Сказочно-былинный жанр В.Васнецова. Урок-аукцион

Разделы: МХК и ИЗО


Форма урока: урок-аукцион.

Методы обучения:

  • иллюстративно-репродуктивный,
  • частично-поисковый.

Цели:

  • познакомить учащихся с творчеством Васнецова,
  • развить познавательные потребности, интересы, творческого мышления,
  • показать связь предметов (изобразительное искусство, география, литература, экономика), через интеграцию предметов,
  • познакомить учащихся с экономическими понятиями,
  • развитие взаимоконтроля, чувства сопереживания, коллективизма.

Задачи урока:

  • восприятия и оценки произведений искусства,
  • ориентирование в основных произведениях Васнецова, запоминание характерных особенностей картин,
  • анализ и оценка процесса и результатов собственного художественного творчества.

Материал для учащихся:

  • тетрадь по ИЗО,
  • карандаш,
  • домашняя работа.

Раздаточный материал:

  • сигнальная карточка – 4 шт.,
  • табличка- указатель “Фирма № …” - 4 шт.,
  • лицевой счёт – 4 шт.,
  • карточки с указанием ролей. Приложение 1

Зрительный ряд:

  • “Аленушка” 1881 г.,
  • “Иван Царевич на Сером Волке” 1889 г.,
  • “Витязь на распутье” 1878 г.,
  • “Ковер-самолет” 1880г.,
  • “Богатыри” 1898 г.,
  • “Богатырь” 1870 г.,
  • “Снегурочка” 1899 г.,
  • “После побоища Игоря Святославовича с половцами” 1880 г.,
  • “Богатырский галоп” 1914 г.,
  • “Три царевны подземного царства” 1881 г.,

Словарные слова:

  • “аукцион”,
  • “дилер”,
  • “аудитор”.

Литературный ряд:

  1. Лазуко А. К. Виктор Михайлович Васнецов. Л., 1990.
  2. Дмитриенко А.Ф., Кузнецова Э.В., Петрова О.Ф., Федорова Н.А. 50 кратких биографий мастеров русского искусства. Ленинград, 1971 г.

Презентация: Урок-аукцион: “Сказочно-былинный жанр В.Васнецова. (Приложение 2)

План урока

  • Организационный момент - 1 мин.
  • Сообщение правил игры, штрафных очках, уточнение ролей - 5 мин.
  • Анализ иллюстраций, содержащих ошибки - 5 мин.
  • Рыночные торги: открытые, и закрытые лоты - 20 мин.
  • Покупка картин - 5 мин.
  • Подведение итогов, награждение - 4 мин.

Ход урока

Сегодняшний урок продолжает тему четверти и посвящен сказочно-былинному жанру Васнецова.

На уроке вы повторите, а возможно и больше узнаете о произведениях В.М.Васнецова, примите участие, в рыночных торгах проявив талант будущих дилеров и менеджеров, а также, я думаю, что вы с успехом защитите свои домашние работы.

Хотелось ознакомить участников с правилами игры, итак:

Аукцион - форма рыночной торговли, при которой продавец назначает стартовую цену продаваемого объекта, которая возрастает в ходе аукциона при наличии спроса.

Каждая фирма (1,2,3,4,) имеет своих законных представителей – дилеров – (посредник в сделках купли-продажи).

Обязанности:

Дилер – представитель фирмы участвует в торгах, несёт полную ответственность за деятельность фирмы. В обязанности главного бухгалтера входит заполнение лицевого счета фирмы, независимую проверку вашей финансовой деятельности будет проводить аудитор.

Художественный эксперт проводит защиту коллективной домашней работы: “Образы богатырей”.

Правила:

На аукционе представлены открытый лот (вопрос известен, оспаривается право ответа), закрытый лот (вопрос неизвестен продаётся право ответа с определенной степенью риска).

Задание обсуждается всеми членами фирмы, но окончательное решение принимает дилер, о чём сигнализирует поднятая вверх карточка.

После объявления начальной стоимости вопроса и обсуждения в торги вступают дилеры, поднимая сигнальную карточку, повышают цену, если готовы ответить на данный вопрос.

Право ответа предоставляется той фирме, которая назвала большую сумму.

Напоминаю, в случае правильного ответа на лицевой счет поступает определенная сумма денег, значит, количество денег имеющихся в вашей фирме возрастает, и вы становитесь наиболее конкурентоспособнее ваших партнёров по бизнесу.

Если с первой попытки задание закрытого лота не решается, заявленная сумма делится по полам и предоставляется право ответа другим фирмам, если снова дан неправильный ответ устанавливается первоначальная сумма лота.

Помните о штрафе за некорректное поведение: “Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям”.

  • Запрещается прерывать ответ дилера, останавливать поднятие карточки.
  • Выражать любое неудовольствие по поводу игры своей команды или соперников.

Ход игры

Произведения искусства, литературы, различные изобретения и открытия составляют интеллектуальную собственность.

В моей собственности находятся вопросы, которые я вам буду предлагать по определённой стоимости. Однако для участия в торгах необходимо проверить вашу компетентность в вопросах изобразительного искусства: некий художник выполнил ряд иллюстраций к сказкам Пушкина, однако художественные эксперты отвергли эти рисунки, указывая, что изображено то, что в тот период времени существовать не могло. Найдите эти ошибки. (Раздаётся пакет каждой команде с тремя иллюстрациями, необходимо найти неточность, объяснить свой ответ, в этом случае на счет команды поступает 1000 условных единиц - начальный капитал. Полученная сумма, фиксируется на лицевом счете фирмы главным бухгалтером).

Вопросы для открытого лота.

1. В.Васнецов учился в Вятской духовной семинарии, но увлекался искусством. Однако денег на дорогу и учёбу в Академии художеств у него не было. Как раздобыл деньги В.Васнецов?

  • Разыграл две свои картины в лотерею среди местных жителей. +
  • Занял под проценты у купца.
  • Отказался от своей мечты и стал учиться самостоятельно.

2. Обладателем самой большой коллекции произведений В.Васнецова является:

  • Русский музей.
  • Дом-музей Васнецова.
  • Частное собрание.
  • Третьяковская галерея.

3. Угадайте, что за картина Васнецова представлена на классной доске, если вы видите только её фрагмент. Слайд 6. (Приложение 2)

Белая берёзонька, то я молоденька.
Шелковая трава, то моя русая коса.
Черный дёрн, то мои черные очи.

(Алёнушка)

4. Сумрачный пруд, хранящий печальную тайну, опушка с юными ёлочками и берёзками - этот этюд воплотился в известной картине В.Васнецова “Алёнушка”. Однако мало кому известна тайна, заключённая в ней. Слайд 7. (Приложение 2)

Ласточка – божья птица, приносящая счастье.

Распущенные волосы – думы человека.

Тёмный омут - ожидание счастья, беды, смерти.

Что олицетворяют белые березы? (Исцеление) Слайд 8. (Приложение 2)

Когда Алёнушке будет угрожать опасность, зашумят осиновые листья, вода покажет отражение ведьмы, птицы поднимут гомон.

5. Очень ценный экземпляр, особенно для любителей былины “Илья Муромец и разбойники”.

“Поехал на три дороженьки, три дороженьки, три росстани.

На тех росстанях лежит бел-горюч камень, а на камне том надпись подписана”.) Слайд 9. (Витязь на распутье) Слайд 10. (Приложение 2)

6. Эта картина по свидетельству искусствоведа Мамонтова написана быстро, легко, на едином порыве, картина-сказка, картина-фантазия – соединение несоединимого, здесь и дремучий лес, и цветущая яблоня. Слайд 11. (Иван Царевич на сером - волке) Слайд 12. (Приложение 2)

Вспомни, что делала царевна перед тем, как её одолел колдовской сон, и найди ответ среди деталей картины. Слайд 13. (Приложение 2)

(Она уколола руку веретеном. У её ног изображена прялка) Слайд 14. (Приложение 2)

Вопросы закрытого лота.

1. Назовите картину Васнецова. Слайд 15-16 (Приложение 2)

  • На создание этой картины потребовалось 25 лет, художнику приходилось вновь и вновь возвращаться к ней.
  • (Сумма установившаяся в результате торгов делиться пополам) Фигуры возвышаются над линией горизонта, этим становясь весомее и значительнее.
  • (Начальная цена) Три образа, три характера, защитников Руси. (Богатыри) Слайд 17. (Приложение 2)

2.

Даная картина Васнецова своеобразная аллегория (символ) богатства недр донецкой земли. Обратите внимание на топографические знаки. ( - цветной металл, - чёрный металл, - уголь). Старшая сестра превратилась в золото, средняя - в самоцветы, младшая – в уголь. Слайд 18. (Приложение 2) (Три царевны подземного царства) Слайд 19. (Приложение 2)

3. Назовите картину Васнецова.

  • Эта картина была создана для центрального вокзала донецкой каменноугольной железной дороги.
  • (Сумма установившаяся в результате торгов делиться пополам) Это сказочная иллюзия способа передвижения.
  • (Начальная цена) Иван одет по - боярски, царевна в дорогих парчовых одеждах, унизанных жемчугом. Слайд 20.

(Ковёр-самолёт) Слайд 21. (Приложение 2)

4. Узнай по описанию:

“Трава в грусти склонилась к павшим, восходит багряная луна, орлы зовут на мертвецов зверей…” (“После побоища Игоря Святославича с половцами”). Слайд 22. (Приложение 2)

Покупка картин

Наш аукцион подходит к концу, а теперь заключительный этап торгов.

Прошу художественных экспертов выйти к доске для защиты работ. Аудитору (классному руководителю или приглашенному учителю) в начале игры был выдан чек на сумму ***условных единиц. (Сумма определяется в зависимости от хода игры и разности в сумме на лицевых счетах), которые он может потратить на приобретение ваших работ, предложив вашей фирме максимально возможную цену, которая, заметьте, ни кем не может быть оспорена. Художественные эксперты каждой фирмы защищают групповую работу: “Образы богатырей”. Слайд 23. (Приложение 2)

Подведение итогов. Слайд 24. (Приложение 2)

Прошу главных бухгалтеров внести сумму, за продажу картин, на лицевой счёт. Подведем итоги аукциона после сдачи лицевого счета и возвращения начального капитала (выданная в начале урока ссуда), в банк.

Лидером оказалась фирма №…, однако фирма №… оказалась также конкурентоспособной и осталась, как говориться, “при деньгах”, значит они тоже победители. Банкрот тот, кто не может вернуть первоначальную сумму в банк, покидает рыночные торги ни с чем.

Награждение грамотами победителей.

Достоинства урока:

  • Моделирование экономической ситуации.
  • Сотрудничество, игра и обучение.
  • Распределение ролей.
  • Учитель направляет ход игры, при необходимости сменяя лоты.
  • Награждение грамотами победителей.