Цель:
- Накопление знаний о значении различных суффиксов.
- Ознакомить учащихся с правилом написания суффиксов (-ек-, -ик-).
- Развитие речи учащихся, работа с фразеологизмами.
I. Работа с фразеологизмами.
Учитель: Соотнесите по смыслу 1й и 2й столбики, соедините стрелками значение с фразеологизмами.
Ученики расставляют стрелки или соединяют линиями фразеологизмы с соответствующими им значениями объясняют, почему они так соотнесли.
II. Работа над словами с суффиксами – ик-, – ек-.
Учитель: Над какой темой мы продолжаем работу?
Ученики: Мы отрабатываем правописание суффиксов, разбираем слова по составу.
Учитель: Посмотрите упражнение 63 на стр. 41 прочитайте задание и выполните по образцу.
(Учащиеся изменяют слова, записывают пары слов во множественном числе и единственном).
Домик – домики, садик – садики, кораблик – кораблики, журавлик – журавлики, мостик – мостики, хвостик – хвостики, букетик – букетики, ключик – ключики, ежик – ежики, гвоздик – гвоздики, замочек – замочки, кусочек – кусочки, платочек – платочки, уголочек – уголочки, молоточек – молоточки, мешочек – мешочки, кружочек – кружочки, звоночек – звоночки.
Учитель: Выделите суффиксы у существительных в единственном числе.
- Что вы заметили?
Ученики: Существительные в единственном числе имеют уменьшительное, ласкательное значение.
– значит суффиксы – ек-, – ик- вносят в слова уменьшительно- ласкательное значение.
– но в некоторых словах пишется суффикс – ик-, а в некоторых – ек-.
Учитель: А как нам не ошибиться и правильно выбрать буквы е или и?
Ученики: Посмотрите,а когда мы изменили слова, то можно увидеть особенность, что в словах с суффиксом –ик- буква и сохранилась в существительном множественного и пишется в единственном числе.
А в суффиксе – ек- буква е во множественном числе исчезает.
Учитель: - В русском языке, что буква е “выпадает”.
– Прочитайте сведения об этой орфограмме в учебнике на стр. 41.
Ученики знакомятся с правилом.
III. Закрепление материала.
Учитель: Я вам сейчас прочту стихотворение, а вы послушайте и подумайте, какие слова в этом стихотворении с нашей орфограммой?
Всей семьёй идут гулять
Ночью вдоль дорожек
Еж – отец, ежиха – мать
И ребёнок – еж..к.
Ученики: – Это слово ёжик.
Учитель: – Объясните, как проверить гласный в суффиксе.
Ученик: Изменим слово: ёжик – ёжики. Буква и сохраняется, значит пишется суффикс – ик-.
– Спишите, вставьте пропущенные буквы.
IV. Игра “Угадай букву”.
(У учащихся карточки с буквами и , е).
Учитель называет слова, а ученики показывают карточку с буквой “е” или “и”. Свой выбор буквы объясняют устно, аргументируя ответ.
Слова: грибочек, карандашик, кусточек, кирпичик, орешек, овражек, денёчек, мячик, мостик, листочек, гонщик, спорщик, разносчик, лётчик.
IV. Творческая работа.
Учитель: Из всех слов с суффиксами –ик-, -ек-, которые сегодня встречались нам на уроке, выберите 1 – 2 и составьте с ними своё предложение.
Подчеркните в нём основу предложения.
Ученики:
Вороне где-то бог послал кусочек сыра.
Мы собрали букетик из полевых цветов.
V. Рефлексия.
- Что вы узнали нового?