Цели:
- познакомить учащихся с новой орфограммой;
- научить писать слова на данную орфограмму;
- повторить изученные орфограммы;
- учить группировать слова по разным признакам;
- учить работать в парах;
- расширять кругозор учащихся.
План.
- Сообщение темы урока. Минутка чистописания.
- Повторение пройденного.
- Путешествие к острову двойных согласных.
- Работа по учебнику упр. 156 и 157.
- Закрепление нового материала (кроссворд).
- Физкультминутка.
- Работа в парах с пословицами.
- Работа с текстом.
- Итог урока.
- Домашнее задание.
Ход урока
1. Сообщение темы урока. Минутка чистописания.
- Сегодня на уроке мы будем продолжать плавать по океану Орфографии, познакомимся и откроем ещё один необитаемый нами остров. Но сначала откроем тетради и запишем число.
А теперь мы попробуем нарисовать сначала взволнованное море, потом спокойное, а над ним летающих чаек и якорь. А теперь в плавание!
2. Повторение пройденного.
Давайте вспомним, какие острова мы уже успели исследовать?
(Остров Безударных гласных; остров Парных согласных, остров ЧК, ЧН,НЩ ОРО, ОЛО; остров Мягкого знака; остров ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ)
Посмотрите, на нашей карте появился ещё один остров, но на пути к нему нас ожидает препятствие.
Отгадайте загадку, на ком мы будем сегодня путешествовать:
И ночью и днём мы стремимся вперёд,
Хотим мы понять, что такое полёт.
Как радостно стать на мгновение птицей
Взлететь и увидеть, как море искрится
Как славно, упав в голубую волну, быть рыбой
И вновь – уплывать в глубину. (летучая рыба) – повесить рыб на доску
Сели поудобнее, приготовились к полёту.
Но посмотрите, кто встал у нас на пути? Узнайте их!
(морской конёк, пятнистый осьминог, электрический скат)
Кто знает, почему они так названы?
*Морской конёк живёт в море, может менять цвет. Осветит солнце морскую траву – он зелёный. Солнце зайдёт, трава будет коричневая и морской конёк станет коричневым. Ни за что не разглядишь его среди водорослей и морской травы. ( закон экологии – Природа знает лучше. )
*Осьминог – морской житель, имеет 8-10 ног. Врагов отпугивает чернильным мешком.
*Почему ската величают электрическим? Он вырабатывает в своём организме электричество и отпугивает им врагов.
Они пропустят нас дальше, если мы выполним задание и отправим их на нужный им остров.
Посмотрите на слова:
М. РСКОЙ КОНЁ. П. ТНИСТЫЙ ОСЬМИНО.
ЭЛ. КТРИЧЕСКИЙ СКА.
- Чем похожи эти слова? ( все мужского рода)
- На какие группы можно распределить эти слова?
- На какие острова мы можем их отправить?
Подберём проверочные слова. (веер) Спишите в 2 столбика.
Путь свободен. Продолжаем путешествие!
3. Путешествие к острову “Двойных согласных”
-Посмотрите, кто встречает нас у острова? Эти животные часто стайками или парами следуют за теплоходом, развивая скорость до 50 км/час. Они игривы и сообразительны.
Посмотрим, какое задание они нам принесли. Послушайте внимательно стихотворение и назовите слова одинаковые по звучанию.
Если в море много сора,
В море может вспыхнуть ссора.
-Можно ли назвать их родственными? Подбери синоним к слову – сора.
Послушай внимательно – сора – ссора. Чем отличаются? (долгим звуком С).
Напишем транскрипцию этих слов и обозначим долгий звук наверху горизонтальной линией.
[сора] [сора] А на письме будем писать двойную согласную.
Появился первый житель острова.
4. Работа по учебнику.
Читаем загадки в упр. 156 и упр. 157, отгадки записываем в тетрадь.
(экспресс, хоккей, рассвет, антенна)
5. Закрепление нового материала.
Посмотрите на остров! Ещё много незаселённых домиков, мы познакомились ещё не со всеми жильцами. Давайте отгадаем кроссворд.
Расшифруй жителей острова!
- Игра на льду на коньках в небольшой мяч или шайбу. (хоккей)
- Дорога с рядами деревьев по сторонам. (аллея)
- Место, где продают билеты. (касса)
- Человек, который совершает поездку на самолёте, поезде или пароходе. (пассажир)
- Дорога, покрытая асфальтом. (шоссе)
6. Помещние в школе для занятий. (класс)
Запишите эти слова и запомните их.
7. Физкультминутка.
8. Работа в парах.
Используя слова данных строчек составьте предложения.
Как называются такие предложения?
К чему относятся пословицы? (к малым фольклорным жанрам русского народного творчества)
коллектива У сила большая
преград знает Не русский солдат
добра до Ссора не доводит
Назови слова с двойными согласными? Почему там пишем двойную букву?
Как вы их понимаете? Спишите, запомните.
9. Работа с текстом.
Весь остров исследован и мы с вами уже знаем, что на нём живут двойные согласные. Попросим дельфинов отправить телеграмму о нашем возвращении.
Телегра(м,мм)а.
Те(р, рр)итория острова и(с,сс)ледована. Ребята отплывают д. мой
ра(н,нн)им утром. Встр. чайте в су(б, бб)оту на теплоходе “Ро(с,сс)ия” с гру(п,пп)ой па(с,сс)ажиров из Оде(с,сс)ы.
- Что мы записали?(текст-повествование)
Вставим пропущенные орфограммы и докажем. Разберём 2 предложение .
Садимся на теплоход и отправляемся домой.
10. Итог урока.
С какой орфограммой познакомились? Когда пишется двойная согласная в словах?
11. Домашнее задание.