Тип урока: Урок обобщающего типа
Цель урока: Закрепление и обобщение пройденного материала (жизнь и творчество композиторов) в русле исторических эпох.
Задачи урока:
- расширение художественного кругозора учащихся;
- развития аналитических навыков, ассоциативного мышления.
Учебно-методические пособия: Таблицы “Культура XVIII века” и “Культура XIX века” из расчета на каждого учащегося
Наглядные пособия:
- иллюстрации-репродукции картин;
- карточки с названиями музыкальных жанров, характерных для эпохи классицизма и романтизма
Литература:
- Кириллина Л. Классический стиль в музыке. – М., 1996.
- Кирнарская Д. Классицизм. – М.: Росмэн, 2000
- Михайлов А. Романтизм // Музыкальная жизнь, 1987, №
- Художественная галерея, 2005, №№ 19, 21, 28
- Шорникова М. Музыкальная литература. Четвертый год обучения. - Ростов Н/Д.: Феникс, 2003.
Репродукции картин:
- Айвазовский И. Девятый вал (1);
- Тернер Д. Последний рейс корабля “Отважный” (2);
- Лоррен К. Отплытие царицы Савской (3);
- Кандинский В. В белом (4)
Ход урока
I. Вступительная часть:
- Организационный момент – активизация внимания, мышления учащихся, создание благожелательной творческой атмосферы;
- Вступительное слово педагога, поясняющее цель и задачи урока.
II. Основная часть урока (диалог с учащимися):
- О значении понятий классика, классицизм, романтика, романтизм.
- Представители классицизма и романтизма в литературе, живописи, музыке.
- Идейно-эстетические принципы классицизма и романтизма.
- Определение (сравнительным методом) стилистических признаков эпох в живописи (анализ репродукций картин) и музыке (анализ двух фрагментов музыкальных произведений).
III. Заключительная часть урока.
СЦЕНАРИЙ УРОКА ПО ПРЕДМЕТУ МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА С УЧАЩИМИСЯ II ГОДА ОБУЧЕНИЯ
1. Беседа-размышление о значении понятий.
Педагог: В этом году на уроках музыкальной литературы мы с вами изучали творчество западноевропейских композиторов: Баха, Гайдна, Бетховена, Шуберта. Как принято называть Гайдна, Моцарта и Бетховена?
Ответ детей: Венские классики.
Педагог: А к какой эпохе относится творчество Шуберта, Шопена?
Ответ: К эпохе романтизма.
Педагог: Вы правы. Но при этом внутри каждого направления было множество различных течений, и невозможно установить, что такого-то дня в 8 часов утра начался классицизм, а такого-то дня в 10 часов вечера он закончился и начался романтизм. Поэтому мы очень условно называем 18 век веком классицизма, а XIX век веком романтизма. Давайте попробуем сегодня сравнить признаки классицизма и романтизма и определить, в чем различны эти два художественных направления.
А вначале определим смысл слов, которые часто произносим/ (показывает на доску)
Чем отличаются значения слов классика, классический, классицизм?
Ответы, мнения детей.
Педагог (поясняет): классика – самое широкое понятие, классицизм – система эстетических правил, основанных на подражании высоким образцам.
Теперь поговорим о слове романтизм. Какие вы можете привести однокоренные слова?
Учащиеся: Романс, роман, романтика…
Педагог: Значение слова романтика нам, конечно, известно – романтический поступок связан с чувством, это нечто благородное, возвышенное (отмечает на доске)… Под названиями роман и романс подразумевались “любовная драма для чтения” и, соответственно, “любовная песня”. Слово же романтизм стало обозначать искусство европейских народов – ярко эмоциональное, противопоставленное искусству XVIII века.
2. Представители классицизма и романтизма в различных видах искусства.
Педагог: Давайте теперь назовем представителей этих направлений в различных видах искусства. А начнем с выдающихся музыкантов...
(заполнение таблицы)
Ответы учащихся.
Педагог: Имена живописцев, литераторов упоминались в биографических очерках о композиторах. Давайте вспомним! Писательница, друг Шопена в Париже…
Учащиеся: Жорж Санд.
(продолжение заполнения таблицы)
3. Особенности художественных направлений.
Педагог: Музыка – самое яркое и точное отражение мировосприятия человеком действительности. Отталкиваясь от знаний жизни и творчества западноевропейских композиторов, попробуйте определить особенности (признаки, черты) классицизма и романтизма. Я читаю утверждения, а вы называете направление, которому оно соответствует.
1. В искусстве этой эпохи было идеально уравновешено трагическое и комическое, легкомысленное и серьезное. Людям хотелось узнать по каким законам живет природа, общество, каждый человек. И вооружившись знанием, сделать жизнь достойной и счастливой. (классицизм)
2. Мышлению человека этой эпохи было свойственно стремление обобщать, видеть не детали, а многообразные виды аналогий пропорциональности и симметрии.
(классицизм)
3. Свое название эта эпоха получила впервые не в музыке, а в литературе. Литературный герой одинок, не находит себе места в окружающем мире, скитаясь в поисках счастья.
(романтизм)
4. Идеалы эпохи провозглашали победу разума над чувствами, и что путь к счастью лежит исключительно через знание, через воспитание ума и чувств.
(классицизм)
5. Человек этой эпохи разочарован в жизни и находит утешение лишь в мире мечты. Этот мир соседствует с миром фантастическим, куда герой бежит в надежде уйти от обыденности.
(романтизм)
6. Главная черта эпохи – интерес к жизни человеческой души, передача разнообразных чувств и настроений. Любопытно было отношение к искусству: оно считалось единым. Особенно близки поэзия и музыка. Но все же наиболее полно отразить тончайший мир чувств во всем многообразии его оттенков способна, по мнению романтиков, только одна музыка.
(романтизм)
7. В эту эпоху в высшей степени совершенным считалось искусство театра. Оно было очень правдоподобно: события и поступки героев на сцене были такими же, как и в жизни; действие стремилось к счастливому финалу в комедии и к печальному в трагедии. Именно в искусстве театра сходились столь дорогие этой эпохе Познание и Действие. Наконец, в театре все в высшей степени упорядочено, размеренно: действие разделено на акты и сцены, те в свою очередь, на отдельные реплики персонажей. Так создавался идеал искусства, где все находится на своем месте и подчиняется логическим законам.
(классицизм)
8. Одним из главных жанров в эту эпоху стала песня. Герой песни – одинокий скиталец, чувства и настроения которого были понятны слушателю. Одна из особенностей этой эпохи – обилие инструментальных миниатюр. В небольшой пьесе можно было запечатлеть и мимолетные чувства, и глубокое душевное потрясение, и мгновенное настроение, и зарисовку с натуры. Наконец, в творчестве всех композиторов этого времени проявился глубокий интерес к искусству своего народа. Народные предания легенды, сказки и баллады уносили в мир фантастических событий, который был так близок композиторам этой эпохи.
(романтизм)
Педагог: Молодцы, ребята! Вы точно определили характерные черты этих эпох. Прекрасно справились с этим трудным заданием.
4. Иллюстрации
А сейчас давайте всмотримся в каждую эпоху глазами художников того времени. Внимательно рассмотрите все репродукции картин, сравните их и выберите две из них, которые, на ваш взгляд, соответствуют классической и романтической эпохе.
Ответы и мнения детей.
Педагог (подытоживая): …да, вы правы. Эта картина (3) чистотой красок, четкостью линий (соотносимых с мелодией в музыке) вызывает ассоциацию с принципами логичности и ясности искусства классицизма… А вот эта – (1), насыщенность и многогранность цвета которой можно соотнести с красочностью гармонии в музыке, принадлежит скорее к эпохе романтизма…
5. Музыкальные жанры
Какие же музыкальные жанры находились в центре внимания композиторов эпохи классицизма и эпохи романтизма? Распределите карточки с названиями жанров в 2 колонки.
(задание выполняют 2 ученика)
6. Стилевая викторина
В этом году, слушая и разбирая произведения композиторов-классицистов и композиторов-романтиков, мы замечали с вами их отличительные музыкально-тематические особенности. И вот сейчас, в завершении нашего урока давайте проверим наши знания. Я предлагаю вам прослушать 2 музыкальных фрагмента. Ваша задача – определить, какой фрагмент звучит в “духе” эпохи классицизма, и какой – в “духе” эпохи романтизма.
(прослушивание музыкальных фрагментов)
Ответы, мнения детей.
Педагог: Молодцы, спасибо за отличную работу на уроке! На этом мы и закончим наше небольшое путешествие в мир прошлого – в XVIII и XIX века.