Разнообразить учебный процесс внеклассными мероприятиями необходимо и очень важно, поскольку развитие познавательной самостоятельности и активности, творческой самореализации студентов колледжа не менее важно, чем обучение общеобразовательным и общепрофессиональным дисциплинам. К тому же, немаловажным качеством внеклассного мероприятия является применение полученных студентами знаний в нестандартных условиях.
Теоретическую основу мероприятия составляют такие дисциплины, как “Архитектура ЭВМ и вычислительных систем” и “Операционные системы и среды”.
Цели мероприятия:
- закрепление и контроль знаний, полученных студентами на теоретических и практических занятиях по вышеуказанным дисциплинам;
- развитие познавательного интереса учащихся колледжа при изучении общепрофессиональных дисциплин, а также интереса к выбранной специальности;
- развитие интереса к самостоятельной мыслительной и творческой деятельности студентов;
- воспитание навыков работы в группе для достижения общих целей и результатов;
- определение наиболее талантливых и творческих учащихся с целью их дальнейшей педагогической поддержки;
- выработка алгоритма дальнейшей профессиональной подготовки студентов;
- повышение эффективности преподавания дисциплин, непосредственно связанных с выбранной специальностью.
Оборудование:
- Персональный компьютер с ППП “MS Office”
- Мультимедиапроектор
- Раздаточный материал
- Карточки-задания
Подготовительный этап:
- В игре принимает участие одна учебная группа 2-го курса специальности 230105.
- Игра основана на соревновании двух подгрупп. В каждой подгруппе выбирается команда по 10 человек, которые непосредственно принимают участие в игре.
- Остальные учащиеся обеих учебных подгрупп составляют группы поддержки своих команд.
- В игре задействованы 2 человека из каждой подгруппы студентов для ведения учета очков команд по каждому конкурсу.
- Студентам необходимо придумать название своей команды. Название команды должно быть связано с вычислительной техникой. Для каждого члена команды необходимо изготовить эмблему команды, а также подготовить список участников команды для возможного поощрения.
- Ведущие мероприятия – преподаватели вышеуказанных дисциплин.
- Для проведения игры организаторам необходимо подготовить задания по различным дисциплинам, изучаемым учащимися-игроками на данном этапе обучения (1 семестр второго курса). В данной игре представлены вопросы и задания по дисциплинам “Архитектура ЭВМ и ВС” и “Операционные системы и среды”.
- Для проведения игры организаторам необходимо подготовить оформление мероприятия и раздаточный материал, призванные дополнить наглядностью игру.
Структура мероприятия:
1 Организация начала мероприятия
2 Представление команд
3 Старт. Преодоление эстафет:
эстафета 1 “Веселый кроссворд”
эстафета 2 “Волшебные ребусы”
эстафета 3 “Дядюшка Нортон”
эстафета 4 “Пошифруем”
эстафета 5 “Соотнеси понятия”
эстафета 6 “Составь слово”
4 Подведение итогов игры. Рефлексия
Ход мероприятия
1 ведущий: Здравствуйте, уважаемые студенты!
2 ведущий: Сегодня у нас с вами своеобразный День здоровья и поэтому мы проведем игру “Веселые старты”, но не простую, а посвященную выбранной вами специальности.
1 ведущий: Как и всякие “Веселые старты” наши “Веселые старты” будут состоять из эстафет. Всего их 6. Они разнообразные и мы надеемся, что они вам очень понравятся.
2 ведущий: Итак, для начала нам необходимо представить команды – участников наших “Стартов”.
Первая команда выбрала название – (…) и в ее состав входят следующие спортсмены:
(перечисление участников команды 1)
Вторая команда выбрала название – (…) и в ее состав входят следующие спортсмены:
(перечисление участников команды 2)
1 ведущий: Все заработанные вами сегодня очки будут занесены в единую электронную таблицу, по итоговым результатам которой будет даже построена диаграмма очеов обеих команд. Все готовы к старту?
<Приложение 3> - Сводная таблица и сводная диаграмма очков команд.
2 ведущий: Тогда приступим к преодолению эстафет! Для разминочки ваших мышц вам предлагается эстафета №1, которая называется “Веселый кроссворд”.
Эстафета 1 “Веселый кроссворд”
1 ведущий: Кроссворд одинаков для обеих команд. На двух столах для каждой команды лежит сетка кроссворда и перечень загаданных в кроссворде понятий. Ваша задача, по одному человеку подбегая к столу отгадать любое понравившееся вам понятие и вписать его в сетку кроссворда. Побеждает та команда, которая справится с “Веселым кроссвордом” быстрее.
2 ведущий: Команда получает по одному баллу за каждое правильно отгаданное слово. Дополнительный балл получает команда, которая справится с заданием быстрее. На старт, внимание, марш! (свисток)
<Приложение 1> - Ответы и вопросы к кроссворду
(Студенты разгадывают кроссворд, по окончании эстафеты подводится итог)
1 ведущий: Ну вот мы и размялись. Теперь эстафета на выносливость. Называется она “Волшебные ребусы”. Вашему вниманию предлагается разгадать пять ребусов. В их основе лежат некоторые понятия изучаемых дисциплин.
Эстафета 2 “Волшебные ребусы”
2 ведущий: Ребусы для обеих команд одинаковы. На столах для каждой команды лежат картинки с ребусами и таблица – сетка, в которую необходимо занести разгаданные понятия. Стартуют в данной эстафете по двое человек – 1 ребус на пару.
1 ведущий: Команда получает по одному баллу за каждый правильно отгаданный ребус. Дополнительный балл получает команда, которая справится с заданием быстрее. На старт, внимание, марш! (свисток)
ребус 1
ребус 2
ребус 3
ребус 4
ребус 5
<Приложение 1> - таблица с ответами к ребусам
(Студенты разгадывают ребусы, по окончании эстафеты подводится итог)
2 ведущий: А теперь переходим к тяжелой атлетике. Следующая эстафета посвящена великому тяжелоатлету, мастеру спорта международного класса и называется она “Дядюшка Нортон”.
Эстафета 3 “Дядюшка Нортон”
1 ведущий: Эта эстафета проверит ваши навыки работы в операционной оболочке Нортон Коммандер. В эстафете участвует вся команда. Около компьютера лежат задания. По очереди каждый из участников команды подходит к компьютеру и выполняет только одно задание из представленных на листе. Всего заданий 8. Побеждает та команда, которая справится с эстафетой быстрее и правильнее.
2 ведущий: Команда получает по одному баллу за каждое правильно выполненное задание. Дополнительный балл получает команда, которая справится со всеми заданиями быстрее. На старт, внимание, марш! (свисток)
Задания к эстафете.
Запустите программу NC
Перейдите на диск А:
На диске А: создайте каталоги K1 и K2
На диске А: в каталоге К1 создайте подкаталоги M1 и М2
На диске А: в каталоге К2 создайте подкаталог N1
На диске А: в подкаталог N1 каталога К2 скопируйте текстовые файлы S1.TXT и S2.TXT из каталога PROBA, находящегося на диске С:
Переименуйте файл S2.TXT из подкаталога N1 каталога К2 в файл с расширением *.DOC
Изобразите дерево каталогов, получившееся на диске А:
(Студенты выполняют задания в операционной оболочке Norton Commander, по окончании эстафеты подводится итог)
- получившееся дерево каталогов в эстафете 3
<Рисунок 6>
1 ведущий: А теперь эстафета на ловкость. Называется она “Пошифруем”.
Эстафета 4 “Пошифруем”
2 ведущий: Эта эстафета проверит вашу ловкость в переводе чисел из одной системы счисления в другую. На столах для каждой команды лежат задания, представленные в виде таблицы с заданиями. всего заданий 5. Стартуют в данной эстафете по двое человек – по одному заданию на пару.
1 ведущий: Команда получает по одному баллу за каждое правильно выполненное задание. Дополнительный балл получает команда, которая справится со всеми заданиями быстрее. На старт, внимание, марш! (свисток)
Таблица 1 - Задания эстафеты 4
№ зад | Формулировка задания | Отметка о выполнении |
1 | Каждой букве слова “драйвер” поставьте порядковый номер в русском алфавите. При определении порядкового номера буквы можно воспользоваться таблицей с алфавитом. Вычислите сумму получившихся чисел. Заполните таблицу “Подсчет суммы” и впишите ответ в Блок 1 на Схеме переводов. | |
2 | Получившееся число переведите в двоичную систему счисления. Алгоритм перевода должен быть представлен. Впишите ответ в Блок 2 Схемы переводов. | |
3 | Получившееся число из двоичной СС переведите в восьмеричную систему счисления. Алгоритм перевода должен быть представлен. Впишите ответ в Блок 3 Схемы переводов. | |
4 | Получившееся число из восьмеричной СС переведите в шестнадцатеричную систему счисления. Алгоритм перевода должен быть представлен. Впишите ответ в Блок 4 Схемы переводов. | |
5 | Получившееся число переведите из шестнадцатеричной СС в десятичную систему счисления. Алгоритм перевода должен быть представлен. Впишите ответ в Блок 5 Схемы переводов. |
<Приложение 2> - таблица с алфавитом русского языка, таблица ответов подсчета суммы и схема переводов с ответами
(Студенты выполняют задания, по окончании эстафеты подводится итог)
2 ведущий: Теперь мы знаем кто из вас самый ловкий. Следующая эстафета на меткость. Называется она “Соотнеси понятия”.
Эстафета 5 “Соотнеси понятия”
1 ведущий: Эта эстафета покажет самую меткую команду. Ваша задача метко соединить понятие и его определение (расшифровку). На столах команд лежат задания, представленные в виде таблицы. Необходимо ячейки с понятиями в левой части таблицы метко соединить с их расшифровкой в правой части таблицы. Ваша задача по одному человеку подбегая к столу, соединить любое понравившееся вам понятие с его определением. Побеждает та команда, которая справится с эстафетой быстрее и правильнее.
2 ведущий: Команда получает по одному баллу за каждое правильно соотнесенное понятие. Дополнительный балл получает команда, которая справится со всеми заданиями быстрее. На старт, внимание, марш! (свисток)
Таблица 2 - Задание на эстафету 5.
1 | Обратный код отрицательного числа | А | способ изображения чисел с помощью ограниченного набора символов, имеющих определенные количественные значения |
2 | Основная функция ОС | Б | предназначены для решения широкого круга задач |
3 | Дополнительный код положительного числа | В | хранится в оперативной памяти постоянно после загрузки операционной системы. |
4 | Пропускная способность | Г | точка на экране, образующая символьной матрицы |
5 | Числа с плавающей запятой | Д | динамический объект, который возникает в ОС после того, как пользователь и сама ОС решает “запустить” программу на выполнение |
6 | Универсальные ОС | Е | равен прямому коду этого числа |
7 | Система счисления | Ж | управление ресурсами и их распределение |
8 | Процесс | З | представляются в виде мантиссы и порядка |
9 | Пиксель | И | образуется путем инверсии всех двоичных разрядов, кроме знакового разряда, прямого кода этого числа |
10 | Резидентный модуль командного процессора ОС MS DOS | К | количество задач, выполняемых ВС в единицу времени |
Таблица 3 - Ответы к эстафете 5
1 и 2 ж 3 е 4 к 5 з 6 б 7 а 8 д 9 г 10 в
(Студенты выполняют задания, по окончании эстафеты подводится итог)
1 ведущий: Теперь мы знаем, какая из наших команд самая меткая. Видите, уважаемые студенты, что там впереди? А впереди у нас ФИНИШ, т.е. финишная прямая. И у нас с вами на этой финишной прямой последнее задание под названием “Составь слово”.
Эстафета 6 “Составь слово”
2 ведущий: Помните, вы соревновались на выносливость, разгадывая “Волшебные ребусы”? В этой эстафете вы заполняли таблицу с разгаданными понятиями, помните? А в этой таблице некоторые ячейки были выделены, заметили? После эстафеты выделенные ячейки заполнились буквами. Теперь на этой самой финишной прямой необходимо всем вместе (всей командой) их выделенных букв составить слово.
1 ведущий: Выиграет финишную прямую та команда, которая быстрее разгадает это загадочное слово. На старт, внимание, марш! (свисток)
<Приложение 1> - таблица с ответами к ребусам
(Студенты составляют слово из выделенных букв, по окончании эстафеты подводится итог эстафеты, а также общий итог игры)
2 ведущий: Наше мероприятие закончилось победой команды (…). Давайте поздравим их – самых умных, самых ловких, самых смелых и спортивных!
<Приложение 3> - Сводная таблица и сводная диаграмма очков команд
1 ведущий: Уважаемые студенты, в качестве итогового задания для всех вас, нам бы хотелось попросить заполнить вас в индивидуальном порядке следующую таблицу – таблицу рефлексии деятельности студентов на мероприятии.
Таблица 4 - Рефлексивная таблица для студентов
№ | Ответьте на вопросы | Сюда впишите ответ или поставьте галочку в предложенные варианты | ||||||
1 | Какое из заданий вам показалось наиболее сложным? | |||||||
2 | По какой дисциплине для вас были наиболее сложные задания? | Архитектура ЭВМ | ОСИС | |||||
3 | По какому предмету для вас были наиболее легкие задания? | Архитектура ЭВМ | ОСИС | |||||
4 | Над чем вам следовало бы поработать в дальнейшем? | |||||||
5 | Отрицательными эпизодами мероприятия были: | |||||||
6 | Нужны ли вам внеклассные мероприятия? Какая роль вам нравится больше всего? | да | Роль участника | Роль зрителя | ||||
нет | ||||||||
7 | Выразите ваше эмоциональное состояние после мероприятия. |