“Всё дело в том, что педагогическая наука -
древнейшая из древнейших - несёт в себе
удивительную судьбу, её нельзя просто
усвоить. Её нужно пережить, её нужно
открыть в себе, чтобы постичь суть
мастерства педагогического дела и обогатить её”.Ш.А.Амонашвили
Цель: Совершенствование профессиональных компетенций педагогов как необходимое условие повышения качества образования и воспитания.
Задачи:
- Провести теоретическую и практическую подготовку само образовательной деятельности учителя начальных классов по типам, формам урока, критериям оценки и самоанализа урока;
- Рассмотреть приёмы работы учителя по формированию контрольно-оценочной деятельности младших школьников; выявить отличия отметочной темы оценивания от безотметочной;
- Создание культурно-воспитательной среды, в которой каждый ребёнок может найти свою нишу, самореализоваться как личность, удовлетворить потребности в саморазвитии и самоопределении.
В учебном году было запланировано и проведено 3 семинара, состоящие из теоретической и практической части.
СЕМИНАР № 1
Тема: “Самообразовательная деятельность учителя – залог творчества и успеха”. Работа по вопросам эффективности урока: типы, формы, критерии оценки. Практикум: самоанализ урока.
Цель: Провести теоретическую и практическую подготовку самообразовательной деятельности учителя начальных классов.
На семинаре в теоретической части были рассмотрены следующие вопросы:
- Типология учебных занятий.
- Формы учебных занятий.
- Критерии оценки и отметки.
- Анализ урока (теория).
В практической части семинара был рассмотрен вопрос:
1. Самоанализ урока. (работа в группах)
На семинаре присутствовало 17 учителей не только начальных класссов, но и учителей физкультуры, истории, литературы, математики.
Было проведено анкетирование. На вопрос:
Испытывают трудности в своей педагогической деятельности?
- постоянно – 1 чел.
- иногда (редко) – 10 чел.
- никогда –
- затрудняюсь ответить – 2 чел.
Удовлетворены своей профессиональной подготовкой?
- да – 5 чел.
- нет
- не совсем – 8 чел.
Хотели бы совершенствоваться по
- научно-теоретической подготовке – 3 чел.
- методической подготовке – 9 чел.
- психолого-педагогической подготовке – 4 чел.
Исходя из анкет мы провели второй семинар на актуальную тему на сегодняшний день.
СЕМИНАР № 2
Тема: Позиционарная деловая игра “Декларация педагогических принципов: за и против” (дискуссия, умение услышать противоположную точку зрения, попытаться её понять, а заодно и себя).
Безотметочное обучение.
Цель: Описать цели и задачи безотметочного обучения, выявить его отличия от отметочной системы оценивания; рассмотреть приёмы работы учителя по формированию контрольно-оценочной деятельности младших школьников; определить средства и формы контроля и оценки как со стороны учащихся, так и со стороны педагогов.
На семинаре в теоретической части были рассмотрены следующие вопросы:
- Умеете ли вы дискутировать?
- Умеете ли вы слушать и слышать?
- О необходимости введения новой системы оценивания.
- Технология внедрения безотметочного обучения.
- Приёмы формирования самоконтроля и контроля.
- Проблемы безотметочного обучения.
В практической части семинара учителя работали в группах.
1. Дискуссия (за и против) безотметочного обучения.
Форма проведения семинара в виде презинтации с использованием мультимедийной техники. Оба семинара были записаны на видео.
Участники семинара высказывали своё мнение.
Шурпаева Г.А. “Семинар получился полезный и значимый, на актуальную тему. Огромное спасибо за сегодняшний труд, который можно оценить в 10-бальной системе”.
Мартынова О.А. школа № 3 “Я сейчас с годами понимаю, на сколько нужна теоретическая часть. То, что сегодня показали – это мощно, умно, правильно. Понравилась форма работы теоретической и практической части. Хорошее, замечательное, полезное мероприятие. Услышала грамотные выступления, много для себя взяла. Я не устала, а только мыслить стала по другому”.
Иванова М.Е. школа № 1 “Пришла, довольна, хотя не хотела идти на этот семинар. Очень много узнала из теории. Закончив университет, я о таком не слышала и нигде об этом не говорилось. Очень много вынесла из семинара, всё было грамотно; я задумалась, как надо оценивать детей”.
СЕМИНАР № 3
Тема: Деловая игра “Пресс – конференция” (детальное рассмотрение проблем воспитательной работы с классом).
Цели:
- Ознакомление преподавателей с основными направлениями в воспитательной работе с целью формирования нравственных основ личности.
- Формировать педагогические умения в работе с “трудными” детьми.
- Развивать умения учителей по планированию воспитательной работы.
На семинаре были рассмотрены следующие вопросы:
- Основные проблемы воспитательной работы.
- Духовность – ключ к воспитанию человека будущего.
- Как организовать работу по профилактике девиантных отклонений в поведении детей младшего школьника.
- Планирование воспитательной работы.
- Показ ряд внеклассных мероприятий: “Масленица” в 4 классе;
“Уголовное право в русских народных сказках” - 1 класс.
Вся творческая работа отмечена на достаточно хорошем уровне.
На следующий учебный год планируем 2 семинара и планируем привлечь определённый круг учителей, заинтересованных этой творческой лабораторией.