Раздвигая границы учебника: экономическая составляющая

Разделы: Иностранные языки


Гимназия № 1518 является учебным заведением экономического профиля, и подавляющее большинство наших учащихся имеют цель получить высшее экономическое образование. Наряду с этим, экономический аспект является неотъемлемой составной частью профильного образования. Исходя из этого, наши учебные программы и система дополнительного образования должны быть адекватны к стоящим перед нами задачам подготовки широко образованной высокоинтеллектуальной личности, готовой к творческой и исследовательской деятельности в различных областях, в том числе и экономике.

Изучение экономических аспектов является для нашей гимназии основополагающим моментом и затрагивает различные предметы, в том числе и английский язык. Вклад этого предмета как учебной дисциплины в решение задачи экономического образования учащихся не менее значителен, чем вклад специальных дисциплин. Основанием для этого служит не только фактическое преобладание английского языка в сфере международного общения, но и высокоразвитая рыночная экономика и глубокие традиции в сфере экономических отношений англоязычных стран. Другим важным обстоятельством в решении задачи экономического образования средствами предмета английский язык является его большой потенциал в плане интеграции с другими предметами этого профиля – географией, экономикой, историей и рядом других.

Передо мной, как учителем английского языка нашей гимназии ставится большое количество самых разнообразных задач. Экономический блок задач в этом ряду – один из важных. Как решить эти задачи в рамках профильного курса – понятно. Но как решать их каждый день на обычных уроках, проводимых в рамках учебного плана? Ответ на этот вопрос я получила несколько лет назад, когда мы стали работать по учебникам серии Opportunities издательства Longman. Проанализировав содержание модулей учебника, я пришла к выводу, что практически в каждом из них можно выделить экономическую составляющую, и это не будет чем-то искусственным и инородным. Более того, развитие многих тем именно в экономическом ключе кажется мне совершенно естественным; может быть, здесь сказывается моё первое экономическое образование.

На примере тем учебника Opportunities уровня Pre-Intermediate, по которому работают учащиеся 7-х классов, я покажу, какие экономические аспекты были выделены по всем модулям учебника.

Таблица 1 Экономический аспект в учебнике английского языка Opportunities уровень Pre-Intermediate

Номер модуля в учебнике Тема модуля по учебнику Экономический аспект в содержании модуля
1 Образ жизни Профессии (экономист, бухгалтер, финансовый дилер, банкир)
2 Герои Перечисление и привлечение средств в благотворительные фонды
3 Празднования Составление бюджета праздника; составляющие статей доходов и расходов
4 Деньги История возникновения денег; функции денег; производство денег; формирование бюджета; ростовщичество; история возникновения банков
5 Гиперпространство и виртуальная реальность Роль компьютеров; история возникновения Microsoft; Билл Гейтс – миллиардер, который сам себя сделал; инвестиции в исследования космоса: плюсы и минусы денежных вложений
6 Море Инфраструктура морского туристического города
7 Ритмы Коммерциализация современной культуры
8 Дизайн Соотношение цены и качества

Модуль 1 – Образ жизни, позволяет нам поговорить о том спектре профессий, который входит в понятие “экономист”. Здесь учащиеся знакомятся с великими экономистами – Адамом Смитом, Карлом Марксом. Мы говорим о преимуществах и сложностях профессии. Родители многих наших учеников имеют непосредственное отношение к финансовым, производственным и экономическим структурам. Поэтому выход этой работы – проект по теме “Что я знаю о профессии”- для многих ребят имеет конкретное значение и представляет личный интерес.

Модуль 2 – Герои – где говориться о деятельности таких личностей, как мать Тереза, Мартин Лютер Кинг и принцесса Диана мы рассмотрели с точки зрения деятельности этих и других известных деятелей политики, культуры и спорта по привлечению ими средств в благотворительные фонды. На итоговом уроке по теме проводится дискуссия на тему: “Может ли широко известная личность побудить тебя пожертвовать средства в благотворительный фонд”.

Изучая модуль 3 – Праздники – мы составили бюджет праздника на примере Нового года. Ребятам даётся задание подробно записать, а затем проанализировать и распределить по группам все семейные затраты в связи с проведением праздника. Мы говорим о бюджете семейного мероприятия, о статьях доходов и расходов.

Модуль 4 –Деньги – как будто был специально создан для гимназии экономического профиля. Здесь открывается самый широкий спектр обсуждаемых тем: история возникновения и развития денег, функции денег, история возникновения банков и финансовых компаний. Уроки по этой теме проводились в виде презентации учителя и докладов-презентаций учащихся. Особый интерес у ребят при изучении этой темы вызывает возможность продемонстрировать и прокомментировать свои коллекции монет.

Изучение материала модуля 5 – Гиперпространство даёт нам возможность остановиться на вопросе целесообразности финансирования различных долгосрочных программ, в том числе по исследованию космоса. Здесь мы обсуждаем вопросы развития космического туризма, которые до последнего времени были фантастическими, а теперь стали реальностью, и говорим о появлении новых негосударственных источниках финансирования космических исследований. В рамках этой темы – личность гениального предпринимателя в области компьютеров Билла Гейтса, его биография, его благотворительная деятельность.

При изучении темы модуля 6 – Море – мы говорим о туризме, как важной сфере экономики. Какими ресурсами должна обладать страна и как эффективно их использовать, чтобы привлечь туристов и пополнить за счет заработанных средств бюджет. Какие страны добились на этом поприще наибольших успехов и почему. Практический выход этой работы – групповая проектная работа на тему “Разработка инфраструктуры курортного города на побережье Черного моря”.

Обсуждая модуль 7 – Ритмы – мы говорим о высокой коммерциализации современной поп-культуры и о том, что молодёжь, являясь основным потребителем продукции поп-культуры, является и основным источником её прибыли. Выходом в этой теме является проведение круглого стола по теме “Современная поп-музыка – искусство или бизнес?”

Говоря о дизайне в модуле 8, мы выходим на обсуждении темы качества различных товаров и услуг и влияние бренда на цену этих товаров и услуг. Эта тема неотъемлемо связана с темой продвижения товаров и услуг на рынке, изучением конъюнктуры рынков и рекламы, как главного двигателя торговли. Как тему проектной работы я предлагаю учащимся написать рекламный буклет для нашей гимназии. Из анализа этих работ следует, что основные достоинства гимназии они видят в высоком уровне знаний, строгости правил (ношение делового костюма, требовательность педагогов и т.д.) и благоприятном окружении.

Таким образом, все темы учебника позволяют решать задачу экономического образования, не выходя за рамки учебного плана. Хотелось бы также отметить, что выделенное таким образом экономическое содержание в полной мере способствует реализации всех целей обучения – практической, воспитательной, образовательной и развивающей.

Однако не следует быть однобокими и делать упор только на каком-то одном аспекте, выделяя его из всего процесса. Не менее важными составляющими в обучении я бы назвала экологический и лингвострановедческие аспекты. Имея определённый накопленный опыт работы, учитель всегда может выделить эти аспекты при изучении практически любой темы и органично вплести их в рамки урока. Делая это регулярно, мы будем иметь все предпосылки для решения задачи воспитания и формирования конкурентоспособной личности, способной адаптироваться к сложным требованиям современной жизни.

В качестве примера предлагаю ознакомиться со сценарием урока “Как появились деньги и как они работают” по теме “Деньги”

Данный урок проводится в 7 классе, обучение в котором ведётся по учебнику серии “Opportunities” уровень Pre – Intermediate (авторы М.Харрис, Д.Моуэр и А.Щикочинска; издательства “Лонгман”) при изучении 4 модуля учебника “Money”. Урок может быть проведён как вводный по данной теме в начале изучения модуля, так и как завершающий урок по теме. Данный урок – один из звеньев в цепи уроков экономического содержания, проводимых в рамках темы модуля основного учебника, но с упором именно на экономические аспекты.

Урок проводится с использованием презентации учителя и учащихся.

Цель урока: формирование у учащихся элементов экономической компетенции на базе предъявленного материала, касающегося истории возникновения и функций денег; развитие речевых навыков.

Задачи урока:

  1. Развивать навыки чтения с извлечением точной информации для выполнения последующих заданий.
  2. Развивать навыки аудирования на базе аутентичного диалога.
  3. Развивать и совершенствовать навыки говорения (умение высказывать своё мнение)/

Оборудование урока:

  • мультимедийный комплекс,
  • ноутбук,
  • магнитофон,
  • карта мира.

На уроке используется подготовленная учителем презентация на тему “Какую работу выполняют деньги” и “Английские пословицы и поговорки по теме деньги”; текст для чтения “История денег”; презентация учащегося по теме “Моя коллекция монет”.

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя, введение в тему.
  2. Чтение предъявленного учителем текста с последующим выполнением заданий к нему.
  3. Презентация учителя на тему “Какую работу выполняют деньги” с последующим выполнением заданий.
  4. Прослушивание аутентичного текста на тему “Сумасшедший шоппинг” с последующим выполнением заданий.
  5. Представление учеником его коллекции монет.
  6. Презентация учителя на тему: “Английские пословицы и поговорки по теме деньги” с последующим их обсуждением.
  7. Подведение итогов.

Сценарий урока:

1. (Когда ученики заходят на урок, в классе фоном звучитпесня группы АББА “Money, money”)

Teacher: Good morning, students! Today we are going to speak about one of the most important material things in the world. It makes the world go round. Have you guessed what it is?

Students: Yes, it’s money.

Teacher: You are right. It’s money. People can’t live without it and we need it every day. Money is very important because people can exchange it for goods and services, they state the price of goods and services in terms of money and they store it in order to use in the future. But for some people the love of money is the root of all evil. They think only about it, they become cruel to other people and they can commit any crime because of the money. On the other hand we know many wealthy people who give a lot of money to charity. Will you remind me of their names, please?

Students: Princess Diana, Linda McCartney, Bill Gates, Vladimir Spivakov (he transfers money for his concerts to children’s hospitals). (Ученики называют эти и другие имена, известные им из предыдущих уроков).

Teacher: Thank you. Bill Gates who is the richest man in the world gives 90 per cent of his money to charity. Vladimir Spivakov transfers money coming from his concerts to children’s hospitals. We really admire such persons! Can you imagine that it was time when money didn’t exist? Do you want to know how money started? Let’s read the text then.

2. Ученикам предъявляется текст “Как появились деньги” (Приложение 1); учащиеся читают текст, отвечают на вопросы, проверяют ответы сначала парами, а затем под контролем учителя.

3. На экране появляется презентация учителя на тему “Какую работу выполняют деньги” (Приложение 2). Учитель объясняет, какие три функции выполняют деньги (мера стоимости, средство платежа и средство накопления). Убедившись, что учащиеся поняли объяснение, учитель переходит к выполнению задания по этой теме, которое также проецируется на экране (Приложение 2-1).

4. На этом этапе урока учащиеся прослушивают текст “Сумасшедший шоппинг” (Приложение 3) и делятся своим опытом похода по магазинам и преференциями в этой области. Учитель обращает внимание на рациональное использование денежных средств. Для снятия языковых трудностей перед прослушиванием текста учитель объясняет учащимся значение некоторых слов с словосочетаний (to deprive, common sense, magnet-resonant tomography, rational thinking, to decrease). После двукратного прослушивания текста ученики выполняют предложенные учителем задания.

Teacher: Now you know how money works. All people spend money when they go shopping. Some people are crazy about shops, some people hate doing the shopping. As for me I find it tiring and boring, but sometimes funny. And what do you thing about it?

Students: It’s tiring and boring/ it’s exciting/ it’s fantastic/ it’s awful…

Teacher: Do you want to know what the latest researches say about it? Listen to the text and say how doing the shopping influences us.

5. Один из учащихся представляет свою коллекцию монет. При подготовке этого задания учитель обратил внимание ученика на те моменты, которые следует отразить в его выступлении (цель коллекционирования, что это тебе даёт, какие навыки и умения ты приобретаешь и т.д.) Во время своего выступления ученик пользуется картой мира, на которой показывает страны, монеты которых имеются в его коллекции. После доклада ученики задают вопросы и делятся впечатлениями.

Teacher: All people spend money, some people save money (sometimes very successfully) but some people collect money. I mean coins and even bank notes. Collecting coins I think is a good hobby because you can get to know a lot from it. For example, when you get an old coin you can see f face on it. It is a government-approved design stamped. You might want to know who he or she is and I hope you’ll find the answer. Student A. has a good collection of coins; he/she has been collecting coins for 6 years. He/she will be telling you about the collection: listen and ask your questions.

6. На этом этапе урока учитель представляет презентацию, содержащую отдельные английские пословицы и поговорки о деньгах (Приложение 4). На предыдущем уроке учащиеся получили задание найти русские пословицы и поговорки на эту тему.

Teacher: What do wise people think about money? There’re a lot of sayings and proverbs referring to it. Read them and find equivalents in the Russian language.

7. На завершающем этапе урока учитель подводит итоги и выставляет оценки. В качестве домашнего задания предлагается подготовить мотивированное выступления по одной из пословиц или поговорок, согласившись или не согласившись с её содержанием.

В заключении следует отметить, что данный урок имеет как практическое значение – приобретение экономических знаний и развитие языковых знаний и умений, так и воспитательное. Следует непременно обратить внимание учащихся на морально-нравственный аспект данной темы – деньги не должны завладеть вашими душами и стать злом; они не могут быть целью жизни; человек должен развивать свои нравственные качества и помогать нуждающимся.