Цель урока:
- Повторить, обобщить приобретенные знания;
- Воспитывать настойчивость и упорство в достижении цели.
Оборудование:
- плакат “Кто смолоду делает и думает сам, тот и становится потом надежнее, крепче, умнее” (В. Шукшин);
- лото;
- индивидуальные карточки;
- плакаты с решением задач.
Ход урока
Сегодня мы совершим необычное восхождение на вершину “Пика знаний” - “Соотношение между сторонами и углами треугольника. Решение задач”. В результате нашего трудного пути мы повторим, систематизируем полученные знания, будем решать задачи более сложного уровня.
Первенство в нашем путешествии будут оспаривать пять групп. У каждой группы свой инструктор, который будет оценивать коэффициент участия каждого “туриста” и отмечать в маршрутном листе.
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ ГРУППЫ
Инструктор ______________________
№ |
Фамилия, Имя |
Разминка |
I |
Лото |
Решение задач |
1 |
|||||
2 |
|||||
3 |
|||||
4 |
|||||
5 |
|||||
6 |
1) Принято, что к соревнованию человек готовится, и свой день обычно начинает с зарядки, то есть с разминки. Проведем разминку и мы (для групп).
А теперь вопрос общий для всех групп.
Вспомните, пожалуйста, все известные вам формулы для вычисления площади треугольника.
I |
II |
III |
IV |
V |
2) Разминка завершена. Теперь в путь!
Подъем к “Пику знаний” будет нелегким, могут быть и завалы и обвалы и заносы. Но есть привалы, где вас ждут приятные развлечения. Для того, чтобы отправиться в путь, откройте тетради, запишите число, классная работа. Все записи, решения ведем в тетради.
I участок подъема, решение задач по готовым чертежам.
А теперь общая задача для всех групп.
Определите относительное положение центра описанного около треугольника круга, если даны три стороны треугольника или их отношение (приложение 1).
Прошу инструкторов не забывать об отметках в маршрутных листах участие своих “туристов” в этом подъеме. Ну что ж теперь привал (“лото”).
Получите, пожалуйста, у инструктора конверты с заданиями. Карточку с шестью заданиями положим перед собой. Карточки с ответами накрывают вопрос так, чтобы на вас смотрела противоположная сторона карточки. Приступайте!
А теперь быстро проверим. Кто догадался. Какой код для быстрой проверки? У кого правильно? Инструктора отметьте в маршрутном листе количество правильных ответов.
Ключом к быстрой проверке лото являлись даты рождения учеников.
1 3 0 5 8 7
Например: 13.05.87. Если ребенок положил карточки правильно, то складывается правильная дата, и, можно быстро сказать, сколько ошибок допустил ребенок.
Отдохнули? Двигаемся дальше! Оказывается, мы попали в завал. Для того, чтобы пройти его необходимо вспомнить очень важные для решения задач соотношения между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике:
- Что называется синусом острого угла прямоугольного треугольника?
- Что называется косинусом острого угла прямоугольного треугольника?
- Что называется тангенсом острого угла прямоугольного треугольника?
Вот об этих отношениях у меня есть очень замечательное стихотворение:
Доверчивости я пою хвалу,
Ну и проверка тоже не обуза
В определенном месте, на углу
Встречались катет и гипотенуза.
У катета она была одна,
Гипотенузы он любил, не веря сплетням, но в тоже время, на углу соседнем
С другим встречалась катетом она.
И дело все закончилось конфузом
Вот после этого и верь гипотенузам.
II участок подъема самый сильный.
Вы получили лист с пятью задачами (приложение № 2). У всех групп задания одинаковые. Решаем, затем обсуждаем. Задачу № 1 решаем тремя различными способами:
- С использованием теоремы косинусов;
- С использованием теоремы синусов;
- Используя метод координат.
Итог урока: Сегодня мы с вами очень плодотворно потрудились: повторили теоретический материал, научились применять его при решении более сложных задач.
Оценки за урок: Получит каждый ученик в соответствии с маршрутным листом.
Домашнее задание: Карточки с задачами берете домой, доделать и № 1025 (д, е, з); 1035; 1063 – дополнительно.