Обобщающий урок по геометрии в 9-м классе по теме: "Соотношения между углами и сторонами треугольника"

Разделы: Математика


Цель урока:

  • Повторить, обобщить приобретенные знания;
  • Воспитывать настойчивость и упорство в достижении цели.

Оборудование:

    1. плакат “Кто смолоду делает и думает сам, тот и становится потом надежнее, крепче, умнее” (В. Шукшин);
    2. лото;
    3. индивидуальные карточки;
    4. плакаты с решением задач.

Ход урока

Сегодня мы совершим необычное восхождение на вершину “Пика знаний” - “Соотношение между сторонами и углами треугольника. Решение задач”. В результате нашего трудного пути мы повторим, систематизируем полученные знания, будем решать задачи более сложного уровня.

Первенство в нашем путешествии будут оспаривать пять групп. У каждой группы свой инструктор, который будет оценивать коэффициент участия каждого “туриста” и отмечать в маршрутном листе.

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ ГРУППЫ

Инструктор ______________________

Фамилия, Имя

Разминка

I

Лото

Решение задач

1

         

2

         

3

         

4

         

5

         

6

         

1) Принято, что к соревнованию человек готовится, и свой день обычно начинает с зарядки, то есть с разминки. Проведем разминку и мы (для групп).

Варианты разминки.

А теперь вопрос общий для всех групп.

Вспомните, пожалуйста, все известные вам формулы для вычисления площади треугольника.

    I

    II

    III

    IV

    V

             

2) Разминка завершена. Теперь в путь!

Подъем к “Пику знаний” будет нелегким, могут быть и завалы и обвалы и заносы. Но есть привалы, где вас ждут приятные развлечения. Для того, чтобы отправиться в путь, откройте тетради, запишите число, классная работа. Все записи, решения ведем в тетради.

I участок подъема, решение задач по готовым чертежам.

А теперь общая задача для всех групп.

Определите относительное положение центра описанного около треугольника круга, если даны три стороны треугольника или их отношение (приложение 1).

Прошу инструкторов не забывать об отметках в маршрутных листах участие своих “туристов” в этом подъеме. Ну что ж теперь привал (“лото”).

Получите, пожалуйста, у инструктора конверты с заданиями. Карточку с шестью заданиями положим перед собой. Карточки с ответами накрывают вопрос так, чтобы на вас смотрела противоположная сторона карточки. Приступайте!

Карточки.

А теперь быстро проверим. Кто догадался. Какой код для быстрой проверки? У кого правильно? Инструктора отметьте в маршрутном листе количество правильных ответов.

Ключом к быстрой проверке лото являлись даты рождения учеников.

1 3 0
5 8 7

Например: 13.05.87. Если ребенок положил карточки правильно, то складывается правильная дата, и, можно быстро сказать, сколько ошибок допустил ребенок.

Отдохнули? Двигаемся дальше! Оказывается, мы попали в завал. Для того, чтобы пройти его необходимо вспомнить очень важные для решения задач соотношения между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике:

  • Что называется синусом острого угла прямоугольного треугольника?
  • Что называется косинусом острого угла прямоугольного треугольника?
  • Что называется тангенсом острого угла прямоугольного треугольника?

Вот об этих отношениях у меня есть очень замечательное стихотворение:

Доверчивости я пою хвалу,
Ну и проверка тоже не обуза
В определенном месте, на углу
Встречались катет и гипотенуза.
У катета она была одна,
Гипотенузы он любил, не веря сплетням, но в тоже время, на углу соседнем
С другим встречалась катетом она.
И дело все закончилось конфузом
Вот после этого и верь гипотенузам.

II участок подъема самый сильный.

Вы получили лист с пятью задачами (приложение № 2). У всех групп задания одинаковые. Решаем, затем обсуждаем. Задачу № 1 решаем тремя различными способами:

  • С использованием теоремы косинусов;
  • С использованием теоремы синусов;
  • Используя метод координат.

Итог урока: Сегодня мы с вами очень плодотворно потрудились: повторили теоретический материал, научились применять его при решении более сложных задач.

Оценки за урок: Получит каждый ученик в соответствии с маршрутным листом.

Домашнее задание: Карточки с задачами берете домой, доделать и № 1025 (д, е, з); 1035; 1063 – дополнительно.