Открытый урок по теме: "Сложение и вычитание многозначных чисел". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель урока: закрепить письменный прием – сложения и вычитания многозначных чисел. Повторить письменные алгоритмы сложения и вычитания, закрепить умения решать задачи. Развивать математическую смекалку, творческое мышление, формировать бережное отношение к природе.

Задача урока: показать пути экологического воспитания на уроке математики, воспитывать любовь к математике, природе, ко всему живому.

Оборудование: “Ромашка” для устного счета, книги В. Бианки, Г. Скребицкого М. Пришвина, карточки с заданиями, карточки с ответами примеров, иллюстрации с изображением животных, учебник математики –

4-й класс М. И. Моро, М. А. Бантова и др.

I. Организационный момент.

II. Тема урока.

Урок математики начнем с проверки домашнего задания.

По вариантам запишите примеры.

I вариант II вариант
40099 + (36205 + 39486) =115790 700099 – 192015 = 508084
265746 + (344039 + 41563) =651348 800100 – 391950 = 408150

Конечные результаты этих примеров сравните с результатами в домашней работе. Они должны быть одинаковые. Решив эти примеры, кто может догадаться, какова тема урока.

Д. Сегодня на уроке мы будем изучать тему “Сложение и вычитание многозначных чисел”.

У. Мы закрепим знания по этой теме. Кроме того узнаем много интересного.

III. Устный счет.

А. сейчас гимнастика для ума.

У. Какое слово сейчас зашифровано на доске?

1) 5361 – 1000 (4361, Э)
2) 1560 – 839 (721, К)
3) 2120 – 1240 (880, О)
4) 2000 – 108 (1892, Л)
5) 1592 – 50 (1542, О)
6) 2948 – 2000 (948, Г)
7) 2500 + 1056 (3556, И)
8) 1604 + 1700 (3304, Я)

У. Какой букве соответствует ответ?

У. Какое слово получилось?

Д. Экология.

У. А что такое экология?

Д. Наука, которая изучает отношения между растениями, животными и окружающей средой.

У. Слово “Экология” было зашифровано не случайно. Все задания будут связаны с проблемами экологии.

У. Задачи для устного решения.

1) У. В 1984 году в нашей стране было 143 заповедника. За последние 10 лет создано еще 50 новых заповедников. Сколько заповедников стало в нашей стране?

Д. В нашей стране стало 193 заповедника.

У. Что такое заповедник?

Д. Место, где оберегаются и сохраняются редкие и ценные растения, животные, уникальные участки природы.

У. Какие заповедники вы знаете?

Д. Из курса природоведения мы знаем Окский, Лосиноостровский и Таймырский заповедники.

2) У. Одно крупное предприятие выбрасывает в атмосферу 20 т. сажи в год. После установки очистных сооружений на этом предприятии количество выбросов сажи уменьшилось в 20 раз. Сколько тонн сажи выбрасывается в атмосферу после установки очистных сооружений?

Д. В атмосферу выбрасывается 1 тонна сажи.

У. Каких насекомых мы называем санитарами леса?

Д. Муравьи.

3) У. Самые трудолюбивые санитары леса – муравьи. В среднем муравьи за минуту приносят в муравейник 2 десятка насекомых. Сколько насекомых принесут муравьи за 1 час?

Д. За 1 час муравьи принесут 1200 насекомых.

У. Посмотрите на выставку книг, которые вам пригодятся для ознакомления с жизнью животных и растений нашей страны. Это книги В. Бианки, Г. Скребицкого, М. Пришвина.

Учитель показывает книги данных авторов.

IV. Закрепление.

У. Посмотрите на необыкновенные примеры, записанные на доске. Вместо какого компонента – листочек?

Д. В первом примере неизвестно вычитаемое.

У. Как найти неизвестное вычитаемое?

Д. Нужно из уменьшаемого вычесть разность.

У. Что неизвестно во втором примере?

Д. Первое слагаемое.

У. Как найти неизвестное слагаемое?

Д. Нужно из суммы вычесть известное слагаемое.

У. Что неизвестно в третьем примере?

Д. Уменьшаемое.

У. Как найти неизвестное уменьшаемое?

Д. Надо сложить вычитаемое и разность.

Дети решают примеры. Учитель переворачивает листочки, сверяя ответы.

– столько жуков короедов съедает за один день дятел.
– столько лет живет сосна.
– столько полевых мышей уничтожает сова за один год.

А теперь решим задачу.

На территории Окского заповедника гнездятся сотни птиц. Поползни приносят своим птенцам в день 335 гусениц. Дятлы – на 115 больше, чем поползни, а скворцы в 2 раза больше. На сколько больше гусениц приносят своим птенцам скворцы, чем дятлы?

У. Запишите условие.

 

Посмотрите какая птица больше всего приносит гусениц?

Д. Скворцы.

У. Сможем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?

Д. Нет.

У. Почему?

Д. Мы не знаем сколько гусениц приносят дятлы и сколько гусениц приносят скворцы.

У. Как это можно узнать? Каким действием?

У. Составьте план решения задачи (время 3 мин.).

Д. Мы должны 335 + 115 = 450 (г). Это число говорит о том, сколько гусениц приносят дятлы.

А умножив 2 х 335 мы узнаем, сколько гусениц приносят скворцы. Это равно 670.

У. Повторите вопрос задачи.

Д. На сколько больше гусениц приносят скворцы, чем дятлы?

У. Каким действием узнаем насколько больше гусениц приносят скворцы, чем дятлы?

Д. Вычитанием.

670 – 450 = 220 гусениц.

У. Прочитайте ответ.

Д. Скворцы приносят своим птенцам на 220 гусениц больше, чем дятлы.

У. Решите задачу самостоятельно.

Делается взаимопроверка.

V. Физкультминутка.

VI. Индивидуальная работа.

1-я карточка. (10000 – 9979) + 1285
13968 – 9756 + 5082
(1306)
(9300)
2-я карточка. 340 + 226 – 66
876 - 376 +192
(500)
(692)
3-я карточка. 311 + 226 + 326
456 + 231 + 301
(863)
(988)
4-я карточка. 865 – 365 – 200
294 – 183 – 110
(300)
( 1)
5-я карточка. +7360
254
.61.
_2543
691
. .52
(7614) (1852)

У. Карточки вложите в тетрадь. Я их оценю позже.

У. А теперь посмотрите на доску. Что написано на доске?

Д. Уравнения.

290 + Х = 640 – 260 (Х = 90)
400 – Х = 275 + 25 (Х = 100)
2007 – Х = 2000 (Х = 7)
Х + 200 = 420 (Х = 120)

У. Выберите то уравнение, которое вы можете решить.

Проверка будет проходить так.

Те, кто решил первое уравнение, выбирают животных, обитающих в лесу из изображенных на доске. Решившие второе уравнение - выбирают животных пустыни. Те, кто решил третье уравнение, выбирают животное, обитающее в степи. Решившие четвертое уравнение – выбирают животное тундры. Переверните карточку и на обратной стороне вы увидите ответ. Если ответ совпадает, то вы выбрали животное правильно.

Работа с учебником.

У. А теперь поработаем с учебником. Откройте учебник на стр. 75 №4. Время работы 4 минуты. После решения примеров используем взаимопроверку.

VIII. Домашнее задание

У. А сейчас определим наше домашнее задание.

Стр. 75 - № 6 задается всем детям, а № 9 – выборочно (весь номер – более успевающим, 1, 2-й столбик – менее успевающим).

Я не даю пояснения к домашнему заданию, т. к. задания такого типа были в классной работе.

IX. Тестирование.

У. Вы хотите убедиться в прочности своих знаний?

Д. Да.

У. Для этого возьмите карточку и проведем тестирование.

 

После окончания работы вложите тест в тетрадь.

Х. Итог урока.

У. Чему учились на уроке?

Д. Работали над сложением и вычитанием многозначных чисел.

У. Что нового узнали?

Д. Кроме знаний по математике, мы говорили о природе.

У. Мы говорили о нашем общем доме – планета “Земля”. Человек неотделим от природы, он учится у природы. Уважайте законы природы. Только в содружестве с ней мы можем быть счастливы.

У. А теперь возьмите оценочные листы урока (см. Приложение1). Оцените свою деятельность. А я, собрав ваши тетради, посмотрю соответствует ли ваша оценка вашим знаниям.

У. Урок окончен. Спасибо за урок!