Утверждение идеи полной свободы личности, плюрализма мнений, а также норм и правил организации жизни индивидов, всеобщей толерантности привело в последней четверти XX века к качественно новой образовательной ситуации.
Изменения, происходящие в экономической и политической жизни нашего общества, неизбежно ведут к формированию нового социального заказа на выпускника школы.
В государственной программе развития воспитания в системе образования России указывается на необходимость создания условий для формирования системы воспитания подрастающих поколений в соответствии с их потребностями и общественными запросами, содействующей развитию социальной и культурной компетенции личности, ее самоопределению в социуме.
Как показывает анализ методической литературы субъектные свойства личности в контексте философского осмысления, есть стержень процесса его становления.
А.П. Леонтьев, Р.С. Немов, А.В. Петровский и др. связывают решение проблемы источников и движущих сил развития личности с одной из важнейших потребностей человека – быть личностью.
Актуальность проблемы формирования у школьников субъектных свойств личности в образовательном процессе обусловлена противоречием и не разработанностью условий внедрения, научно-методического обоснования этого процесса, как в педагогической теории, так и в практике работы общеобразовательной школы.
В определении понятия “личность” мы придерживаемся точки зрения В.Н. Мясищев согласно которой, личность – эта система отношений к миру и самому себе, которая формируется под воздействием отражения сознанием человека окружающей действительности, являясь одной из форм этого отражения.
Под развитием субъективных свойств личности мы понимаем процесс внешнего и внутреннего последовательного качественного изменения умений, способностей, потребностей младших школьников в деятельности.
Ценность современного урока определяется его направленностью на формирование у младших школьников учебной инициативности, самостоятельности, ответственности, способности расширять свои знания, умения действовать по собственной инициативе.
Возможным средством формирования субъективных свойств личности младшего школьника являются психолого-педагогические условия.
Под психолого-педагогическими условиями мы понимаем конкретный способ взаимосвязанных мер в учебно-воспитательном процессе, направленных на формирования субъектных свойств личности (инициативности, самостоятельности, ответственности) младшего школьника учитывая психологические особенности, продуктивные и эффективные способы и приемы деятельности в заданных условиях.
Определен и обоснован комплекс психолого-педагогических условий эффективной реализации программы формирования субъектной личности со свойствами инициативности, самостоятельности и ответственности в учебном процессе, который включает в себя:
- Первое выделенное нами условие (специально моделируемая деятельность педагога с заданным вариативным содержанием, предусматривающая учет уровня развития младшего школьника).
- Второе и третье условия (свободный выбор видов деятельности на основе педагогической поддержки).
Кроме того, первое педагогическое условие является внешним по отношению к младшему школьнику, второе и третье – внутренние условие, данные условия в реальном процессе тесно связаны между собой.
В результате проделанной работы были сформулированы критерии и показатели оценки уровня сформированности субъектных свойств личности.
Таблица 1
Критерии и показатели сформированости субъектных свойств личности (инициативности, самостоятельности, ответственности) младшего школьника как результата
№ | Критерии | Показатели | |
1 | Самостоятельно поставленная цель (проявление инициативности) | 1. | Знание понятия “цель” |
2. | Знание характеристик цели | ||
3. | Знание основ целеполагания | ||
4. | Умение поставить цель | ||
5. | Наличие критериев достижения цели | ||
2 | Планирование собственной деятельности по достижению поставленной цели | 1 | Понимание важности и необходимости плана собственной деятельности для достижения поставленной цели |
2 | Знания о том. что такое план собственной деятельности и как он составляется | ||
3 | Умение планировать свою деятельность | ||
4 | Наличие плана собственной деятельности для достижения поставленной цели | ||
3 | Самостоятельная деятельность по достижению цели (проявление самостоятельности) | 1 | Выполнение деятельности по достижению поставленной цели при отсутствующем контроле со стороны (в соответствии с определенными задачами и составленным планом) |
2 | Осознанность деятельности | ||
3 | Осуществление самоконтроля за деятельностью по достижению цели | ||
4 | Принятие на себя ответственности за осуществляемую деятельность | ||
4 | Самоанализ собственной деятельности по достижению цели (проявление ответственности) | 1 | Понимание важности и необходимости самоанализа собственной деятельности |
2 | Знание форм проведения самоанализа | ||
3 | Определение продуктивности собственной деятельности8 по достижению цели | ||
4 | Наличие выводов по усовершенствованию своей работы |
Предполагает соблюдение комплекса психолого-педагогических условий, включающих:
- образовательная система школы ориентирована на педагогическую поддержку формирования субъектных свойств личности младшего школьника;
- конструирование педагогического процесса опирается на актуальные и доминирующие потребности школьников, в школе создастся активное межличностное общение;
- эффективно используется педагогический инструментарий, способствующий активному вовлечению школьников в различные виды деятельности;
- в школе и в ее социуме реализуется спектр видов деятельности (учебная, игровая, трудовая), способствующих формированию субъектных свойств личности младшего школьника.
Использование всех вышеописанных условий является необходимым и достаточным для эффективного формирования субъектных свойств личности младшего школьника в общеобразовательной школе.