Цель урока:
- Познакомить учащихся с инфекционным заболеванием СПИД и с помощью математического моделирования наглядно показать, как можно исследовать и прогнозировать развитие инфекционных заболеваний (в частности СПИДа).
Задачи:
- Изучить основы здорового образа жизни, обеспечивающего полноценное безопасное существование.
- Сопоставить здоровый образ жизни с её продолжительностью.
- Проанализировать значение репродуктивного здоровья, определяющего способность человека и общества к воспроизводству здорового потомства.
- Развивать интерес учащихся к предметам ОБЖ и математике, индивидуальные и творческие способности, интерес к чтению дополнительной литературы, умение работать в группах.
- Воспитывать у учащихся чувство сострадания, умение делать выводы и не быть равнодушным к чужому горю.
Подготовительная работа:
- Постановка учебных задач.
- Работа с информационным материалом.
- Подготовка творческих работ.
- Оформление стенгазет.
- Презентация работ.
Ход урока
1. Вводная часть.
Сообщение темы и цели урока.
(На доске записаны тема и цель урока, висят плакаты, подготовленные учащимися для своих выступлений с домашним заданием, а так же плакаты по профилактике ВИЧ-инфекции)
Вступительное слово учителя ОБЖ:
- Сегодня у нас интегрированный урок ОБЖ и математики. Мы познакомимся с таким страшным заболеванием как СПИД - чумой XXI века, которого не нужно бояться, а нужно знать. На столах у каждого ученика лежат карточки с вопросами, на которые вы будете отвечать письменно в процессе урока.
2. Информативные выступления.
Учитель ОБЖ:
- Всем ребятам по группам было дано домашнее задание. Выступают учащиеся 1 группы с сообщением:
“СПИД: страшнейшая болезнь 21 века”
(Что это за болезнь, когда впервые обнаружена, чем грозит человеку?)
Выступают учащиеся с сообщением. Учитель ОБЖ вносит необходимые дополнения.
Учитель математики:
- Мы привыкли к делению наук на естественные и гуманитарные. При этом в первую очередь к естественным наукам относят математику. Но это не справедливо. Математика скорее занимает промежуточное положение, будучи связана как с изучением окружающей природы, так и различных форм человеческой деятельности. Математика – это язык, пригодный для описания самых различных явлений.
“Никакой достоверности нет в науках там, где нельзя приложить ни одну из математических наук, и в том, что не имеет связи с математикой”.
Лейбниц
И сегодня это докажут учащиеся 2 группы, которые с помощью математических методов помогут осветить проблему ВИЧ инфекции в городе Орехово – Зуево.
Данные по результатам ВИЧ- инфекции и СПИДа были получены от врача
1 гор. больницы Котова Александра Васильевича.
Выступают два ученика по теме: “Проблема ВИЧ инфекции в городе Орехово-Зуево”
(Один с сообщением, другой – с помощью презентации помогает наглядно освятить сложившуюся ситуацию).
Учитель математики по окончании выступления вносит необходимые коррективы.
Учитель ОБЖ:
- Группе ребят было дано задание рассказать о путях заражения ВИЧ и на рисунках изобразить ситуации, при которых ВИЧ не передаётся. И сейчас они ответят на вопрос, почему инфекция не может передаваться этими путями.
2 человека от группы выступят с сообщением:
“Как можно и как нельзя заразиться СПИДом” (на доске изображены ситуации).
Учитель ОБЖ задаёт дополнительные вопросы по данной теме.
3. Работа в группах.
После выступлений каждой группе выдаётся задание.
(Задание 1 и 3 группам выдаёт учитель ОБЖ, задание 2 группе – учитель математики).
1 группа “Правда-ложь”.
Учитель ОБЖ:
- Оцените утверждения в таблице и выделите те, с которыми вы согласны.
3 группа “Круг правил безопасного поведения в отношении ВИЧ”.
Учитель ОБЖ:
- Вы должны выбрать правила безопасного поведения, которые необходимо соблюдать, чтобы не оказаться ВИЧ – инфицированным”.
2 группа “Графическое решение уравнений”
Учитель математики:
- По закону показательной функции размножалось бы всё живое на Земле, если бы для этого имелись благоприятные условия. Доказательством тому распространение в Австралии кроликов, которых там раньше не было. Достаточно было выпустить пару кроликов и через некоторое время их потомство стало национальным бедствием. В природе, технике, экономике встречаются многочисленные процессы, в ходе которых величины меняются в одно и то же число раз, т. е. по закону показательной функции. Эти процессы называются процессами органического роста или органического затухания.
Два ученика 2 группы получают задание на компьютере “Решить графически систему показательных уравнений, представляющих собой математические модели роста заболеваемости ВИЧ и роста численности населения города”, остальным членам группы предлагается по образцу вывести формулы, выражающие процессы органического роста.
Приступаем к работе.
1 и 3 группа работают с заданиями, которые напечатаны для каждого учащегося и делают выводы, анализируя полученные результаты.
Учитель ОБЖ помогает при возникновении затруднений по просьбе учащихся.
Два ученика 2 группы строят с помощью программы “Agrafer” Приложение 11 (.exe) графики функций, а потом вместе с остальными учащимися анализируют полученные результаты.
В то время, когда два ученика на компьютере строят графики, остальные учащиеся по образцу выводят формулы, выражающие процессы органического роста и органического затухания. Для вычисления коэффициента k они пользуются компьютерным калькулятором “School Boy v5.0” Приложение 12 (.exe).Учащиеся записывают получившиеся формулы на альбомных листах и делают выводы по результатам графического решения системы показательных уравнений.
Учитель математики контролирует выполнение работ и помогает при возникновении затруднений.
4. Авторский стул.
Выступают представители от каждой группы и делают выводы по полученным результатам. Учителя ОБЖ и математики принимают активное участие при решении проблем и разногласий.
(2 группа выступает последней)
Учитель математики:
- Т.Мальтус (1798г.) первый ввёл модель неограниченного роста. Опираясь на эту модель, он пытался обосновать неизбежность войн и других кризисных явлений социально-политической жизни человеческого общества. Что касается состоятельности применения модели неограниченного роста к человеческому обществу, то учтены не все существенные факторы, а именно социально-политические. И в наших силах изменить то, что нам не понравилось в результате этой математической модели.
Учитель ОБЖ:
- Мы надеемся, что наш урок не останется просто словами, а явится 1-ой ступенью к улучшению здоровья населения нашего города.
В нашей школе работает кружок волонтёров. Цель которого – пропаганда здорового образа жизни, поэтому на основании результатов, полученных в ходе нашей совместной работы, мы просим Светлану Алексеевну Веденееву, руководителя этого кружка, обратиться к администрации города, в наркологический центр, к начальнику ГУО с предложениями”:
(Учащиеся выдвигают свои предложения).
1. Выделить постоянное эфирное время на городском телевидении, например под рубрикой “Здоровье”. Главная цель – пропаганда здорового образа жизни, ознакомление с различного вида инфекционными заболеваниями, обучение правилам и мерам предупреждения разных инфекционных заболеваний и всё это с привлечением работников здравоохранения.
2. На рекламных щитах города вести наглядную агитацию за здоровый образ жизни, разработать, издать и распространить санитарно-просветительные материалы (памятки, буклеты, плакаты) по профилактике ВИЧ-инфекции и наркомании для различных групп населения, в том числе для подростков и молодежи;
- внедрить программы и пособия по нравственному воспитанию дифференцированно для различных возрастных групп - дети, подростки, молодежь;
- использовать в электронных средствах массовой информации тематические видеофильмы, видеоклипы, радиопередачи и радиоклипы по профилактике ВИЧ-инфекции;
- организовать и провести массово зрелищные мероприятия для молодежной аудитории, посвященные пропаганде здорового образа жизни и профилактике ВИЧ-инфекции;
Учитель математики:
- К вашим предложениям мы хотим добавить свои:
3. Всем поступающим в стационары лечебных и профилактических учреждений; всем абитуриентам, поступающим в ВУЗы, техникумы и другие учебные заведения, и по окончании их призыву в армию и увольнению из неё; всем заключённым в обязательном порядке должно проводится исследование на ВИЧ-инфекцию.
- внедрить научно-методические пособия, а также подготовить активистов общественных и неправительственных организаций для работы по профилактике ВИЧ-инфекции в группах повышенного риска заражения ВИЧ (проститутки, наркоманы, представители сексуальных меньшинств, водители международных автобусов и т.д.);
- обеспечить учебные заведения Орехово-Зуево (общеобразовательные школы, средние профессиональные и высшие учебные заведения) дифференцированными программами по нравственному воспитанию детей, подростков и молодежи;
- организовать и провести конференции по актуальным вопросам ВИЧ/СПИДа для педагогов, социальных работников.
4. В школах и других учебных заведениях регулярно проводить мероприятия с привлечением медицинского персонала в связи с проблематикой инфекционных заболеваний.
Учитель ОБЖ:
- В тетради запишите меры профилактики ВИЧ- инфекции, которые необходимо соблюдать.
Карточки, с которыми работали на протяжении урока, положите на край стола.
(Учитель математики собирает карточками, с которыми учащиеся работали в ходе урока).
5. Заключительное выступление учителя ОБЖ:
- Нас окружают больные СПИДом, обречённые на смерть, но они тоже люди.
Используя полученные знания и навыки, вы сможете защитить себя от ВИЧ-инфекции, сможете сберечь своё здоровье и здоровье партнёра.
Больным СПИДом следует оказывать поддержку и проявлять сострадание.
Необходимо помнить главное: В большинстве случаев мы сами можем предотвратить передачу ВИЧ.
Всем присутствующим на уроке мы вручаем памятку о путях передачи ВИЧ.
6. Задание на дом:
Учитель ОБЖ:
- Сегодня вы получите необычное домашнее задание: провести наглядную агитацию по профилактике ВИЧ – инфекции по месту жительства.
(Учащимся раздаются плакаты по профилактике ВИЧ – инфекции).
Учитель математики:
- Группа должна была оценить работу каждого и выставить оценку в карточки, с которыми мы ознакомимся и перенесём в журнал.