Цели:
Обучающие:
- закрепить вычислительные навыки детей в пределах 9;
- закрепить умение решать задачи;
- учить распознавать и классифицировать геометрические фигуры;
- обучение приемам работы с компьютерными программами “Матмышенок”, “Вундеркинд+”.
Развивающие:
- развивать логическое мышление, внимание, память, речь.
Воспитательные:
- воспитывать умение работать в коллективе и самостоятельно.
Оборудование.
- Для оформления доски: рисунок сказочного героя доктора Айболита, паровозика и вагончиков, с написанными на них примерами.
- Карточки со схемами задач.
- Конверт с геометрическими фигурами.
Ход урока
1. Организационный момент. Приветствие гостей.
2. Сообщение темы и целей урока.
Сегодня на наш урок математики и информатики пришел еще один гость. Вы все его хорошо знаете. Это … (доктор Айболит).
У него очень грустный вид. Дело в том, что ему пришла телеграмма из Африки. Там заболели звери. Но злой Бармалей украл сумку с лекарствами и унес ее высоко в горы.
Доктор Айболит просит вас помочь ему отыскать сумку.
Вы готовы ему помочь?
Но он предупреждает, что это будет непросто, так как Бармалей приготовил много испытаний для вас.
Нужно будет показать умение считать, решать задачи и примеры, самостоятельно работать на компьютере, проявлять смекалку и конечно, дружную работу на уроке.
3. Устный счет.
Прежде чем отправиться на поиски сумки, нужно провести математическую разминку.
а) Счет до 20 и обратно:
- назовите последующее число 16. На сколько каждое последующее число больше предыдущего?
- назовите предыдущее число 13. На сколько каждое предыдущее число меньше последующего?
- Назовите соседей числа 11.
- Какое число стоит между 7 и 9; 14 и 16.
- Что происходит с числом при перемещении его направо, налево?
б) Игра: “День - ночь”.
Цепочка: 9-7-2+7+1-5=(3)
(спросить ответ у каждого ученика).
4. Молодцы, хорошо считаете. Теперь пора “отправиться” на поиски сумки с лекарствами. Для этого нам нужно правильно выполнить задание.
Замените звездочки цифрами так, чтобы получились верные записи:
* < 2; * > 8; 5 =*; * < 6.
Задание выполнили, поэтому давайте посмотрим, что мы нашли?
Итак, Бармалей приготовил вам еще одно испытание. Хочет узнать, как вы умеете работать на компьютере.
5. Работа за компьютером. Решение примеров.
Каждый ученик садится за свой компьютер и выполняет задание на счет в пределах 10. На данном этапе урока используется компьютерная программа “Вундркинд+”, раздел “Малыш 3”, арифметика. Компьютерное задание предлагается в виде картинок с предметами, количество которых необходимо сложить или вычесть. Ответы – отдельные числа – кнопки, на которые нужно указать курсором и нажать на левую клавишу “мыши”. При правильном ответе – мальчик Никита улыбается и говорит “ОК”, при неправильном – пожимает плечами и удивляется (см. Рисунок 1). Всего для счета предлагается 10 примеров, которые каждый ученик выполняет в своем собственном темпе. После выполнения задания ученик возвращается за свое рабочее место за рабочим столом.
Рисунок 1.
6. Сумка у нас. Теперь пора и Айболиту в путь. Но как добраться? Посадим Айболита в сказочный поезд. Вот беда! Все вагоны перепутаны. Нужно быстро составить поезд, а для этого необходимо решить примеры и ответы расположить в порядке возрастания.
3 + 1 – 0 = 4 5 + 2 – 4 = 3 9 – 9 + 2 = 2 8 – 6 – 1 = 1.
Молодцы, ребята. А пока Айболит в пути, мы отдыхаем.
Физминутка
Под музыку песни “Чунга-Чанга” дети выполняют танцевальные движения.
7. Решение задач.
Доктор Айболит благополучно добрался до Африки, и пока он лечит зверей, мы поработаем над задачами.
Давайте вспомним, из каких частей состоит задача?
Задача: Задача в учебной тетрадке стр. 62 № 2 или 3.
У Вари было 6 красных роз и 3 белые розы. Сколько всего роз было у Вари?
- Назовите условие и вопрос задачи.
- Что мы ищем: целое или часть?
- Как найти целое?
- Какое выражение составили?
- Назовите решение и ответ задачи.
- Найдите схему к нашей задаче. Объясните, что на схеме обозначает весь отрезок и части отрезка. Какая из этих схем относится к нашей задаче? (Схемы приведены на рисунке 2)
Рисунок 2.
8. Закрепление состава чисел 8 и 9.
9. Дети, опять доктор просит нас помочь. Он забыл очки и не может раздать лекарство больным, так как не видит, заполнены ли флаконы № 8 и 9. (Схемы приведены на рисунке 3)
Рисунок 3.
10. Геометрический материал.
Доктор благодарит вас, ребята за помощь. А сейчас вспомните, кого лечил доктор Айболит?
Загадка вам подскажет:
С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живет под крылечком,
А хвост колечком.
Правильно, собака. Айболит пришил ей лапу.
Посмотрите, из каких геометрических фигур состоит изображенная собачка.
Назовите их.
Ваше знание геометрических фигур, внимательность покажите сейчас, выполняя задание за компьютером.
11. Работа за компьютером.
Подсчет геометрических фигур по двум признакам.
Для компьютерного задания использовалась программа “Матмышенок”. Вариант задания составлен в соответствии с изучаемой темой, заданным конкретным временем выполнения и количеством поставленных перед учеником задач.
На экране появляется: (см. Рисунок 4.)
- в середине экранной страницы располагается рисунок с множеством разноцветных разнообразных геометрических фигур;
- вверху, над рисунком - вопрос (Сколько на рисунке желтых треугольников?);
- внизу – набор цифр – предполагаемые ответы на вопрос.
Выполнение работы учеником заключается в том, что курсор “мыши” совмещается с ответом и фиксируется нажатием левой клавиши.
Если ответ верный – математический мышонок хлопает в ладоши, ответ неверный - математический мышонок удивляется, качает головой.
Работа была дана с ограничением времени в 7 минут, количество задач – 10, тема задач – “Подсчет геометрических фигур по двум признакам”. В конце задания при наличии резервного времени каждому ученику дается одна попытка для исправления своих ошибок. После указанного времени компьютерная программа завершает свою работу и сообщает:
- Процент выполнения задания
- Процент экономии времени.
По указанным результатам учитель выставляет итоговую оценку за выполнение всего компьютерного задания. В данном конкретном случае по результатам выполнения задания каждому ученику был выдан жетон: красного цвета (отлично), голубого цвета (хорошо), желтого цвета (удовлетворительно).
Рисунок 4.
12. Итог урока.
Молодцы, ребята. Вы были находчивы, быстро считали, потому смогли оказать помощь доктору Айболиту.
За это попугай Кеша прислал вам корзину фруктов. Но получить их можно, если решите примеры на карточках.
Выполнять это задание вы уже будете дома. Это ваше домашнее задание.
Учитель начальных классов: Гусева Валентина Николаевна (при подготовке данной работы были получены консультации у учителя информатики Иноземцевой Ольги Николаевны).