).
Взаимопроверка:
- Поменяйтесь с соседом тетрадями и проверите работу друг друга.
е) Воспитательный момент:
- Кому из этих птиц живётся легче всего?
- Курице и петуху, т. к. за ними ухаживает человек.
- Как мы можем помочь птицам?
Мама режет хлеб,
А крошки собираю я в ладошки.
Ни червей зимой, ни мошек,
Птицам не прожить без крошек.
ж) Прочитай скороговорку:
Летит скворец – зиме конец.
- Назови слова с новой буквой. (скворец, конец)
- Спиши без ошибок.
6. Итог урока:
- Что узнали на уроке?
- Букву “Ц”, о птицах.
- Что понравилось?
- Оцените свою работу сами. Пусть встанут те, кто аккуратно выполнил свою работу. Будьте строги к себе!