Цель: Формирование здорового образа жизни как необходимой ценности.
Оборудование:
- раздаточный материал,
- тематические плакаты,
- доска,
- мел.
I. Актуализация урока.
Учитель тему урока не называет и говорит о том, что сегодня “Урок желаний”. Ученики из анкеты, которая лежит на парте, должны выбрать четыре желания, которые, по их мнению, являются ценными на сегодняшний день и расположить их в убывающем порядке.
Цель анкетирования: Выявить приоритет жизненных ценностей у обучаемых.
АНКЕТА
№ | ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ |
1 | ДЕНЬГИ |
2 | ОБРАЗОВАНИЕ |
3 | ВЫСОКООПЛАЧИВАЕМАЯ РАБОТА (ДОЛЖНОСТЬ) |
4 | СЕМЬЯ |
5 | КАРЬЕРА |
6 | ЗДОРОВЬЕ |
7 | НЕДВИЖИМОСТЬ |
8 | ПРЕСТИЖНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ |
9 | ПРЕСТИЖНАЯ РАБОТА |
10 | СЧАСТЬЕ |
Опрос учащихся: какие жизненные ценности выбрали и в какой последовательности расположили. Беседа с учащими.
Учитель. В мире существует более 1000 неизлечимых заболеваний. Некоторые заболевания редкие и встречаются единичный случай, на 10000-20000 тыс. человек, некоторые встречаются чаще в виде инфекционных заболеваний, например: СПИД, лихорадка Эбола и т.д.
Если человек отдал приоритет деньгам, недвижимости, но он неизлечимо болен (парализован), сможет ли он воспользоваться своим богатством, и насладиться жизнью? Учитель. Человек имеет великолепное образование, высокооплачиваемою работу или должность, но он болеет 300 дней в году. Кому нужен такой специалист? Некоторые из вас на первое место выбрали семью, но представьте, что в семье тяжело больной человек, за которым необходим ежеминутный, ежечасный уход. Счастлив ли данный человек, данная семья?
Вопрос к учащимся: Что нужно из жизненных ценностей поставить на первое место?
II. Вопрос к учащимся: определите тему сегодняшнего урока?
Работа по теме: “Здоровый образ жизни”
1) Вступительная беседа: Что такое здоровье.
- Определение понятия здоровье человека.
Учитель: В Уставе Всемирной организации здравоохранения указано, что здоровье – “это состояние полного физического, душевного, духовного и социального благополучия, а не только отсутствия болезней и физических дефектов”. Вопрос к учащимся: Какова цель здорового образа жизни?
2) Практическое упражнение Цель: дать возможность учащимся поразмыслить над жизненными целями и необходимостью вести здоровый образ жизни.
- 17-18 лет- жизненная цель?
- 23-24 года - жизненная цель?
- 26-27 лет - жизненная цель?
- 30-37 лет - жизненная цель?
- 50-55 лет - жизненная цель?
Вопрос к учащимся: что будет с человеком, если он на определенном жизненном отрезке (например, в 23-24 года), пристрастился к алкоголю. Каковы дальнейшие жизненные последствия.
- Обсуждение предлагаемой ситуации.
Вопрос к учащимся: по каким критериям можно определить, что нация в данном государстве здорова.
- наличие необходимого количества спортивных площадок, бассейнов, спортивных залов;
- спортивные праздники;
- воскресный и вечерний отдых связан со спортивными увлечениями;
- большое количество традиций в обществе по здоровому образу жизни;
- продолжительность жизни населения.
Учитель: главным критерием здоровья нации является - продолжительность жизни населения. Если в государстве преобладает смертность над рождаемостью, то говорят о том, что нация вымирает, а вместе с нацией “умирает” государство. Рассмотрим продолжительность жизни населения отображенную на плакате.
ЕВРОПА - 74.9 лет.
США - 75.0 лет.
КАНАДА - 76.0 лет.
РОССИЯ - 57.7 лет (мужчины).
ЯПОНИЯ - 87.5 лет.
ИСЛАНДИЯ - 80.0 лет.
Национальный центр статистики США опубликовал причины, которые уменьшают продолжительность жизни населения: заболевания сердечно - сосудистой системы – 17.5 лет жизни, раковые заболевания - 2.5 года, отсутствие здорового образа жизни – 22.5 года.
III. Закрепление изученного материала.
Интеллектуальная игра “Депутаты государственной думы”
Организационный момент. Учитель делит класс на три группы.
Цель игры: дать возможность учащимся поразмыслить над вопросом о повышении продолжительности жизни в России и научить предпринимать конкретные шаги по реализации намеченного плана. Учитель. Вы депутаты Государственной Думы. Перед вами встала острая проблема увеличить продолжительность жизни в России. У вас в руках мощные рычаги законодательной власти и практически отсутствуют финансовые ограничения. Первая группа депутатов разрабатывает и внедряет мероприятия и законы по пропаганде здорового образа жизни, вторая группа депутатов - внедрением ЗОЖ в учебные образовательные учреждения, третья группа внедрение ЗОЖ в промышленные и торговые предприятия. Группа готовит лидера для защиты проекта.
Выступление лидеров групп. Обсуждение выступление лидеров групп.
IV. Подведение итогов урока. Учитель обсуждает с учащимися какие новые знания получены, что было полезно.
Используемая литература
- А.Н. Маюров, Я.А Маюров. “В здоровом теле – здоровый дух”. Учебное пособие.
- А.Т Смирнов, Б.И Мишин. “Формирование здорового образа жизни подростков на уроках ОБЖ”. Методическое пособие.
- Б.Н Чумаков “Валеология” Курс лекций.