В этом учебном году итоговая аттестация выпускников 9 классов по алгебре проходила в новой форме, т.е. выпускная работа содержала две части: тест и задания повышенного уровня. Работа состояла из двух частей:
Часть 1 направлена на проверку достижений базового уровня: понятия, свойства, алгоритмы, решение стандартных задач. Часть 2 работы направлена на дифференцированную проверку повышенных уровней подготовки учащихся: владение формально-оперативным аппаратом, интеграция знаний из различных тем школьного курса, исследовательские навыки, умение грамотно записать решение, делать пояснения и объяснения. При выполнении второй части работы учащиеся должны продемонстрировать умение математически грамотно записывать решение, приводя при этом необходимые пояснения и обоснования.
Результаты экзамена по алгебре
класс | Учитель | Всего | “5” | “4” | “3” | Кач-во знаний |
9-а | Мандрикова Р.П. | 22 | 5 | 11 | 6 | 73% |
9-б | 18 | 3 | 7 | 8 | 56% | |
9-в | 23 | 2 | 3 | 18 | 22% | |
Итого | 63 | 10 | 21 | 22 | 49,2% |
Сравнительный анализ данных, приведенных в таблице и на диаграмме, показывает, что уровень качества знаний учащихся 9-в класса, не мотивированных на обучение, ниже уровня по школе. Количество учащихся, усвоивших основные компоненты математического содержания, составляет 100%.
Сравнение оценочного уровня результатов экзаменов позволяет сделать вывод, что все учащиеся 9-х классов усвоили минимум содержания математического образования. Основанием для такого вывода служит то, что нет учащихся, получивших на экзамене оценку “2”.
Верно и полностью выполнили задания части I 14 учащихся, из них 9 учеников 9-а класса, 3 ученика 9-б класса и 2 ученика 9-в класса. Задания части II выполнили верно:
1задание – 14 (9-а), 8 (9-б), 5 (9-в)
2 задание – 7 (9-а), - (9-б), 2 (9-в)
3 задание – - (9-а), - (9-б), 1 (9-в)
4 задание – 4 (9-а), 3 (9-б), 2 (9-в)
5 задание – 3 (9-а), 1 (9-б), 1 (9-в).
Более половины учащихся затрудняются при содержательном раскрытии математических понятий, не смогли применить знания теоретических фактов для решения различных классов математических задач.
Анализ диагностики дает возможность делать вывод, что наблюдается не соответствие годовых оценок и оценок итоговой аттестации.
Диаграмма показывает очень большую разницу в годовых и экзаменационных оценках, в том числе по классам:
Оценка “3” по школьным результатам и по результатам экзамена совпадает только в 9-в классе, а 28% годовых “троек” попали в “четверки” по результатам экзамена.
Лучший результат показали учащиеся 9-а класса – 72 % качество знаний. Исходя из анализа результатов экзамена по алгебре, можно сделать следующие выводы:
Итоги выполнения заданий базового уровня показывают, что контролируемые на базовом уровне элементы минимума содержания курса алгебры усвоены большинством учащихся,
Формально усваивается теоретическое содержание курса, поэтому учащиеся не могут применить понятия, формулы, алгоритмы, способы решений в измененной ситуации.
В связи с обозначившимися проблемами учителям математики рекомендуется:
Обеспечить прочное усвоение всеми учащимися минимума содержания на базовом уровне. Включать на каждом уроке задания части I в раздаточные материалы и в устный счет и отрабатывать эту группу задач.
Систематически отрабатывать различные алгоритмы способов решений и применений математических формул в различных ситуациях.
Экзамены по выбору
Для итоговой аттестации 2005/06 учебного года учащиеся выбрали следующие предметы:
Наиболее популярными предметами у учащихся 9-х классов в 2005/06 учебном году остаются география (42 уч. – 67% уч.), обществознание (49 уч. – 78%), биология (31 уч. – 49%). Эти предметы были наиболее популярны при выборе экзаменационного предмета у девятиклассников прошлого года, и они лидируют по своей популярности уже несколько лет. Все учащиеся экзамены выдержали успешно, подтвердили свои оценки или показали результат выше итоговой аттестации по предмету.
Результаты экзаменов по выбору
предмет | Учитель | Сдавали экзамен | “5” | “4” | “3” | Кач-во знаний |
Обществознание | Афанасова Ж.Н. | 49 | 10 | 12 | 27 | 45% |
География | Федченко Э.В. | 42 | 13 | 10 | 19 | 54,7 |
Биология | Олейникова Г.Д. | 31 | 5 | 9 | 17 | 45 |
Английский язык | Шириня Г.А. | 5 | 3 | 1 | 1 | 80 |
На “4” и “5” сдали экзаменационную сессию 16 учащихся (25,3 %), что выше результатов прошлого года на 8%.
Анализ результатов итоговой аттестации позволяет сделать вывод о том, что качество знаний учащихся 9-х классов соответствует государственным образовательным стандартам, учебный процесс в школе идет удовлетворительно, уровень подготовки по сдаваемым предметам стабилен. Но аттестационные мероприятия продемонстрировали определенные недостатки в работе учителей. Они связаны прежде всего с формированием учебных умений как инструмента познания и развития учащихся. Наиболее часто встречающиеся недостатки и неточности в устных ответах связаны с несформированностью у обучаемых умения анализировать, сравнивать, делать выводы, переносить знания в новые ситуации, использовать свой жизненный опыт.