Ведущий. Добрый день. Мы рады приветствовать Вас на интерактивной игре “В здоровом теле здоровый дух”. Сегодня игра посвящена актуальной проблеме современности – здоровому образу жизни. Пытливой человеческой натуре свойственно обращаться к корням своим. Правильный путь таков: усвоить то, что сделали твои предшественники, и иди дальше. Следую совету Л.Н. Толстого, мы решили обсудить современную проблему в салоне XIX века, где царил дух игры, творчества, интеллектуального азарта.
Первый раунд игры.
Ведущий. “Воспитание ума и души – составляющая часть здорового образа жизни” – считают современные ученые.
“Здоровый дух” глазами человека XIX века.
Выступление команды девочек:
Лиза Киселева.
Чтоб равнодушное потомство привлекать,
Уча его любить, страдать, прощать,
Художник ищет в образе лишь то,
Что сделает одушевленным полотно.
Девочки демонстрируют костюмы XIX века под музыку Шуберт. \
Выступление команды мальчиков.: Мальчики выходят на сцену под музыку Шопена.
Алеша Громов.
Здоровый дух – высокая степень культуры и воспитанности.
А.П. Чехов сформулировал своеобразный кодекс человеческой воспитанности:
Пархитько Пересвет.
Воспитанный человек уважает человеческую личность, а потому он всегда снисходителен и вежлив…
Петухов Максим.
Воспитанные люди сострадательны не к одним нищим и кошкам.
Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом.
Азизов Стас.
Воспитанные люди чистосердечны и боятся лжи как огня.
Воспитанные люди не болтливы…
Из уважения к чужим умам они чаще молчат.
Яшин Артем
Чтобы не стать ниже уровня среды, в которую попал, недостаточно вызубрить наизусть монолог Фауста…
Тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка, воля…
Тут дорог каждый час.
Второй раунд игры.
Ведущий.: Задания второго раунда оцениваются. Цена правильного ответа – 2 балла. Цена ответа с ошибками – 1 балл.
Вести строгий подсчет очков, заработанных командами, будут очаровательные хозяйки салона – Кузьмина Анастасия Викторовна, Лазарева Татьяна Александрова.
Время выполнения задания – звучание музыкальной композиции.
Внимание! Вопрос 2-го раунда игры:
Человек XXI века “и жить торопится, и чувствовать спешит”.
Каков был режим дня в XIX веке?
Кузьмина А.В. исполняет “Декабрь” Чайковского.
Лазарева Т.А. выдает задания командам.
Второй раунд.
Задание команде девочек: Составить режим дня светского человека, опираясь на фрагменты из романа А.С. Пушкина “Евгений Онегин”. Назови положительные и отрицательные стороны режима дня светского человека.
Бывало он еще в постели:
К нему записочки несут.
Что? Приглашенья? В самом деле,
Три дома на вечер зовут…
Покамест в утреннем уборе,
Надев широкий боливар,
Онегин едет на бульвар
И там гуляет на просторе,
Пока недремлющий брегет
Не прозвонит ему обед.Театра злой законодатель,
Непостоянный обожатель
Очаровательных актрис,
Почетный гражданин кулис,
Онегин полетел к театру…Мы лучше поспешим на бал,
Куда, стремглав в ямской карете,
Уж мой Онегин поскакал.Что ж мой Онегин? Полусонный
В постелю с бала едет он:
А Петербург неугомонный
Уж барабаном пробужден.
- Подъем, утренний туалет, чашка чая, кофе - …
- Прогулка верхом или в коляске - …
- Обед - …
- Начало спектакля в театре - …
- Начало бала - …
- Окончание бала - …
Второй раунд.
В 1811 году открылся Царскосельский лицей.
Куда бы нас не бросила судьбина,
И счастие куда б не повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское село.
Задание команде мальчиков.: Составь режим дня лицеиста (укажи время). Назови положительные и отрицательные стороны режима лицеистов.
Подъем - …
Учебные занятия - …
Завтрак, первая прогулка - …
Учебные занятия - …
Вторая прогулка - …
Обед - …
Учебные занятия - …
Чай, прогулка - …
Вечерний отдых, повторение уроков, ужин - …
Отбой - …
Третий раунд игры.
Ведущий. Цена ответа – 1 балл. Команда, готовая отвечать звонит в колокольчик.
Крылатая фраза XXI века – “Мода требует жертв”.
Уместна ли она в XIX веке?
- На тело дворянин надевал белоснежную рубашку с накрахмаленном стоячим воротником.
- Он был настолько жестким и высоким, что немцы прозвали его “фатермордер” - “отцеубийца”.
- В начале XIX века появилась мода на “стекла” - очки и лорнеты.
Ими пользовались люди даже с хорошим зрением.
Притворная близорукость стала признаком щегольства.
- Женщины носили корсет.
Он сужал талию и предавал фигуре стройность.
Правда, за это дамам приходилось платить дорогую цену: в корсете было тесно, неловко, тяжело дышать.
Подсказка. :“И, устремив на чуждый свет Разочарованный лорнет…”
Четвертый раунд игры.
Ведущий: Цена ответа – 2 балла. Ответ с ошибкой – 1 балл. Команда, готовая ответить, звенит в колокольчик.
Поль Брегг считает, что есть девять докторов: 5 и 6 в списке стоят естественное питание и голодание.
Задание команде мальчиков.: Во многих произведениях русской литературы XIX в. авторы описывают барское застолье.
- Прочитайте фрагмент из произведения.
- Назовите автора, название произведения.
- Чью национальную кухню (русскую или французскую) описывает автор?
…В продолжение того времени, как гости резалися в вист, появилась на столе белуга, осетры, семга, икра паюсная, икра свежепросольная, селедки, севрюжки, сыры, копченые языки и балыки, это все со стороны рыбного ряда. Потом появились прибавления с хозяйской стороны, изделия из кухни: пироги с головизной, куда вошли хрящ и щеки 9-ти пудового осетра, другой пирог с груздями, пряженцы, маслянцы, взваренцы.
Задание команде девочек: Во многих произведениях русской литературы XIX в. авторы описывают барское застолье.
- Прочитайте фрагмент из произведения.
- Назовите автора, название произведения.
- Что заставило писателя А.П. Сумарокова сетовать: “Какая нужда говорить вместо похлебка суп?”
Перед ним roast-beef окровавленный,
И трюфели, роскошь юных лет,
Французской кухни лучший цвет,
И Стразбурга пирог нетленный
Меж сыром лимбургским живым
И ананасом золотым.
Пятый раунд.
Ведущий: Цена ответа – 1 балл.
В начале XIX века в России начали открываться частные учебные заведения по фехтованию, стрельбе, гимнастике, плаванию.
В конце XIX века стали возникать клубы, культивировавшие любительский спорт.
Внимание на экран.
- П. Верхарт, 1881 год. Игра в кегли.
Какая игра изображена на картине?
Физкультминутка (игра в кегли, по 1-му человеку от команды).
Три попытки. Цена – сбитые кегли.
Ведущий: Появлению этой спортивной игры помогло обыкновенное недозрелое яблоко.
С Востока эта игра пришла в Европу. В позапрошлом веке ее привез английский герцог, поместье которого находились недалеко от города, откуда и берет свое название эта игра.
О какой спортивной игре идет речь?
Физкультминутка (игра в бадминтон, по 2 человека от команды).
Кто дольше прочеканит воланом под музыку. Цена - 2 балла.
Шестой раунд.
Ведущий: Цена ответа - 1 балл.
Современный человек живет в очень опасных условиях.
Ему приходиться опасаться самого себя, потому что люди сами разрушают свой организм вредными привычками.
- Название этой болезни происходить от греческих слов “оцепенение” и “влечение”.
О чем идет речь? (Наркомания.)
- Что, по одной народной китайской мудрости, приносит 100 горестей и одну радость? (Алкоголь.)
- По мнению А.П. Чехова, водка, хотя и бела, но красит нос.
А что она чернит? (Репутацию.)
- Домашний врач Бисмарка нередко упрекал его в одной вредной привычке.
На что Бисмарк отвечал, что все его искусство дипломатии заключается именно в этом.
О какой вредной привычке идет речь? В чем заключается искусство дипломатии? (Курение. Пускать дым в глаза.)
- Пятая глава Евгения Онегина однажды была принята в виде ставки.
В какой азартной игре принималась ставка? (Карты.)
- Пушкин дрался на дуэли, по меньшей мере, 4 раза, хотя вызовов имел гораздо больше.
Как поэт укреплял твёрдость руки? (Носил трость, залитую свинцом.)
Восьмой раунд.
Ведущий: Цена ответа – 1 балл.
Черный ящик (приносят хозяйки салона).
Этот предмет рукоделия использовали для снятия стресса, как мужчины, так и женщины в XIX веке.
О каком предмете идет речь? (Пяльцы.)
Девятый раунд.
Ведущий: Цена ответа – 2 балла. Ответ с ошибкой – 1 балл.
Корни русского богатырского здоровья и силы духа глубоко уходят в историю земли русской.
Карамзин в “Истории государства Российского” писал:
“Думая..., что главная красота мужа есть крепость в теле, сила в руках, легкость в движениях, славяне мало пеклись о своей наружности. Мать, воспитывая детей, готовила их быть воинами и непримиримыми врагами тех людей, которые оскорбили близких”.
Задание командам.: Составить пословицы из карточек.
Здоровый нищий счастливей больного короля.
На одного человека не дается 2 века.
Крепок шкурой, да слаб натурой.
Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле.
Хозяйки салона раздают конверты с заданиями.
Десятый раунд.
Ведущий: В конце XIX века французский общественные деятель барон Пьер де Кубертен выступил с предложением возобновить Олимпийские игры.
В феврале проходили 20-е зимние Олимпийские игры в Турине.
Внимание на экран.
Что обозначает официальная эмблема Олимпийских игр?
Цена ответа – количество ассоциаций.
Одиннадцатый раунд.
Ведущий: В просвещенной дворянской среде большой популярностью пользовались любительские домашние спектакли, живые картины.
Задание командам. : Создать живую картину, отгадать название, автора, жанр.
Правильный ответ – 2 балла. Ответ с ошибкой – 1 балл.
Хозяйки салона раздают конверты с заданиями.
Задание команде девочек.
Саврасов “Грачи прилетели”.
Федотов “Сватовство майора”.
Задание команде мальчиков.
Верещагин “Апофеоз войны”.
Брюллов “Всадница”.
Двенадцатый раунд.
Ведущий: Цена ответа – 1 балл. Внимание на экран.
Перед вами картина Перова “Сцена у железной дороги”.
Пархитько Пересвет исполняет “Попутную песню” М. Глинки.
Ведущий:
- Какой этап развития общества символизирует появление песни, картины?
- Какая современная наука, изучающая взаимодействие человека и окружающей среды, зарождалась в это время.
Тринадцатый раунд.
Ведущий: Наверное, не было в России не одной дворянской семьи, где бы не хранились домашние альбомы. В альбомных записях были девизы, шутливые стихотворные пожелания, посвящения, рисунки.
Команды получают задания: оставить стихотворную запись о сегодняшней игре в альбоме нашего салона.
Задание команде девочек.
Опорные слова: тело – дело; зовет – поет
Задание команде мальчиков.
Опорные слова: процесс – стресс; быть - любить
Во время выполнения задания хозяйки салона исполняют музыку на фортепьяно.
Заключение.
Команды выходят на сцену вместе с хозяйками салона. Хозяйки салона подводят итог игры.
Классный руководитель 9 класса: Никулина Ирина Ивановна