Цель и задачи урока:
- Содействовать формированию эстетического отношения к действительности, способствовать воспитанию уважения к старшим, умение выражать свои чувства к близким, к матери, формировать лучшие качества у детей (добра, отзывчивости, терпимости);
- Развивать и формировать художественный вкус, активизировать творческое воображение, осуществлять межпредметную связь урока изо с музыкой, литературным словом (стихотворение, пословицы, высказывания);
- Развивать графические навыки и умения и работу акварельными красками;
- Способствовать закреплению знаний пройденных материалов уроков; пополнение знаний детей новым материалом.
Материалы к уроку:
Репродукции: Леонардо да Винчи и его автопортрет, “Мадонна Лита” 1490 г., “Изображение Богоматери с младенцем”.
- Рафаэль Санти “Сикстинская Мадонна”.
- П.Перуджино “Мадонна с младенцем”. Ф.Вальдмюллер “У окна” 1793.
- Ю.Кугач “У колыбели” 1977, “Гроза надвигается” 1975.
- Д.Левицкий “Портрет М. Дъяковой”.
- И.Пензов “Портрет маршала Чуйкова”.
Иллюстрации по теме; пословицы, поговорки, высказывания.
Таблицы по изучению пропорций лица человека.
Для учащихся: альбомы, краски, карандаши, кисти в наборе.
Музыкальное сопровождение “Аве Мария”.
План урока.
- Сообщение темы урока. Приурочение урока по теме “Воспетое народом материнство” к проведенному на кануне празднику в школе, посвященному “Дню матери” (25 ноября).
- Обзор и беседа по репродукциям.
- Вопросно-ответная беседа с детьми по изученному материалу.
- Объяснение задания. Работа акварельными красками над портретом мамы.
- Представление детских работ и подведение итогов.
- Чтение стихотворения о маме.
Ход урока
Тема нашего урока “Воспетое народом материнство” посвящается празднику Дню матери”, который прошел 25 ноября. Мы сегодня с вами будем говорить о маме, материнской ласке и любви.
На доске написано высказывание Островского: “Есть прекрасное существо на свете, перед которым весь мир в долгу – это мать”.
На протяжении тысячелетий, веков и столетий воспевается народом материнство. Это отражено в творчестве поэтов и писателей, музыкантов и художников. Мы с вами рассмотрим произведения художников, воспевающих красоту матери.
- Воспетое материнство более 2000 лет назад с рождением Христа – это “Матерь Божья с сыном” на руках. Младенец протягивает ручонки к нам людям, Мать – Мария – ее образ чистый и возвышенный, в глазах застыла некая печаль, покорность и смирение, но с какой нежностью и любовью она прижимает своего сына к себе.
- Далее идет произведение Рафаэля Санти “Сикстинская Мадонна”. Так называют ее по имени монастыря, для которого был написан этот алтарный образ. Но это та же Мария, она идет к нам по облакам. Слава ее ничем не подчеркнута, ноги босые, но как повелительницу встречают ее, приклонив колени, папа Синкст, святая Варвара и ангелы. Она идет к людям юная величавая, бережно и осторожно, с большой любовью неся своего ребенка, что-то тревожное затаив в душе. Она знает, что несет не просто своего ребенка, а великого сына Земли – спасителя Мира. В ней самой замерло желание спасти и сохранить своего сына, оградить от всех бед и несчастий.
- В произведении Леонардо да Винчи “Мадонна Лита” мы видим образ другой матери, но все та же любовь и ласка, а младенец, защищенный в руках матери спокойно наблюдает за миром.
- Художник Перуджино в своей картине “Мадонна с младенцем” показал мать величаво восседающей на троне, окруженную ангелами.
- В картине Вальдмюллера “У окна” мы видим образ матери с тремя детьми. Выражение лица матери, ее взгляд, показаны художником, излучающие свет, тепло, умиротворении, спокойствие и радость за своих детей. Кудрявый ребенок указывает пальчиком в окно и вопросительно с улыбкой смотрит на мать.
- Далее мы рассмотрим произведение более современных и близких нашему времени. Это произведения Ю.Кугача. Каждого из вас так же мама укладывала в колыбель, пела колыбельные песни. Как бережно и нежно, осторожно кладет в колыбель мама своего ребенка, боясь нарушить его безмятежный сон.
- Прошло очень много лет, когда Мать-Мария несла на руках своего сына, но ее образ отражается в облике современных матерей. Представлено еще одно произведение Ю.Кугача “Гроза надвигается”. В позе матери – тоже величие и гордость, потому что она мать, ласка и безграничная любовь, то же желание ограничить своего ребенка, уберечь от всех и несчастий. Ребенок на картине спокойный, счастливый, чувствует себя защищенным в ласковых руках матери.
- Есть у нас еще одна маленькая иллюстрация с образом матери и ребенка на фоне дерева.
- Как, по-вашему, ребята, что символизирует изображенное дерево?
Не случайно наша композиция из представленных работ изображена в форме “дерева”, т.к. “дерево” - это символ жизни на земле, а все прекрасное, сама жизнь связаны именно с образом матери.
- Ребята, какими качествами должна обладать мать?
Вы сейчас перечислили качества, которыми обладает ваша мама.
Мама каждому из вас дарит свою безграничную любовь и ласку. Каждый твой шаг, каждый твой поступок – хороший или плохой отзывается в материнской душе радостью или болью, счастьем или страданием. В своей безграничной любви к вам, мать порой забывает о том, что прейдет время, когда у нее не останется сил для того, чтобы давать тебе материальные радости жизни, у нее останутся силы на то, чтобы любить тебя.
У каждого из нас есть долг перед матерью. Его нельзя измерить никакой меркой, нельзя сосчитать никаким счетом.
Твое недоброе слово – царапина на материнской душе. Мать перенесет все: и беду и горе. Но от каждой царапины навсегда остается ранка – помни об этом.
- Берегите своих матерей! Беречь мать – значит, заботится о чистоте источника, из которого ты пил с первого своего дыхания и будешь пить до последнего мгновенья своей жизни.
Самое главное в жизни – это почитание старших поколений – закон нашей жизни. Уважать старших надо потому, что они мудрее, духовно богаче нас и могут передавать свой жизненный опыт.
Будьте хорошими детьми своих отцов и матерей.
Три несчастья есть у человека: смерть, старость, плохие дети – гласит украинская народная мудрость. Старость – неотвратима, Смерть неумолима, перед этими несчастьями никто не может закрыть двери своего дома. А от плохих детей дом можно уберечь, как и от огня. И это зависит не только от родителей твоих, но и от вас самих – детей.
Сегодня вы закончите рисовать портрет своей мамы в цвете, передавая все самые лучшие качества своей мамы. Так как мы говорим о портрете и изучали на предыдущем уроке портретный жанр, то прежде нам нужно вспомнить:
- Что такое портрет?
- Где и когда зародился портретный жанр?
- Какие типы портретов вы знаете?
- Попробуйте определить типы портретов среди представленных на доске произведений.
- Я представляю вам автопортрет Леонардо да Винчи, автора картины “Мадонна Лита”.
На доске представлены таблицы по изучению правильных пропорций лица.
- На какие части делится лицо человека?
- Какие это части лица?
- В какой части располагается нос и глаза?
- Кто разработал и изучал пропорции лица человека?
Самостоятельная работа учащихся.
Подведение итогов и представление детских работ.
- Ребята, с какими новыми произведениями художников мы с вами познакомились?
- Что общее объединяет все эти разные по изображению картины?
- Что для матери самое важное?
- Каким должен вырасти ее ребенок?
Каждый из вас должен постараться оправдать надежды своей матери.
Чтение стихотворения о маме.
“Мамочка, любимая, родная
Твоей любовью свято дорожим.
Ты нас ласкала, понимала –
За все тебе “спасибо” говорим.
Живи подольше, старости не зная,
Пусть будут сны спокойны и легки.
Тебя мы очень любим дорогая,
Желаем счастья, радости, любви!