Разработка урока русского языка по системе развивающего обучения Л.В. Занкова по теме: "Правописание отдельных суффиксов (-ек-, -ик-)". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель:

  1. Накопление знаний о значении различных суффиксов.
  2. Ознакомить учащихся с правилом написания суффиксов (-ек-, -ик-).
  3. Развитие речи учащихся, работа с фразеологизмами.

I. Работа с фразеологизмами.

Учитель: Соотнесите по смыслу 1й и 2й столбики, соедините стрелками значение с фразеологизмами.

Ученики расставляют стрелки или соединяют линиями фразеологизмы с соответствующими им значениями объясняют, почему они так соотнесли.

II. Работа над словами с суффиксами – ик-, – ек-.

Учитель: Над какой темой мы продолжаем работу?

Ученики: Мы отрабатываем правописание суффиксов, разбираем слова по составу.

Учитель: Посмотрите упражнение 63 на стр. 41 прочитайте задание и выполните по образцу.

(Учащиеся изменяют слова, записывают пары слов во множественном числе и единственном).

Домик – домики, садик – садики, кораблик – кораблики, журавлик – журавлики, мостик – мостики, хвостик – хвостики, букетик – букетики, ключик – ключики, ежик – ежики, гвоздик – гвоздики, замочек – замочки, кусочек – кусочки, платочек – платочки, уголочек – уголочки, молоточек – молоточки, мешочек – мешочки, кружочек – кружочки, звоночек – звоночки.

Учитель: Выделите суффиксы у существительных в единственном числе.

- Что вы заметили?

Ученики: Существительные в единственном числе имеют уменьшительное, ласкательное значение.

– значит суффиксы – ек-, – ик- вносят в слова уменьшительно- ласкательное значение.

– но в некоторых словах пишется суффикс – ик-, а в некоторых – ек-.

Учитель: А как нам не ошибиться и правильно выбрать буквы е или и?

Ученики: Посмотрите,а когда мы изменили слова, то можно увидеть особенность, что в словах с суффиксом –ик- буква и сохранилась в существительном множественного и пишется в единственном числе.

А в суффиксе – ек- буква е во множественном числе исчезает.

Учитель: - В русском языке, что буква е “выпадает”.

– Прочитайте сведения об этой орфограмме в учебнике на стр. 41.

Ученики знакомятся с правилом.

III. Закрепление материала.

Учитель: Я вам сейчас прочту стихотворение, а вы послушайте и подумайте, какие слова в этом стихотворении с нашей орфограммой?

Всей семьёй идут гулять
Ночью вдоль дорожек
Еж – отец, ежиха – мать
И ребёнок – еж..к.

Ученики: – Это слово ёжик.

Учитель: – Объясните, как проверить гласный в суффиксе.

Ученик: Изменим слово: ёжик – ёжики. Буква и сохраняется, значит пишется суффикс – ик-.

– Спишите, вставьте пропущенные буквы.

IV. Игра “Угадай букву”.

(У учащихся карточки с буквами и , е).

Учитель называет слова, а ученики показывают карточку с буквой “е” или “и”. Свой выбор буквы объясняют устно, аргументируя ответ.

Слова: грибочек, карандашик, кусточек, кирпичик, орешек, овражек, денёчек, мячик, мостик, листочек, гонщик, спорщик, разносчик, лётчик.

IV. Творческая работа.

Учитель: Из всех слов с суффиксами –ик-, -ек-, которые сегодня встречались нам на уроке, выберите 1 – 2 и составьте с ними своё предложение.

Подчеркните в нём основу предложения.

Ученики:

Вороне где-то бог послал кусочек сыра.

Мы собрали букетик из полевых цветов.

V. Рефлексия.

- Что вы узнали нового?