Создание ситуации успеха на уроках английского языка посредством педагогики сотрудничества и проектной методики

Разделы: Иностранные языки


Педагогика сотрудничества дает широкие возможности учитывать особенности каждой личности, ( а для учителя-практика каждый ребенок представляет собой личность, хотя и находящуюся в процессе формирования).

Хотелось бы заострить внимание на некоторых теоретических положениях педагогики сотрудничества.

По информации некоторых источников основателями ее являются американские педагоги. Но в данном случае речь пойдет о педагогике сотрудничества как одном из важнейших направлений отечественной педагогики 2-й половины XX века.

Она представляет собой систему методов и приемов воспитания и обучения на принципах гуманизма и творческого подхода к развитию личности. Название было дано группой педагогов новаторов: это Н.К.Крупская, С.Т. Шацкий, В.А.Сухомлинский, А.С.Макаренко. Сюда включены достижения русской психолого-педагогической науки и практики: К.Д.Ушинского, Н.П.Пирогова, С. Л.Соловейчика, а также зарубежных ученых, таких как К. Роджерс, Ж.Ж.Руссо, Э.Берн и др.

Ниже приводятся основные положения педагогики сотрудничества и примеры их применения на практике известными педагогами:

  • отношение к учению, как творческому взаимодействия учителя и ученика;
  • обучение без принуждения;

Центральная точка такой педагогики — исключение из наших методов принуждения к учению. Мы должны обойтись без принуждения по соображениям гуманности. И мы вынуждены исключить средства принуждения, потому что их просто-напросто не осталось в нашем распоряжении, разве что у тех педагогов, которые могут взять ребенка криком, на испуг.

Когда ученик работает систематически, каждый день, не надеясь на то, что его не вызовут и не спросят, он быстро развивается, он больше не числится в отстающих. Это так воодушевляет учеников всех возрастов — от младших до старших, — что дальнейшая работа в атмосфере успеха не представляет особого труда. Успех детей зависит, в частности, от повторения. Сверхмногократное повторение с включением трех видов памяти — зрительной, слуховой и моторной — приводит к тому, что, хочет ученик или не хочет, он все равно будет знать и уметь все, что требуется; ему можно ставить отметки, можно и не ставить.

Ш.Амонашвили вообще не ставит маленьким детям отметок, С.Н.Лысенкова не ставит двоек, потому что у нее все дети успевают, В.Ф.Шаталов в случае невыполнения работы оставляет пустую клетку в ведомости ежедневного учета знаний. Формы разные, а суть одна — учение без принуждения.

  • идея уверенности в своих силах и в способность достижения цели;
  • использование опор (опорные сигналы, схемы, детали)

Опорный сигнал у В.Ф.Шаталова, схемы у С.Н.Лысенковой, зримая модель поведения в методике творческого воспитания И.П.Иванова, опорная деталь у Е.Н.Ильина, певческий алгоритм в методике Д.Е.Огородного. Формы опор самые разные, но общий принцип просматривается четко: чтобы даже слабый ученик мог отвечать у доски достаточно свободно, не задерживать класс и не сбивать темп урока, перед ним должна быть опора. Это не наглядное пособие в виде таблиц, а путеводная нить рассказа, правила, способа решения задачи. Слабые ученики пользуются опорой дольше, чем сильные, но это различие в классе незаметно, все отвечают уверенно и заслуженно получают хорошие отметки.

Особенно надо остановиться на опорных сигналах, изобретенных В.Ф.Шаталовым. Это не схема, а набор ключевых слов, знаков и других опор для мысли, особым образом расположенных на листе. Сигнал позволяет ученикам свертывать и развертывать предъявляемый для изучения текст, и сама эта операция свертывания и развертывания, доступная каждому ученику, сильно облегчает понимание и запоминание материала и, что важно, полностью исключает возможность зубрежки. Ученики не только следят за мыслью учителя во время его рассказа, но они теперь могут сами проходить путями учительской мысли, как по лабиринту. До сих пор мы знали лишь один метод развития мышления — проблемный: мысль вызывается вопросом. Но у части учеников мысль настолько слаба, что она окончательно замирает при встрече с самой небольшой трудностью. Обычно учителя ругают таких учеников за нежелание думать или оставляют их в покое — в покое, но без помощи. Педагогика сотрудничества представляет развитие даже самой малой способности к мышлению. Ни понуканиями, ни принуждением, ни индивидуальными дополнительными занятиями этого добиться нельзя, потому что на таких низких уровнях способностей и успешности самолюбие играет решающую роль.

  • самоанализ (индивидуальное и коллективное подведение итогов деятельности учащихся)
  • свободный выбор (использование учителем по своему усмотрению учебного времени в целях лучшего усвоения учебного материала)

Чтобы дети чувствовали себя сотрудниками педагога в учении, надо, где только можно, предоставлять им свободный выбор. Ш.Амонашвили оставляет на выбор даже самых маленьких детей — какую задачу решать. В.Ф.Шаталов задает ученику сто задач, чтобы он сам выбирал для решения любые из них и в любом количестве. У С.Н.Лысенковой дети сами выбирают, какие трудные слова учитель должен написать на доске при работе над изложением. У И.П.Волкова детям дают лишь тему: “делаем рыцарей”, “делаем копии памятников архитектуры”, но как делаем, из чего делаем — это полностью предоставляется на выбор ребенка. Свобода выбора — самый простой шаг к развитию творческой мысли. Многие дети не способны к изобретению, выдумке, но даже самые нетворческие из них способны сделать выбор.

  • интеллектуальный фон класса (постановка значимых жизненных целей и получение учащимися более широких, по сравнению с учебной программой, знаний)

Известно, что на конечный результат учения и воспитания ученика больше всего влияет семья; но из школьных факторов, как показывают исследования, важнее всего не образование учителя, не материальные затраты на обучение, даже не количество учеников в классе, а жизненные цели, которые, ставят перед собой одноклассники ученика. Если в классе сильно общее стремление к знаниям, к достижению высоких целей, то и каждый ученик будет лучше учиться. На общие цели и ценности класса сильно влияет его интеллектуальный фон (термин В.А.Сухомлинского). Чтобы создать обстановку сотрудничества, учитель старается усилить стремление к знаниям разного рода, а не только к программным. В.Ф.Шаталов проводит великое множество экскурсий, в его классе всегда есть набор папок с газетными вырезками самых важных статей, которые должен прочесть каждый. С.Н.Лысенкова старается давать как можно меньше письменных заданий на дом, чтобы освободить время детей для чтения. И.П.Волков ввел в реутовской школе № 2 “творческие книжки”, в которые записываются все работы, выполненные школьником, будь то техническая модель, доклад по биологии или урок, проведенный шестиклассником-педагогом во втором классе.

  • коллективная творческая воспитательная деятельность;
  • творческое самоуправление учащихся, личностный подход к воспитанию, сотрудничество учителей, сотрудничество с родителями.

Рассмотрим, как реализуются данные положения на практике и какие возможности предоставляет педагогика сотрудничества для создания ситуации успеха для учащихся.

Прежде всего, как мы заметили выше, педагогика сотрудничества проявляет свое основное свойство для всех участников учебного процесса, а именно для родителей, учащихся и учителей.

Учителю необходимо осуществлять постоянную связь с родителями, и она должна выражаться не просто в замечаниях, которые учитель записывает в дневник ребенка. Более всего для этого подходит индивидуальная беседа, в которой обсуждаются личные интересы и потребности учащегося, его заинтересованность в предмете. Учитель и родитель совместно обсуждают возможности создания наиболее благоприятных условий для обучения ребенка, в частности формы контроля и оказания помощи в выполнении домашнего задания со стороны родителей. Например, учителю английского языка часто приходится слышать фразу: “Я не смогу помочь и проконтролировать. Я не знаю английский”. Между тем. Каждый родитель может и обязательно должен проявить заинтересованность, выслушать устное задание, просмотреть выполнение письменного. Ученик, особенно младший школьник, с удовольствием поделится своими достижениями и еще раз почувствует ситуацию успеха.

Вопрос о педагогике сотрудничества тесно связан с вопросом о роли учителя. Роль учителя состоит не в том, чтобы учить, а в том, чтобы помогать ученикам учиться. Учитель в первую очередь должен быть создателем развивающей среды, побуждающей ученика учиться. С. Соловейчик писал, что сотрудничество – это совместная работа равных. Поэтому логично предположить, что на уроке возможно создание ситуации, когда в роли учителя выступает ученик. Причем эта ситуация оказывается ситуацией успеха для всех ее участников.

Действительно, в практике преподавания английского языка нами нередко используются такие приемы. Для этого отдельным учащимся (или группам учащихся) дается домашнее задание составить упражнения для других детей. Эти упражнения могут быть связаны с тренировкой лексики, работой над текстом или использованием грамматического правила. Как показывает практика, ученики, особенно начальной школы, с большим удовольствием составляют кроссворды, зашифровывают слова, составляют вопросы к тексту, составляют предложения, которые несут смысловую нагрузку, связанную с текстом; причем остальные ученики должны определить верное ли это предложение, и тому подобные задания.

Не менее успешно дети выполняют задания, составленные одноклассниками. Свою успешность ощущают как ученики составлявшие, так и выполнявшие задания. Кроме того, развиваются организаторские способности, умение слушать, слышать и уважать своего одноклассника.

Например, один ученик составил и начертил кроссворд на доске. Он сам зачитывает вопросы, другие учащиеся должны его услышать, затем он сам выбирает ученика, который первым поднял руку, после чего тот вписывает в кроссворд на доске. Т.е. происходит самое непосредственное сотрудничество учащихся между собой и учителем. При чем учитель играет в данном случае второстепенную роль.

Кроме того, элементом педагогики сотрудничества, также помогающим создать и в полной мере ощутить (что очень важно!) ситуацию успеха на уроке, является проектная методика. Безусловно, создание групповых проектов в чистом виде возможно только начиная со средней ступени обучения. Но и в начальной школе на уроках английского языка возможно использование элементов проектной методики, в частности, создание индивидуальных краткосрочных проектов. Примером такого проекта может служить создание правил (для учащихся, для детей, для себя, для взрослых) при изучении модального глагола must. Или конкурс на создание образа фантастического животного при изучении лексики по теме “Описание внешности”, “Части тела”.

Самым простым примером практико-ориентированного краткосрочного проекта является разработка тематического иллюстрированного словаря. Работа может выполняться как индивидуально, так и в группе.

Данный проект можно отнести к творческому типу, т.к. ребенок самостоятельно разрабатывает дизайн проекта, а также к информационному типу, т.к. наличествует поиск информации по заданному критерию (определенная тема), сопоставление и обобщение информации. Темы могут быть разными, например “Животные”, “Пища”. Проекты могут быть выполнены в разных формах. Например “Spider gram” (паук + диаграмма), в технологии критического мышления этот прием называется “Виноградная гроздь”.Это могут быть книжки-раскладушки с иллюстрациями, географические карты, с нанесенными на нее изображениями животных в местах их обитания, карты-схемы зоопарка и др.

Одним из важнейших обучающих и воспитывающих моментов в ситуациях успеха и неуспеха является осознание учеником достигнутого и недостигнутого, усвоенного или непонятого. Проще говоря – рефлексия и самоанализ.

Трудность школьного учения состоит, в частности, в том, что это единственный вид работы, которую человек сам не оценит — нуждается в оценке учителя. Между тем лишь того можно назвать самостоятельным, независимым человеком, кто сам выносит точную оценку своей работе, не завышенную и не заниженную, кто научен и приучен анализировать свою деятельность. Оказалось, что все мы, хоть и по-разному, учим детей индивидуальному и коллективному самоанализу. Е.Н.Ильин подводит своих учеников к размышлению о собственной жизни: “А как поступаю я? А что я представляю из себя?” Сильно развит коллективный анализ ответа ученика у доски в методике В.Ф.Шаталова, потому что отметка за работу в этом случае не ставится, и ученики не боятся делать замечания отвечающему, свободно обсуждают его работу. Ш.А.Амонашвили специально учит маленьких детей оценочным действиям и суждениям. Его ученики проверяют и оценивают работу товарищей (естественно, не выставляя отметок), рецензируют письменные работу друг друга. При этом они пользуются эталонами, чтобы их суждения были содержательными.

В самом начале обучения ученик с радостью делится с учителем “А я запомнил!”, “А я выучил!”. Позже некоторые учащиеся становятся более закрытыми, не всегда готовы признаться, что не поняли, или не доучили какой-то материал.

Для формирования самоконтроля и самооценки мы предлагаем завести специальные дневники. Это может быть блокнот или тетрадь, которая нравится ребенку. Это его личная вещь, и учитель сразу признает право ученика не показывать ему свои записи. осле каждого урока дети записывают свои успехи, то, чего достигли и над чем считают нужным поработать. Учитель не требует отчета о записях, но после каждого урока напоминает о необходимости сделать запись.

Как показывает практика, ученики с удовольствием проделывают эту работу, и через некоторое время (примерно через месяц) некоторые из них с удовольствием читают свои записи учителю и другим учащимся. Это интенсивно развивает ответственное, осознанное отношение к учебному процессу, повышает самоконтроль, дает возможность ребенку проанализировать свои сильные и слабые стороны.

(Десять советов Симона Соловейчика)

Там, где детей не побуждают выдумывать хорошее, они придумывают дурное. Поэтому пусть они придумывают все время.

Если не получается – пусть соберутся вдвоем, втроем. Вместе – получится.

Дети очень любят импровизировать. Поэтому вся подготовка – от силы десять минут. Нет выступающих и зрителей, в каждом деле участвуют все.

Для проведения творческих дел не обязательно самому быть выдумщиком, надо просто поддерживать детей и уважительно относиться к их предложениям.

Все командирские посты – по очереди. Сегодня – ты, завтра – я. Но всегда вместе.

Любое дело не только сообща выполняется, но и организуется.

В каждой затее – забота друг о друге и об окружающих людях.

Каждое дело надо обсуждать в общем кругу. С этого начинается все.

Поменьше замечаний на бегу, побольше серьезных разговоров в тихую минуту. С детьми вообще надо больше разговаривать – меньше придется кричать на них.

В общем деле все в ответе за все. И каждый – самый главный.