Цели: ознакомление с правилом употребления Ъ; развитие орфографической зоркости; воспитание интереса к предмету.
І. Чистописание страница 41 № 96.
- Ребята, что вы знаете о Ь и Ъ знаке? (разделительный мягкий знак пишется после согласной и перед гласными: е, ё, я, ю, и)
- Какую ещё работу выполняет мягкий знак? (смягчает предшествующие согласные)
- А где пишется твёрдый знак? (ответа нет)
- На нашем уроке мы познакомимся правилом употребления твёрдого знака.
II. Повторим орфограммы.
- Вставить буквы, выделить корень. (слова записаны
на доске)
Мя.кий, п.см.трел, мес.ный, крыл.я, кон.ки, с.ел, под.ём, об.янение. - Между какими частями слова стоит твёрдый знак?
- На какие буквы оканчиваются приставки?
- Какими буквами начинается корень?
- Когда будем писать твёрдый знак? (на доске висит памятка)
Разделительный знак пиши после приставки перед гласными:
Ъ Е, Ё, Я, Ю.
съезд, подъём, объявление
III. Работа с правилом на странице 116.
IV. Физминутка.
Называю движение, но могу показать другое движение, вы должны выполнить названное движение. Слушайте внимательно.
- Правую руку положите на живот, а левую за голову.
- Подняли левую ногу.
- Руку вверх.
- Руки на пояс.
- Руки вниз.
- Присели.
- Вздохнули.
- Выдохнули.
V. Запись под диктовку.
Семья обедает, объедает листья.
- Чем различаются слова (смыслом, произношением, написанием)?
VI. Словарная работа. Расшифруйте слово.
НЯ
- Объясните значение этого слова.
- Сегодня - в этот, сейчас идущий день. Раньше это было два слова: сего и дня, сего – ныне, теперь. Сейчас обозначают одним словом, корень тоже один. Открыли словари, записали в графу “исходное слово”. (на доске карточка с исходным словом) Подберём однокоренные слова.
Дети: сегодняшний (запись в словариках).
Исходное слово Существительное Прилагательное Глагол Сегодня Сегодняшний
Что вы можете сказать об этом слове по данной памятке?
Часть речи Обозначает Отвечает Существительное Предмет Кто? Что? Прилагательное Признак предмета Какой? Какая? Глагол Действие Что делает?
- Разберите по составу его.
- Составить предложение с данным словом.
Дети: сегодня познакомились с новым правилом.
- Дайте характеристику предложению и разберите его по членам, выпишите словосочетания.
VII. Физминука.
Шапка для размышлений.
(Улучшает внимание, правописание, ясное восприятие и речь)
“Наденьте шапку”, то есть мягко заверните уши то верхней точки до мочки три раза. Это помогает слышать резонирующий звук своего голоса, когда вы говорите или поёте.
VIII. Упражнение в написании предложений со словами с разделительным твёрдым знаком, страница 116 №319.
IX. Итог урока.
Какой знак написать в данных словах: комп.ютер, под.езд?
Памятки правописания разделительных твёрдого и мягкого знаков даны в ваших тетрадях для правил. Ими вы будите пользоваться при выполнения домашнего задания.
X. Домашнее задание.
Страница 116 №318.