Интегрированный урок чтение – трудовое обучение изобразительное искусство. Тема: "А.Прокофьев "Берёзка". Работа с разными материалами. Пейзаж из берёсты "Простая русская берёзка – символ Родины моей". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

  • учить детей выразительно читать стихотворения, работать с берёстой; развивать внимание, воображение, творческие способности, художественный и эстетический вкус, обогащать речь;
  • воспитывать любовь к поэзии, к Родине, трудолюбие, усидчивость, желание доводить начатое дело до конца.

Оборудование: берёста, эскизы, шаблоны, клеё, рамки, ножницы, краски, учебник “Родное слово”, авторы Грехнёва, Корепова, аудиозаписи “Во поле берёза стояла”, стихотворение А. Прокофьева “Берёзка”, “Россия – Россеюшка”, Ю. Антонов “Родные, милые места”, “Моя Россия”, рисунки и поделки детей о берёзе и из берёсты.

Ход урока

I. Организационный момент.

(Под музыку русской народной песни “Россия – Россеюшка” дети заходят в класс).

- Встаньте ровно, улыбнитесь друг другу и тихонько садитесь.

Урок поэзии сегодня,
Урок добра и красоты.
А добро творить –
Людей веселить.

II. Сообщение темы и целей урока чтения.

- Сейчас мы проведём урок чтения с уроком трудового обучения, объединённые одной темой. Какова тема урока вы узнаете, отгадав загадку.

Ветки нежные,
Кора белоснежная.
Даже в песнях славится
Дерево-красавица. (Берёза).

- Как вы догадались, что это берёза?

- Верно.

На уроке мы расскажем
О берёзке дорогой.
И рисунки вам покажем,
Да и песенки споём.
Ну а главная задача –
Композицию создать,
И берёзки так наклеить –
Чтобы радовали глаз.

III. Изучение темы урока.

1. Сообщение учителя о берёзе.

- Берёза – исконно русское дерево, хоть и растёт не только в России. Название её уходит в глубокую древность. Много веков назад существовало у древних славян слово “бер”. Означало оно “светлый”, “ясный” “блестящий”, “белый”. Именно от него и появилось слово берёза, берёста.

У многих народов есть слова, похожие по звучанию на русское берёза. У литовцев – береза, у древних германцев – бирка, в старом исландском языке – бьорк. Стали искать для всех этих слов одного прапрадедушку. И знаете, где разыскали? В древней Индии. Да, да! Древнее слово “бхэо” означало “светлый”.

От белой светлой коры получила берёзка своё имя.

В давние времена Новый год встречали не с ёлкой, а с берёзой, а название первого месяца было “берёзовым”: старославянское “брезень” - “апрель”, евангелистское “березозол” (от берёза и зол (зел) – зелёный). Хотя было и народное толкование. В начале весны расширяли поля, вырубали берёзу, а потом жгли, удобряя золой землю. И был этот месяц зол для берёзового леса. В украинском языке сохранилось название березень, в чешском – брезен (март). В белорусском языке с берёзой связан апрель, но он – “соковник” - от “сок” (берёзки ещё не зеленеют, в них только начинается сокодвижение).

Берёзовый Новый год существовал до 1343 года, а вот праздник берёзки остался, им отмечают окончание весенних полевых работ.

Наши предки – славяне верили в лесных, водяных и небесных духов, чтилась у них главная богиня, мать всех духов и богатств на земле. Её называли Берегиня. Имя это в истории сохранилось, а ни одного изображения нет: ни рисунков, ни фигур из глины или дерева. Потому и считают некоторые историки, что Берегиню почитали в образе священного белого дерева – русской берёзы.

Древние славяне считали берёзку священным деревом, олицетворяющим свет, чистоту, женственность, и посвящали её богине Ладе, богине любви.

Берёза в устном народном творчестве – символ стройности и красоты. Сколько пословиц, поговорок сложено о русской красавице!

2. Фронтальная беседа по теме урока.

- Какие пословицы, поговорки, народные приметы вы знаете?

- А какие загадки о берёзе вы помните?

- А кто из вас не помнит русскую народную песенку “Берёза моя, берёзонька…”

(Дети читают хором).

(Учитель продолжает вместе с детьми):

Близ тебя, берёзонька,
Красны девушки
В семик поют,
Под тобой, берёзонька,
Красны девушки
Венки плетут.

- Семик – весенний праздник. Он продолжался всю неделю. Народ называл эту неделю “зелёной”. В четверг девушки шли в лес, выбирали молодую берёзку, украшали её лентами, завивали венки. Ветки берёзы пригибали к земле, верили, что берёзка передаст своё буйный рост посевам. Вокруг берёзки водили хоровод, пели песни, одаривали берёзку гостинцами, радовались весне, теплу, кумились, целуясь через ветви берёзы, клялись в вечной дружбе.

- Давайте и мы с вами поводим хоровод.

(Хоровод “Во поле берёза стояла”).

- Берёзку милую, родную издавна считают символом России. Она воспета в поэзии и прозе, в музыке и живописи, в фольклоре. Россия и берёза – эти два понятия не разделимы.

(Выходят 4 ученика и читают стихотворения).

Русь моя, люблю твои берёзы!
С первых лет я с ними жил и рос.
Потому и набегают слёзы
На глаза, отвыкшие от слёз. (Н. Рубцов).

Люблю дымок спалённой жнивы,
В степи, ночующий обоз
И на холме, средь жёлтой нивы
Чету белеющих берёз. (М. Лермонтов).

Ты до того, берёзонька, красива
И в полдень жаркий, и час росы,
Что без тебя не мыслима Россия
И я не мыслим без твоей красы. (П. Балацкий).

На поляне, на пригорке,
Под окном, среди полей
Белокорая берёзка –
Символ Родины моей. (М. Ероха).

- Полюбилась русскому народу белоствольная берёзка. Где бы ни был русский человек, какие бы диковинные растения его не окружали, тоскуя о Родине, он мечтал о встрече с милой скромной берёзкой. Ей посвящали свои лучшие произведения наши поэты. Дома вы, ребята, готовили понравившиеся стихотворения о берёзе. Готовы с нами поделиться?

IV. Проверка домашнего задания.

(Дети читают стихотворения, которые приготовили дома:

  1. С. Есенин “Берёза”.
  2. А. Фет “Берёзонька”.
  3. В. Рождественский “Чуть солнце пригрело…”.
  4. В. Боков “Берёзонька-беляночка”.
  5. В. Семёнов “Грустит берёза под горой…”).

V. Продолжение темы урока.

- Какое милое, очаровательное дерево! Ни одно из деревьев не вмещает столько понятий, не рождает столько образов и сравнений. Всматриваясь в берёзовый лес, в кряжистые узловатые стволы, вспоминаешь трудолюбивые мозолистые руки наших людей. Молодые берёзки – стройные, прямые, как бы на цыпочках тянутся к небу, напоминают девичью красу, стройную и статную, с гибкой талией, с русыми косами.

(Выходит ученик и читает стихотворение).

Хороша ты любою порою.
И недаром, всем сердцем любя,
Богатырского леса красою
Называли повсюду тебя.
И недаром тебе лишь вручали
Все невесты Отчизны моей
И девичьи мечты, и печали,
Словно старшей подруге своей.

VI. Работа над картинами.

- А сейчас мы “откроем дверь” картинной галереи.

(Учитель открывает доску. На доске репродукции картин: А. И. Куинджи “Берёзовая роща”, И. И. Левитан “Берёзовая роща”, И. И. Шишкин “Берёзовая роща”).

- Рассмотрите внимательно картины.

- Что объединяет все эти картины?

- Какое настроение они вызывают и почему?

- А чем они отличаются друг от друга?

- А вот такой увидели и запечатлели в своих рисунках нашу берёзку вы, ребята.

(Выставка рисунков, которые дети нарисовали дома).

- С каким настроением вы, ребята, рисовали свои рисунки?- В чем выражена ваша любовь к белоствольной красавице?

VII. Работа над лирическим стихотворением.

3. Первичное восприятие и беседа.

- Сегодня на уроке мы с вами продолжим работу со стихотворениями русских поэтов о берёзке.

(На доске тема урока: “А. Прокофьев “Берёзка”).

- Это стихотворение вошло в поэму “Россия” - для поэта берёзка и Россия неотделимы друг от друга.

Послушайте внимательно стихотворение и постарайтесь представить себе нарисованные в нём картины, вслушайтесь в звучание стиха, почувствуйте настроение.

(Учитель читает стихотворение наизусть).

- Какие картины вы себе представили, слушая это стихотворение?

- Значит, читая стихотворение, мы можем себе нарисовать в своём воображении то, что и не описывает автор.

- Какое настроение автора вы почувствовали: ликующее, восторженное, печальное, весёлое, праздничное, радостное, спокойное, мечтательное, грустное? Обоснуйте свой выбор.

- Какие чувства возникли в вашем сердце: изумление, радость, восторг, восхищение, грусть, печаль, ликование? Объясните сой ответ.

- Значит, лирические стихотворения отражают не события, а душевное переживание поэта, его настроение.

4. Чтение стихотворения детьми и беседа по прочитанному.

- Прочитайте стихотворение про себя, подчеркните непонятные слова.

- Читайте медленно, помните, ни один художник не рисует картину со скоростью машины.

- После каждой строфы нужно обязательно делать короткую паузу.

- Постарайтесь прочитать так, чтобы передать настроение автора и одновременно выразить свои чувства.

5. Словарная работа.

- Какие слова в стихотворении оказались вам непонятны? Давайте попробуем разобрать их.

- Кто попробует прочитать стихотворение вслух выразительно, соблюдая паузы, передавая настроение автора и выражая свои чувства? (1 – 2 человека читают).

- Как вы считаете, с какой целью автор написал это стихотворение?

(На доске:

- чтобы рассказать о берёзке
- чтобы передать свою любовь и радость
- чтобы привлечь внимание читающего к красоте природы
- чтобы выразить взаимное сопереживание).

- Обоснуйте свой ответ.

- С помощью каких слов автор передаёт свою радость и любовь к берёзке?

- Какие звуки в стихотворении повторяются?

- Что даёт такое повторение?

- Что напоминает оно вам?

- Какие строчки успели запомнить?

- Прочитайте без книги.

6. Словесное рисование.

- Если бы вы были композиторами, то какую бы музыку написали, прочитав это стихотворение?

- А теперь представьте, что вы художники, и вам нужно нарисовать картину к этому стихотворению. Подумайте, какие краски вы бы использовали?

- А как бы выглядела ваша картина?

- Чтобы русские берёзы жили долго, напоминая о Родине, а гостям из-за рубежа о России, люди дали вторую жизнь берёзам. Какую, как вы думаете?

(Делают поделки из берёсты и на берёсте).

7. Слуховое восприятие рассказа и беседа.

- Послушайте рассказ С. Романовского “Белая берёза” и скажите, что же делают из берёзы?

(Учитель читает рассказ из “Библиотечки журнала “Начальная школа” № 3, 1995, с. 13).

- Мы тоже с вами сделали много поделок из берёсты и на берёсте.

(Учитель открывает выставку поделок).

VIII. Сообщение темы и целей уроков трудового обучения и изобразительного искусства.

- Вот и сегодня настало время потрудиться. Как говорит русская пословица: делу время – потехе час.

- Сегодня мы будем работать над созданием пейзажа из берёсты.

IX. Повторение изученного.

- Что такое пейзаж?

- Вспомните уроки рисования и скажите, какие бывают пейзажи?

- Мы с вами попробуем создать пейзаж, который так и назовём “Простая русская берёзка – символ Родины моей”.

X. Подготовка к практической работе.

- С чего надо начинать картину?

- Назовите следующий этап.

- А что нужно делать дальше?

- Какой последний этап работы?

- Давайте прочитаем наш девиз.

(Дети читают с доски хором):

Начинаем мы трудиться –

Дело мастера боится.

XI. Практическая работа.

Ученики рисуют небо, реку, наклеивают основные детали.

(Во время работы звучит песня Ю. Антонова “Родные милые места”).

XII. Работа над выразительным чтением.

- Молодцы! Песня закончилась и работы ваши готовы. Пусть они сейчас подсохнут. А мы вернёмся к стихотворению.

- Ребята, скажите, берёза – это центральный или второстепенный образ в стихотворении?

- Докажите, что центральный.

- Чем привлекла внимание поэта берёза? Какой он её увидел?

- О ком можно сказать: светлая, грустная, в зелёном сарафанчике?

- Какой образ олицетворяет берёзка?

- Да в стихотворении А. Прокофьева берёзка – это красивая русская девушка.

- А сейчас прочитайте стихотворение ещё раз, расставьте логические ударения, паузы, обратите внимание на темп, тембр, громкость и другие средства выразительной речи.

- А теперь давайте с вами послушаем это стихотворение в исполнении чтеца.

(Учитель включает аудиозапись).

- Кто из вас уже готов прочитать это стихотворение выразительно?

- Итак, начинаем конкурс чтецов!

(2 – 3 ученика читают стихотворение, остальные ребята оценивают их).

XIII. Продолжение практической работы.

- Молодцы! А теперь переходим к завершению картины.

Дети наклеивают кусты, ветки, прорисовывают штрихи, выставляют работы у доски.

XIV. Выставка и оценка работ.

- Внимание! Внимание! Открывается выставка детского творчества на тему “Простая русская берёзка – символ Родины моей”.

- Какие красивые пейзажи у вас получились!

- Рассмотрите внимательно картины на выставке.

- Какое чувство у вас появилось после посещения выставки?

- Почему?

- Какие работы вам больше всего понравились?

- Почему?

(Ученики дают оценку работам).

XV. Итог урока.

- И где бы ни росла берёзка – везде она людям радость, везде свет! Стоит она, красавица русского леса, и будет стоять вечно, но для этого её нужно беречь и защищать.

(Выходят 3 ученика).

И не найти её красивей,
На радость нам она цветёт.
В ней образ матери – России
Неувядаемой живёт.

Для меня берёзка – часть России.
Есть она, и будет, и была.
Берёза – символ России, нашей Родины.
И быть ей на наших просторах вечно.
Потому что вечен наш народ, вечна Земля русская!

Россия! Слово-то какое звонкое и чистое!
Как родниковая вода!
Крепкое, как алмаз!
Нежное, как берёзка!
Дорогое, как мама!

(Дети исполняют песню “Моя Россия”).