Интегрированный урок грамоты в 1-м классе по программе "Начальная школа XXI века" по теме: "Буквы З, з. Звуки [з] , [з']. Упражнения, направленные на раскрытие смысла действия умножения"

Разделы: Начальная школа


Цели.

1. Образовательные:

  • знакомство с буквами З, з, звуками[з], [з'];
  • продолжение работы по звуко-буквенному анализу слов;
  • формирование навыка выразительного чтения;
  • с помощью специальных знаний и упражнений раскрытие смысла действия умножения.

2. Развивающие:

  • развитие слухового и зрительного внимания, памяти;
  • расширение кругозора, словарного запаса.

3. Воспитательные:

  • воспитание прилежного отношения к учебе, дружелюбия.

Оборудование:

  • карточки с буквами,
  • слоговая таблица,
  • картинный материал,
  • фишки,
  • звездолет,
  • символ Солнца,
  • звездные дети,
  • аудиозапись космической музыки.

Ход урока

I. Орг. момент.

- Доброе утро! Выглянуло ясное солнышко. Оно льет на вас свои теплые лучи. Потянулись к солнышку! (руки через стороны вверх, поднимаются на носочки). Вы растете, становитесь добрее, умнее. А теперь мысленно пошлите солнечные лучики маме, папе, нашим гостям. Пожелайте всем любви и добра.

- Молодцы, садитесь.

II. Основная часть.

1. Сообщение темы и цели урока.

- Послушайте загадки.

1)

Что за коняшка
Вся в тельняшках?

2)

Не лает, не кусает,
А в дом не пускает.

- В словах зе'бра, замо'к выделите первые звуки, дайте характеристику

[з']– согласный, мягкий

[з] – согласный, твердый

- Ребята, вы догадались с какими звуками мы будем работать? [ з ], [ з ']

2. Работа по учебнику.

- Откройте учебник, найдите эти картинки на с. 120.

С помощью фишек сделаем звуковой анализ слов зе'бра, замо'к (работа в парах, сильные дети выкладывают и буквами)

Зе'бра:

[з'] - согласный, мягкий, цвет зеленый

[э] – гласный, цвет красный

[б] – согласный, твердый, цвет синий

[р] – согласный, твердый, цвет синий

[а] – гласный, цвет красный

Замо'к:

[з] – согласный, твердый, цвет синий

[а] – гласный, цвет красный

[м] – согласный, твердый, цвет синий

[о] – гласный, цвет красный

[к] – согласный, твердый, цвет синий

- Посмотрите на следующую схему: в слове замо'к надо перенести ударение. Прочитайте, что получилось.

За'мок

- Каково значение этого слова? (Красивый дворец с высокими башнями)

2) Звуки [з], [з' ] обозначаются буквой Зз.

- Покажите умными пальчиками заглавную и строчную печатные буквы в учебнике.

- На что похожа буква З? (Высказывания детей).

Внимательно послушайте стихотворения и ответьте: на что еще похожа буква З?

На эту букву посмотри:
Она совсем как цифра 3.

По белому полю
В туман и снега
Бредут потихоньку
Бараньи рога.

Извиваюсь, словно змейка.
Срисовать меня сумейка!

3. Работа в тетради “Грамота”№3

1) Печатание букв Зз

2) Буквенный диктант.

3) Дописать буквы: З или з.

4. Работа по учебнику.

На с. 120 под картинками что напечатано? (Слоги)

- Сначала пропоем артикуляционную распевку

а-о-у-ы-и-э

Чтение слогов.

5. (Звучит аудиозапись космической музыки, появляются 2 звездные девочки с далекой звезды)

- Ребята, а вы знаете самую далекую, самую большую, самую яркую звезду? (Солнце)

Звезда.

- Выделите первый звук, дайте характеристику.

[з] - согласный, твердый.

- А мы с вами, где живем? (На Земле)

Земля.

- Выделите первый звук, дайте характеристику.

[з '] согласный, мягкий

- Давайте, мы звездных девочек назовем земными именами (Зоя и Зина).

В синем платье кто? (Зоя). Почему? В зеленом? (Зина)

- Наши звездные друзья приглашают совершить звездное путешествие. Вы принимаете приглашение? На чем полетим? (на звездолете).

Звездолет мы смастерили,

К звездам путь открыть решили.

Звездолет, звездолет,

Отправляемся в полет!

6. - Внимание!Выходим на связь, подаем звездные сигналы (вывешивается таблица)

За – зя – за – зя (вопросительно)

Зо – зе – зо – зе (утвердительно)

Зы – зи – зы – зи (удивленно)

Зу – зю – зу – зю (радостно)

Что подарим звездным гостям, как память о Земле? (Выставляется таблица с изображением различных предметов: зонтик, корзина, газета, зайка, роза, торт, коза, земляника, барабан.) Ученик называет слово, остальные показывают зеленую или синюю фишку.

- Все у нас готово!

7. Физкультминутка.

- К запуску космического звездолета приготовиться! (руки в кулачках вперед вытянуты)

- Есть приготовиться! (Повторяют движения)

- Пристегнуть ремни! (Руки наперекрест кладутся на плечи)

- Есть пристегнуть ремни!

- Включить контакты! (На вытянутых руках большой палец вверх)

- Есть включить контакты!

- Завести моторы! (Вращение рук перед грудью)

- Есть завести моторы!

- Пять, четыре, три, два, один…Старт! (Звучит аудиозапись космической музыки)

- Уважаемые, пассажиры звездолета, мы летим на очень большой высоте. Посмотрите вниз.

8. Работа по учебнику. (с. 120)

Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила.

- Правильно, это зима.

1 группа: чтение текста над картинкой

2 группа: составление своих предложений по картинке, чтобы получился рассказ.

9. Работа в тетради “Я учусь писать и читать”

- Летим дальше, а там непонятно какое время года. Мы узнаем, если раскрасим разные варианты написания буквы Зз. Каким цветом будете работать? (синим или зеленым)

- Что получилось? (Зонтик)

- Значит, какое время года? (Осень или лето).

- Почему разное время года? (Зависит от вращения Земли вокруг Солнца).

- Мы с вами долетели до нашей далекой Звезды (до Солнца)

10. Физкультминутка.

- Приготовиться к посадке! (Руки на колени)

- Есть приготовиться!

- Переключить скорости! (Руки на колени, к плечам, вперед)

- Есть переключить скорости!

- Выключить двигатели! (Повернуть руки большим пальцем вниз)

- Есть выключить двигатели!

Прилетели. Так как на Солнце очень жарко, нам предлагают надеть на себя специальные комбинезоны. (Имитируют)

11. Работа по учебнику. Дифференцированная работа.

К нашему прилету приготовили сказку. (с. 123)

- Прочитайте сказку.

- Как она называется?

- Кто подружился в этой сказке?

- Чем угощала лиса журавля?

- Найдите и прочитайте, как кушал журавль? Как кушала лиса?

- Окончание сказки мы прочитаем завтра.

12. Работа в тетради “Я учусь считать”. Дифференцированная работа.

Жители этой Звезды очень любят математику. Зоя и Зина приготовили вам задания.

Зад. 80. Решить примеры на шарах и раскрасить ответ соответствующим цветом.

Зад. 79. - Сколько очков на гранях каждого кубика? Запиши в кружочках.

13. Работа по учебнику. (с. 122)

- Прочитайте числа второго десятка.

- Назовите число, следующее за числом 17 (18), предшествующее 11 (10), числа, стоящие между 12 и 15 (13,14)

Упражнения на раскрытие смысла действия умножения.

- Сколько солдатиков всего? (6)

- Сколько солдатиков слева? (3)

- Справа? (Столько же)

- Как можно посчитать общее количество? (3 и 3 это 6)

- Закончите выражение, вставив число в окошко. (По 3 солдатика 2 раза – это 6)

- Сколько сумок в верхнем ряду? (5)

- В нижнем? (Столько же)

- Посчитайте общее количество сумок (10).

- Закончите выражение в у чебнике. (По 5 сумок 2 раза – это 10)

14. Гимнастика для глаз.

15. Работа в тетради “ Грамота ”№3 с. 17.

1) - Найдите второе задание.

- Сколько раз по 3 квадратика взяли? (4раза) -

- Посчитайте, сколько всего квадратиков? (12)

- Закончите выражение. (По 3 квадратика 4 раза – это 12)

2) - Рассмотрим задание с треуольниками.

- Сколько треугольников будет в каждой группе? (2)

- Нарисуйте . Сколько таких групп по 2 треугольника вы нарисуете? (3 группы)

- Посчитайте их количество. (их 6)

- Дополните выражение над рисунком. (По 2 треугольника 3 раза – это 6)

3) - Выполните самостоятельно такое же задание с .

Проверка.

4) - А теперь Зоя и Зина хотят посмотреть, умеете ли вы внимательно читать задание и выполнять его. Прочитайте задание вверху страницы 18.

- Рассмотрите фигуры. В какой последовательности они расположены?

- Возьмите цветные карандаши и дорисуйте недостающие фигуры.

5) Решение задач на с. 18

- выделить условие

- вопрос

- записать решение

16. Физминутка. (Полет на Землю в такой же последовательности)

III. Итог урока.

- Мне понравилось, как вы работали. За то, что вы старались, работали дружно, помогали друг другу, звездные дети дарят вам подарок (показываю торт в виде раскрытой книги)

- Как вы думаете, какое важное пожелание здесь написано? Что самое главное для человека? (Здоровье)

- Выделите первый звук, дайте характеристику.

[з] – согласный, твердый.

- А внутри торта зефир. Выделите первый звук, дайте характеристику.

[з '] – согласный, мягкий.

- Молодцы!