Цели.
1. Образовательные:
- знакомство с буквами З, з, звуками[з], [з'];
- продолжение работы по звуко-буквенному анализу слов;
- формирование навыка выразительного чтения;
- с помощью специальных знаний и упражнений раскрытие смысла действия умножения.
2. Развивающие:
- развитие слухового и зрительного внимания, памяти;
- расширение кругозора, словарного запаса.
3. Воспитательные:
- воспитание прилежного отношения к учебе, дружелюбия.
Оборудование:
- карточки с буквами,
- слоговая таблица,
- картинный материал,
- фишки,
- звездолет,
- символ Солнца,
- звездные дети,
- аудиозапись космической музыки.
Ход урока
I. Орг. момент.
- Доброе утро! Выглянуло ясное солнышко. Оно льет на вас свои теплые лучи. Потянулись к солнышку! (руки через стороны вверх, поднимаются на носочки). Вы растете, становитесь добрее, умнее. А теперь мысленно пошлите солнечные лучики маме, папе, нашим гостям. Пожелайте всем любви и добра.
- Молодцы, садитесь.
II. Основная часть.
1. Сообщение темы и цели урока.
- Послушайте загадки.
1)
Что за коняшка
Вся в тельняшках?
2)
Не лает, не кусает,
А в дом не пускает.
- В словах зе'бра, замо'к выделите первые звуки, дайте характеристику
[з']– согласный, мягкий
[з] – согласный, твердый
- Ребята, вы догадались с какими звуками мы будем работать? [ з ], [ з ']
2. Работа по учебнику.
- Откройте учебник, найдите эти картинки на с. 120.
С помощью фишек сделаем звуковой анализ слов зе'бра, замо'к (работа в парах, сильные дети выкладывают и буквами)
Зе'бра:
[з'] - согласный, мягкий, цвет зеленый
[э] – гласный, цвет красный
[б] – согласный, твердый, цвет синий
[р] – согласный, твердый, цвет синий
[а] – гласный, цвет красный
Замо'к:
[з] – согласный, твердый, цвет синий
[а] – гласный, цвет красный
[м] – согласный, твердый, цвет синий
[о] – гласный, цвет красный
[к] – согласный, твердый, цвет синий
- Посмотрите на следующую схему: в слове замо'к надо перенести ударение. Прочитайте, что получилось.
За'мок
- Каково значение этого слова? (Красивый дворец с высокими башнями)
2) Звуки [з], [з' ] обозначаются буквой Зз.
- Покажите умными пальчиками заглавную и строчную печатные буквы в учебнике.
- На что похожа буква З? (Высказывания детей).
Внимательно послушайте стихотворения и ответьте: на что еще похожа буква З?
На эту букву посмотри:
Она совсем как цифра 3.
По белому полю
В туман и снега
Бредут потихоньку
Бараньи рога.
Извиваюсь, словно змейка.
Срисовать меня сумейка!
3. Работа в тетради “Грамота”№3
1) Печатание букв Зз
2) Буквенный диктант.
3) Дописать буквы: З или з.
4. Работа по учебнику.
На с. 120 под картинками что напечатано? (Слоги)
- Сначала пропоем артикуляционную распевку
а-о-у-ы-и-э
Чтение слогов.
5. (Звучит аудиозапись космической музыки, появляются 2 звездные девочки с далекой звезды)
- Ребята, а вы знаете самую далекую, самую большую, самую яркую звезду? (Солнце)
Звезда.
- Выделите первый звук, дайте характеристику.
[з] - согласный, твердый.
- А мы с вами, где живем? (На Земле)
Земля.
- Выделите первый звук, дайте характеристику.
[з '] согласный, мягкий
- Давайте, мы звездных девочек назовем земными именами (Зоя и Зина).
В синем платье кто? (Зоя). Почему? В зеленом? (Зина)
- Наши звездные друзья приглашают совершить звездное путешествие. Вы принимаете приглашение? На чем полетим? (на звездолете).
Звездолет мы смастерили,
К звездам путь открыть решили.
Звездолет, звездолет,
Отправляемся в полет!
6. - Внимание!Выходим на связь, подаем звездные сигналы (вывешивается таблица)
За – зя – за – зя (вопросительно)
Зо – зе – зо – зе (утвердительно)
Зы – зи – зы – зи (удивленно)
Зу – зю – зу – зю (радостно)
Что подарим звездным гостям, как память о Земле? (Выставляется таблица с изображением различных предметов: зонтик, корзина, газета, зайка, роза, торт, коза, земляника, барабан.) Ученик называет слово, остальные показывают зеленую или синюю фишку.
- Все у нас готово!
7. Физкультминутка.
- К запуску космического звездолета приготовиться! (руки в кулачках вперед вытянуты)
- Есть приготовиться! (Повторяют движения)
- Пристегнуть ремни! (Руки наперекрест кладутся на плечи)
- Есть пристегнуть ремни!
- Включить контакты! (На вытянутых руках большой палец вверх)
- Есть включить контакты!
- Завести моторы! (Вращение рук перед грудью)
- Есть завести моторы!
- Пять, четыре, три, два, один…Старт! (Звучит аудиозапись космической музыки)
- Уважаемые, пассажиры звездолета, мы летим на очень большой высоте. Посмотрите вниз.
8. Работа по учебнику. (с. 120)
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
- Правильно, это зима.
1 группа: чтение текста над картинкой
2 группа: составление своих предложений по картинке, чтобы получился рассказ.
9. Работа в тетради “Я учусь писать и читать”
- Летим дальше, а там непонятно какое время года. Мы узнаем, если раскрасим разные варианты написания буквы Зз. Каким цветом будете работать? (синим или зеленым)
- Что получилось? (Зонтик)
- Значит, какое время года? (Осень или лето).
- Почему разное время года? (Зависит от вращения Земли вокруг Солнца).
- Мы с вами долетели до нашей далекой Звезды (до Солнца)
10. Физкультминутка.
- Приготовиться к посадке! (Руки на колени)
- Есть приготовиться!
- Переключить скорости! (Руки на колени, к плечам, вперед)
- Есть переключить скорости!
- Выключить двигатели! (Повернуть руки большим пальцем вниз)
- Есть выключить двигатели!
Прилетели. Так как на Солнце очень жарко, нам предлагают надеть на себя специальные комбинезоны. (Имитируют)
11. Работа по учебнику. Дифференцированная работа.
К нашему прилету приготовили сказку. (с. 123)
- Прочитайте сказку.
- Как она называется?
- Кто подружился в этой сказке?
- Чем угощала лиса журавля?
- Найдите и прочитайте, как кушал журавль? Как кушала лиса?
- Окончание сказки мы прочитаем завтра.
12. Работа в тетради “Я учусь считать”. Дифференцированная работа.
Жители этой Звезды очень любят математику. Зоя и Зина приготовили вам задания.
Зад. 80. Решить примеры на шарах и раскрасить ответ соответствующим цветом.
Зад. 79. - Сколько очков на гранях каждого кубика? Запиши в кружочках.
13. Работа по учебнику. (с. 122)
- Прочитайте числа второго десятка.
- Назовите число, следующее за числом 17 (18), предшествующее 11 (10), числа, стоящие между 12 и 15 (13,14)
Упражнения на раскрытие смысла действия умножения.
- Сколько солдатиков всего? (6)
- Сколько солдатиков слева? (3)
- Справа? (Столько же)
- Как можно посчитать общее количество? (3 и 3 это 6)
- Закончите выражение, вставив число в окошко. (По 3 солдатика 2 раза – это 6)
- Сколько сумок в верхнем ряду? (5)
- В нижнем? (Столько же)
- Посчитайте общее количество сумок (10).
- Закончите выражение в у чебнике. (По 5 сумок 2 раза – это 10)
14. Гимнастика для глаз.
15. Работа в тетради “ Грамота ”№3 с. 17.
1) - Найдите второе задание.
- Сколько раз по 3 квадратика взяли? (4раза) -
- Посчитайте, сколько всего квадратиков? (12)
- Закончите выражение. (По 3 квадратика 4 раза – это 12)
2) - Рассмотрим задание с треуольниками.
- Сколько треугольников будет в каждой группе? (2)
- Нарисуйте . Сколько таких групп по 2 треугольника вы нарисуете? (3 группы)
- Посчитайте их количество. (их 6)
- Дополните выражение над рисунком. (По 2 треугольника 3 раза – это 6)
3) - Выполните самостоятельно такое же задание с .
Проверка.
4) - А теперь Зоя и Зина хотят посмотреть, умеете ли вы внимательно читать задание и выполнять его. Прочитайте задание вверху страницы 18.
- Рассмотрите фигуры. В какой последовательности они расположены?
- Возьмите цветные карандаши и дорисуйте недостающие фигуры.
5) Решение задач на с. 18
- выделить условие
- вопрос
- записать решение
16. Физминутка. (Полет на Землю в такой же последовательности)
III. Итог урока.
- Мне понравилось, как вы работали. За то, что вы старались, работали дружно, помогали друг другу, звездные дети дарят вам подарок (показываю торт в виде раскрытой книги)
- Как вы думаете, какое важное пожелание здесь написано? Что самое главное для человека? (Здоровье)
- Выделите первый звук, дайте характеристику.
[з] – согласный, твердый.
- А внутри торта зефир. Выделите первый звук, дайте характеристику.
[з '] – согласный, мягкий.
- Молодцы!