Цели:
- познакомить учащихся с новой для них частью речи, учить различать имена числительные среди других частей речи, познакомить с порядковыми и качественными числительными;
- развивать устную и письменную речь учащихся;
- прививать интерес к предмету.
Оборудование: Таблица “Имя числительное”, рисунок старинного замка.
Ход урока
I. Введение в тему в сочетании со словарной работой.
Сегодня вы познакомитесь с новой для вас частью речи, но сначала поработаем со словарем.
(Учащиеся открывают словарь.)
Вам предлагается разгадать кроссворд из пяти слов, выделить ключевое слово, которое имеет непосредственное отношение к теме сегодняшнего урока.
1) Антоним к слову холодный. 2) Шарада:
3) Синоним к слову чудесный. 4) Доскажи слово:
5) Загадка:
|
Разделите записанные слова на две группы по частям речи.
Выделяется ключевое слово число. От этого слова произошло название новой для вас части речи.
II. Работа по таблице “Имя числительное”.
Я прочитаю вам веселые стихи, загадки, в тексте которых обязательно встречаются имена числительные. Надеюсь, вы узнаете их среди других частей речи. Помните, их названия напрямую связаны с ключевым словом нашего кроссворда.
К какому числительному задаем вопрос?
Шла кукушка мимо рынка
Наступила на корзинку!
И упала в яму – бух!
Раздавила сорок мух!
Четвертый месяц как пойдет,
Так с треском лопается лед.
На дворе переполох,
С неба сыплется горох.
Съела шесть горошин Нина,
У нее теперь ангина. (Град.)
Вместе с месяцем девятым
Школьный год пришел к ребятам.
Восемь ног, как восемь рук,
Вышивают шелком круг.
Мастер в шелке знает толк,
Покупайте, мухи, шелк.
На поляне возле елок
Дом построен из иголок.
За травой не виден он,
А жильцов в нем миллион.
III. Порядковые и количественные числительные.
Имена числительные пришли к нам из глубины веков. Древние люди еще не знали языка, пользовались языком жестов. Люди начали использовать числительные с тех пор, как только у них возникла потребность в счете.
Каждая часть речи что-либо называет, что-то обозначает.
- Давайте вместе подумаем, что обозначают имена числительные.
(Вывешиваю таблицу со словами порядковые и количественные.)
Чтение вывода в учебнике.
Упр. №432 – ответ на 2 и 4 вопросы.
IV. Распознавание числительных среди других частей речи.
Казалось бы, что имя числительное легко отличить от других частей речи по значению.
Но бывает и так, что имена числительные иногда можно спутать с частью речи, которая так о себе заявила:
Давно живу я в мире этом
И называю все предметы.
Сейчас вы в этом убедитесь. Проведем небольшое исследование:
На скалистом берегу моря был построен великолепный старинный замок. Пока он пустует. Нам предстоит заселить его жильцами. А жильцы этого замка необычные, это слова и не просто слова, а целые языковые семьи.
Для каждой семьи отведен целый этаж. Члены каждой семьи похожи друг на друга, у них есть много общего. Но они и различаются: у каждого слова свой характер, свои особенности.
Итак, начинаем с первого этажа.
(Слова-жильцы записываются на доске и в тетради.)
Ранним утром солнце всходит,
Сколько солнц на поле бродит?
Вечером встает луна,
Сколько в небе лун?
И мама у каждого одна, одна у человека Родина.
Подберите синоним к слову один.
Ночь. Но если я захочу,
Щелкну раз – и день включу.
Как это числительное звучит на английском и немецком языках?
(Карточки со словами.)
Недолго числительные один и раз жили в одиночестве: случилась большая неприятность;
Ученица-озорница –
Получила единицу.
- В каком значении употребляется это слово?
(Отметка и цифра – похожа единица на крючок,
а может на обломанный сучок).
Здесь слово единица выражена именем существительным.
И еще неожиданный жилец поселился на первом этаже – это родной брат единицы.
Пропищал щегол щеглу:
– Ставлю вам за пенье – кол,
Потому что вы поете
На одной и той же ноте.
На доске и в тетрадях запись:
Первый, один, раз, единица, кол.
- Первый этаж мы заселили, и вы убедились, что члены семьи относятся к разным частям речи.
Будем заселять второй этаж.
Запишем числительное два.
- Какие еще числительные можно образовать?
(двенадцать, двадцать, двести)
Был китенок весел,
Потому что весил,
Нанырявшись по морям,
Ровно двести килограмм.
Подбор синонимов.
- Есть такое выражение: смотри в оба глаза, т.е. смотри очень внимательно.
У Барто есть такие строки:
“Мы с Тамарой ходим парой”.
Слово пара, которое мы также поселяем на второй этаж, может быть именем числительным (пара рук, пара глаз и т.д.), а также именем существительным (влюбленная пара).
Огорченная сорока
Возвращается с урока.
Весь урок болтала с сойкой
И домой вернулась с двойкой.
Двойка – цифра, отметка – имя существительное.
4. А недавно у жильцов второго этажа произошло радостное событие, в один день родилось сразу двое детей, и теперь у счастливых родителей подрастает двойня.
Запись на доске и в тетрадях:
Два, двенадцать, двадцать, двести, оба, пара, двойка, двойня.
Второй этаж полностью заселен. Пора заселять третий.
1. У каждого народа есть свое любимое заветное число. Для русского народа таким числом является три. Это именительное числительное часто употребляется в сказках и в былинах. Неслучайно, как только это числительное поселилось на третьем этаже, по вечерам здесь можно было увидеть трех девиц под окном, прядущих пряжу. Три богатыря с картины Васнецова заходят сюда плотно пообедать и отдохнуть перед долгой дорогой. Трое испуганных поросят прячутся здесь от злого волка. Тридцать три богатыря из сказки Пушкина охраняют мир и покой всех жильцов.
Какие еще числительные можно образовать?
Тринадцать, тридцать, триста.
Весит слон триста тонн:
Тонна – ушко, тонна – ножка.
Вот такая крошка!
Но что это? Я слышу топот копыт. В ворота замка легко въезжает удалая тройка и сразу поднимается на третий этаж.
Тройка – цифра, лошади – имя существительное.
Запись на доске и в тетрадях:
Три, тринадцать, тридцать, триста, тройка.
На четвертом этаже разместился огромный магазин. Его услугами пользуются все жители этого замка.
А незаселенным остался пятый этаж.
Давайте быстрее запишем их имена в домовую книгу.
Пять, пятнадцать, пятьдесят, пятьсот – имена числительные
– Кого еще поселим?
Аист азбуку учил
И пятерку получил.
И сегодня без подсказки
Сам себе читал он сказки.
Монета. Достоинством в 5 копеек (пятак)
“Не жалейте пятачка, -
Говорит корова –
Вы купите молока,
Вкусного, парного!”
Поросята тут как тут:
“Нам по целой кружке!”
Пятачки свои суют
Маленькие хрюшки.
Сколько жильцов! Почти все квартиры заняты. Но вот появилась новая гостья Пятница и требует поселить ее на пятый этаж.
Рука с широко растопыренными пальцами – пятерня.
V. Замок полностью заселен.
- К каким частям речи относятся его жильцы?
- Как же их различить? (По значению и по вопросам.)
Пожелаем всем жильцам этого волшебного замка счастья и напоследок дадим несколько полезных советов:
Списать пословицы, вставляя подходящие по смыслу именительные числительные.
... раз отмерь, ... раз отрежь.
... за всех, все за ... .
Не имей ... рублей, а имей ... друзей.
Проверка.
На этом урок закончен. Спасибо!