Нестандартный урок по окружающему миру по теме: "Организм человека"

Разделы: Начальная школа


Тема: Организм человека (закрепление).

Цели:

  1. Закрепить знания учащихся по пройденной теме.
  2. Совершенствовать умения учащихся обобщать, выделять главное, работать с учебником и справочной литературой, развивать творчество учащихся и самостоятельность в принятии решений.
  3. Прививать правильное отношение к здоровому образу жизни.

1. Организационный момент.

Наш сегодняшний урок является последним по теме “Организм человека”, поэтому мы его проведем в форме конкурса. Для этого нужно разделиться на три команды и выбрать капитанов.

2. Первый конкурс называется “ Я покажу – ты назови”. (Таблица)

1 команда. 2 команда 3 команда
стопа голень бедро
предплечье ребра позвоночник
таз кисть подвижная челюсть

“Я назову – ты покажи”.

запястье пятка лопатка
лобная кость грудная кость ключица
неподвижная челюсть коленная чашечка локтевой сустав

(За каждый правильный ответ – по 1 баллу).

3. Второй конкурс “Нервная система”.

Каждая команда получает карточку с заданием: подчеркни виды памяти.

Мозговая, слуховая, зрительная, упорная, комбинированная, кратковременная, моторная, утомленная, долговременная.

(За правильный ответ – по 1 баллу).

А теперь давайте проверим вашу память. Выполним рисуночный тест “Условия здоровья”

Я произношу словосочетание, а вы на своих листочках делаете рисунок, соответствующий этому словосочетанию.

- делать зарядку,
- чистить зубы,
- правильно питаться,
- проветривать помещение,
- чаще мыть руки,
- витамины А, С, Д,
- заниматься спортом,
- не увлекаться компьютером, телевизором,
- спать 9-10 часов,
- дышать свежим воздухом.

(по 1 баллу)

4. Черный ящик.

Дети, сочинившие загадки-хокку, сами прочитывают их.

А) О, как приятна бывает эта вещь. Теряют головы мужчины от нее. Но вот все растворилось на ветру. Ну, что ж, прощай, до новых встреч. (Духи)

Б) В молодости эта вещь многим не нужна. В старости каждому важна. В них яркий мир возвращается, а мрачный мир удаляется. (Очки)

В) Я нравлюсь всем. Взрослые любят меня, как дети. Для зубов лишь я вредна всем и каждому всегда. (Конфета)

5. Работа с учебником (на скорость).

Каждой команде дается карточка с заданиями. Кто быстрее найдет ответ в учебнике.

1 команда.

- Какая кровь называется венозной?
- Где кровь очищается от углекислого газа?

2 команда.

- Какая кровь называется артериальной?
- Какие сосуды называются артериями?

3 команда.

- Какие сосуды называются венами?
- Что очищает кровь от ядовитых и вредных отходов?

6. Придумать мини-сочинения на тему: “Если бы я был министром здравоохранения, я бы…”

7. Гонка за лидером.

Каждой команде задается по 10 вопросов на время.

1 команда.

- что является главным командным пунктом организма? (Мозг)
- как называются враги организма? (Микробы, бактерии, вирусы)
- что доставляет всем клеткам организма пищу и кислород? (Кровь)
- за какое время кровь совершает полный круг по организму? (4-5 секунд)
- как называется способность кожи растягиваться? (Эластичность)
- закончи пословицу: “В здоровом теле -…”
- к какой расе относятся такие характерные черты: светлая или чуть темная кожа, волосы от светлых до черных, цвет глаз от серых до черных? (Европиоидная)
- нвзови фамилию великого русского хирурга, который впервые применил наркоз (Николай Иванович Пирогов)
- какой витамин содержится в моркови, луке, масле, яйцах (А)
- быстро найти в словаре значение слова альвеола.

2 команда.

- что является опорой всего организма? (Скелет)
- бывают ли полезные микробы? (Кишечные бифидобактерии, сами нежные, гибнут даже от лекарств)
- как называется главное отделение внутренней кухни, где происходит переработка пищи? (Желудок)
- назови вес печени. (1,5 – 2 кг – самый крупный орган)
- для чего нужны складки на коже? (Для движения)
- закончи пословицу: “Человек от лени болеет, а … (От труда здоровеет).
- к какой расе относятся такие характерные черты6 темные волосы, смуглый цвет кожи, косой разрез глаз? (Монголоидная раса).
- назови фамилию выдающегося русского ученого, который открыл защитные свойства организма. (И.И.Мечников).
- какой витамин содержится в яблоках, картофеле, помидорах, кислой капусте? (С)
- быстро найди в словаре значение слова аппендицит.

3 команда.

- что является одеждой нашего организма? (Кожа)
- как называется прибор, через который можно увидеть микробов? (Микроскоп)
- какой орган называется фильтром, печкой и увлажнителем воздуха? (Нос)
- назови пульс взрослого человека (60-70 ударов в минуту)
- для чего нужны поры? (Дыхание кожи, выделение пота, жира).
- закончи высказывание древнего мудреца и врача Авиценны: “В еде не будь до всякой пищи падок, знай точно время, место и…” (Порядок)
- к какой расе относятся такие характерные черты: цвет кожи от смуглого до черного, черные кудрявые волосы, широкий нос, толстые губы. (Негроидная раса)
- назови фамилию известного русского ученого-физиолога, который одним из первых был удостоин Нобелевской премии за работы по исследованию нервной системы. (И.И.Павлов)
- какой витамин содержится в молоке, рыбьем жире, печени? (Д)
- быстро найти в словаре значение слова аллергия.

8. Подведение итогов, награждение победителей.