План урока:
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и целей урока.
III. Устный счёт.
IV. Решение уравнений.
V. Физкультминутка.
VI. Решение задач.
VII. Итог урока.
Тема: “Закрепление вычислительных приёмов сложения и вычитания, умножения и деления двузначных и трёхзначных чисел. Составление формулы ЗДОРОВЬЯ”.
Цели:
Образовательные:
- Закрепить изученные приёмы сложения и вычитания двузначных и трёхзначных чисел; умножения и деления двузначных чисел; умение решать простые и составные уравнения, составные задачи;
Развивающие:
- Развивать логическое мышление, память, внимание, речь; развивать познавательную активность;
Воспитательные:
- Заботиться и оберегать своё здоровье.
Оборудование: карточки с математическими заданиями для коллективной и индивидуальной работы, цветные фишки, аудиозапись “Музыкальная коллекция для малышей”, сборник “Математический тренажер”, Росмен, 2005, В.И.Жохов, В.Н.Погодин.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Постановка цели урока.
- Сегодня на уроке мы повторим одну из очень важных тем по окружающему миру, а помогать нам будут знания приёмов вычислений, полученных на уроках математики. Чтобы назвать тему по окружающему миру, надо выполнить несколько заданий.
III. Устный счёт.
1. Математический тренажёр (стр. 8 А).
Дети по цепочке читают выражение, дают ответ; если ответ верный - ученики хлопают в ладоши.
2. Подготовка пальчиков к письму (физкультминутка).
Работа в тетради, один ученик у доски. Арифметический диктант.
- увеличь число 6 на 2 сотни;
- на сколько число 870 больше числа 1?
- чему равно уменьшаемое, если разность равна 160, а вычитаемое - 40?
- первое слагаемое 650, второе - 6. Чему равна сумма?
- во сколько раз число 4 меньше числа 100?
В результате получаем ряд чисел: 206 869 200 656 25
Проверка (дети показывают правильность записанных чисел: руки вверх, хлопок, руки в стороны, руки вперёд, встать).
- Какое число можно назвать лишним? (25)
- Из оставшихся чисел? (869-нечётное)
3. “Найди пару”.
Дети получают карточки с примерами. На обратной стороне записывают ответ и ищут себе пару с таким же ответом. Найденная пара учеников выходит к доске и выставляет букву в таблицу (см. Таблица 1).
Таблица 1
78 44 45 96 45 30 80 39
В результате получается слово “ЗДОРОВЬЕ”. Итак, сегодня на уроке мы должны расшифровать слово “здоровье” и поговорить о правилах укрепления и сохранения вашего здоровья. (слово ЦЕЛЬ выставляется над буквой “Ь” к слову ЗДОРОВЬЕ).
IV. Решение уравнений.
1. Вернёмся к числам арифметического диктанта, вы с ними встречались на уроках окружающего мира.
В теле человека насчитывается 206 костей, 656 мышц, причём 200 мышц используются при ходьбе. - Что зависит от костей, (т.е. скелета), и мышц?
Осанка (слово ОСАНКА выставляется под букву “О” к слову ЗДОРОВЬЕ).
- Как выглядит человек с хорошей осанкой? Прямая спина, расправленные плечи, поднятая голова.
Значение осанки не ограничивается внешним видом. Если у человека нарушена осанка, это влияет на его здоровье. Очень часто нарушается осанка, когда неправильно сидят за партой. Проверьте, как вы сидите.
2. Решим устно простые уравнения. Х+79= 100 91 : а = 13 Один ученик у доски рассказывает, что неизвестно и как найти, дети кивком или отрицанием показывают правильность ответа.
Устно решив уравнение, дети на спине друг у друга пальцем пишут ответ. Проверяется правильность в паре устно. Значения уравнений выписываются на доску.
21 и 7
Что обозначают эти числа в режиме дня школьника? (подъём - 7 часов, сон - 21 час)
Чтобы быть всегда здоровыми, весёлыми и бодрыми, нужно ложиться спать в одно и то же время и вставать в одно и то же время, т.е. соблюдать режим дня. (слово РЕЖИМ выставляется под букву “Р” к слову ЗДОРОВЬЕ).
3. А теперь решим сложное уравнение.
( х : 5) + 886 = 902
Дети работают в тетради, ученик с объяснением у доски.
Ответ: 80.
- У человека на одном глазу 80 ресниц. А сколько ресниц на двух глазах? (160).
- Для чего человеку нужны ресницы? - Они защищают глаза от внешних воздействии.
- Благодаря зрению мы получаем 80 % информации об окружающем мире. Следите за зрением и соблюдайте правила гигиены по уходу за зрением. (слово ЗРЕНИЕ выставляется под букву “З” к слову ЗДОРОВЬЕ).
V. Физкультминутка.
Хорошее здоровье никогда не будет у того, у кого слабые мышцы. Главный враг мышц - неподвижность, а лучший их друг - движение.
(слово ДВИЖЕНИЕ выставляется под букву “Д” к слову ЗДОРОВЬЕ).
Дети стоя выполняют команды учителя – указать руками на:
- часы
- глобус
- окно
- стенд “математика”
- потолок
- гостей
- доску
- часы
- учителя
Сели, закрыли глазки.
- Сколько таблиц на стенде “математика”, сколько гостей, который час, открыто ли окно? Дети с закрытыми глазками дают ответ, а затем проверяют правильность.
- Почему я у вас поинтересовалась, было ли открыто окно? - необходимо проветривать помещение.
VI. Решение задач.
1. Почему же необходимо проветривание?
Всю свою жизнь человек дышит - вдыхает и выдыхает воздух. Причём при дыхании мы поглощаем кислород, а выделяем углекислый газ. Воздух должен быть чистым, т.е. кислорода должно быть больше, чем углекислого газа. Для этого необходимо проветривание.
Для нашего класса - для 17 человек на один урок требуется 34 кг чистого воздуха. Давайте рассчитаем, сколько требуется чистого воздуха на этот урок для всех здесь присутствующих.
17 ч. - 34 кг
... ч. - ? кг
Ученик определяет тип задачи: Задача составная, на приведение к единице; первым действием мы должны узнать, сколько чистого воздуха на урок требуется одному человеку - покажите, какой знак вы используете для вычисления - дети на фонарике показывают знак “разделить”; вторым действием мы узнаем, сколько чистого воздуха потребуется для .... человек - покажите знак действия – дети показывают на фонарике знак “умножить”. Ученик за крылом доски записывает решение. Проверка - если верно - дети аплодируют.
Выполняя любую работу - физическую, умственную - вы тратите энергию. За каждый урок и за каждую перемену вы тратите 80 ккал.
Сегодня у вас 5 уроков и 4 перемены. Давайте посчитаем общее количество затраченной вами энергии.
На доске даётся модель краткой записи к условию задачи (см. Таблица 2).
Таблица 2.
ПЕРЕМЕНЫ УРОКИ 80 80 80 80 80 80 80 80 80
Дети решают задачу самостоятельно, за крылом доски работает ученик. Проверка проводится обмен тетрадями в парах.
Ответ: 720 ккал.
- Чем же вы можете восполнить потраченную вами энергию? - питанием, едой.
Давайте высчитаем калорийность сегодняшнего обеда (см. Таблица 3).
Меню на вторник Обед (кал).
Салат из свежих овощей 80 Бульон куриный с гренками 196 Кура отварная 152 Капуста тушёная 176 Компот клюквенный 105 Хлеб ржаной 93
Детям предлагается по рядам вычислить калорийность, причём первый ряд исключает из рациона салат, второй - суп, третий - котлету, а четвёртый - считает весь обед полностью.
Дети вычисляют, записывая числа в столбик. Вывод: только здоровое питание, разнообразное, богатое витаминами, содержащее достаточное количество белков, жиров и углеводов, является одной из основ здорового образа жизни. (слово ЕДА выставляется под букву “Е” к слову ЗДОРОВЬЕ).
VII. Итог урока.
Сегодня на уроке мы повторяли вычислительные приёмы с двузначными и трёхзначными числами, решали уравнения и задачи. Расшифровали слово “здоровье”, размышляли над тем как беречь своё здоровье. Какие выводы вы для себя сегодня сделали?
Я вам хочу напомнить, что правила сохранения и укрепления здоровья только тому приносят настоящую пользу, кто следует им не от случая к случаю, а постоянно, кто живёт по этим правилам.
У нас осталась ещё одна не расшифрованная буква. Учёба - серьёзный труд. Чтобы сохранить своё здоровье, надо обязательно чередовать труд с отдыхом. (слово ОТДЫХ выставляется под букву “О” к слову ЗДОРОВЬЕ)..
В результате на доске появляется полная расшифровка слова ЗДОРОВЬЕ (см. Схема1)
Схема 1.
Ц Е Л З Д О Р О В Ь Е Р В С Е Т О Д Е И А Ж Д З А Н Ж Н И Ы Д И Е К М Ч У Е Н А Х И Е
Урок окончен.