Программное содержание:
- развивать логическое мышление, умения ориентироваться, сравнивать и обобщать;
- упражнять в определении расположения предметов на листе бумаги;
- продолжать учить изображать отрезки заданной длины с помощью линейки;
- закреплять знания детей о геометрических фигурах;
- продолжать учить записывать решение задачи с помощью математических знаков и цифр;
- воспитывать у детей самостоятельность, взаимопомощь.
Материал:
- тетради, ручки, карандаши, листы бумаги, линейки на каждого ребенка;
- обручи, карточки с примерами, цифры, условные обозначения фигур;
- геометрические фигуры, лабиринт "Волшебный круг".
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами вспомним знакомую сказку, но в сказке встречается много трудностей. Вы будете помогать?
Ответы детей.
Воспитатель: Жила-была Золушка. Однажды её мачеха получила приглашение на бал, это был третий день после выходных.
В какой же день недели получили они приглашение? (В среду)
Ответы детей.
Воспитатель: Золушке так хотелось хотя бы один раз побывать на балу. Но её не взяли. Мачеха и её дочери уехали. Бал должен был начаться ровно в семь часов. Покажите это время на часах.
Дети: работа в тетрадях.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Послушайте, что было дальше.
Мачеха поручила Золушке процедить воду. В первое ведро– 7 литров, а во второе– 5 литров.
В каком ведре воды больше, и на сколько?
Ответы детей.
Воспитатель: Золушка должна была ещё убираться в комнате. Представьте лист бумаги– это комната.
В правом верхнем углу стоит телевизор, нарисуйте квадрат;
В правом нижнем углу стоит кровать-овал
В левом верхнем углу – шкаф, нарисуйте прямоугольник
В левом нижнем углу – большой цветок-трапеция
А посередине комнаты стоит стол-круг.
Дети: работа на листе бумаги.
Воспитатель: Золушка уже устала, но у неё не помыта ещё посуда. Все парные столовые приборы она должна поставить в шкаф, а непарные– на полочку.
(Девочки в тетрадях пишут все четные цифры, а мальчики– нечетные.)
Воспитатель: Золушка устала и решила отдохнуть.
Физминутка "Найди своё место"
На полу обручи, внутри которых цифры, а на столе карточки с примерами 3+4; 5+1; 6-2 и т.д.
Кто быстрей решит пример и найдет ответ– встает в обруч. Карточки можно менять 2-3 раза.
После игры дети садятся за столы.
Воспитатель: Сказка продолжается. Золушка закончила свою работу, и ей стало так грустно. В это время появилась добрая Фея. Она подарила ей красивое платье и туфельки размером– 7 сантиметров.
Начертите отрезок такой же длины.
Дети: работа в тетрадях.
Воспитатель: Перед Золушкой появилась карета, но без лошадей. Выложите при помощи "Волшебного круга"– лошадь. (Танграм).
Дети: выкладывание силуэта лошади
Воспитатель: Фея предупредила Золушку, чтобы она вернулась вовремя, а во сколько часов, мы узнаем, решив задачу:
У меня и Аллочки четырнадцать палочек
Две из них сломались,
сколько их осталось?(14-2=12)
Ответы детей.
Воспитатель: Золушка должна вернуться ровно 12 часов.
Вот приехала она во дворец и не знает, в какой из комнат проходит бал. Но на дверях висит план всего дворца. (5 клеточек вправо, 3 клетки вниз, 2 – вправо, 3 – вверх.)
Дети: работа в тетрадях, графический диктант.
Воспитатель: Вот здесь и проходит бал. Там разыгрывалась лотерея. Давайте и мы поиграем.
(Ребенок выходит к воспитателю, вытягивает карточку с цифрой, а под ней задание).
1. Игра "Назови соседей числа"
Какое число спряталось между числами 5 и 7?
Какое число больше чем 6,но меньше 8?
2. Игра "Противоположные слова"
Большой– маленький, плюс– равенство– длинный– сложение -....
3. Игра" Угадай, какая фигура?"
По условным знакам, обозначающим форму, цвет, толщину, размер, дети определяют, какая фигура спряталась. (Используются блоки Дьенеша)
4. Игра "Логические концовки"
Если дом выше детского сада, то детский сад....
Если магазин ниже дома, то дом....
Если аптека слева от школы, то школа....
Воспитатель: Ну, вот мы и помогли Золушке, она очень счастлива и благодарна вам, ребята. А нам пора возвращаться в детский сад.
Лабиринт "Найди дорогу домой" (На плане изображен лабиринт, детям необходимо найти правильный путь до детского сада).
Литература:
- Колесникова Е.В. Математика для дошкольников. М., 2001.
- Логинова В.И. Программа развития и воспитания детей в детском саду– “Детство”, СПб., 2002.
- Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. М., 1990.
- Михайлова З.А. Математика от 3 до 7, СПб., 2003.