Аннотация
Имиджелогия – это наука и искусство нравиться людям. Это научно-прикладная дисциплина, сочетающая в себе интеграционный синтез знаний из области психологии, менеджмента, риторики, делового этикета и др.
В настоящее время имиджелогия активно востребована представителями разного возраста. Как самостоятельный курс данный учебный предмет преподают в некоторых высших учебных заведениях, занимающихся подготовкой работников культуры и специалистов по связям с общественностью. Во многих профессиональных учебных заведениях создаются кафедры имиджелогии.
Теоретический анализ существующих программ, используемых и рекомендованных к использованию в образовательных учреждениях, позволяет сделать вывод об отсутствии программ данного направления. Имеются лишь отдельные направления (по 2-4 часа за учебный год) данной дисциплины в программах по “Трудовому обучению” (для девочек).
Руководствуясь провозглашенным в “Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года” компетентностным подходом, который реализует деятельностный характер образования и ориентирует образовательный процесс на практические редультаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и практически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы.
Считаю, что имиджелогия востребована, потому что является:
- важной составляющей воспитанности современной личности;
- необходимым компонентом профессиональной компетентности специалистов самого разного профиля;
- приоритетным аспектом успешной личности.
ЦЕЛЬ элективного курса – помочь старшеклассникам получить имидж-знания, оказать содействие в овладении и умелом использовании их при выстраивании межличностных и деловых отношениях.
ЗАДАЧИ элективного курса:
- Знакомство с основами имиджелогии.
- Обнаружение и преодоление негативных проявлений в привычках и манерах поведения учащихся.
- Развитие у школьников самостоятельности и способности к самоорганизации;
- Формирование толерантности, способности к диалогу и готовности к сотрудничеству;
- Создание положительного имиджа каждого школьника, осваивающего курс.
- Повышение компетентностей учащихся (личностных и социальных).
Сроки реализации программы: 34 часа (1 раз в неделю в течение учебного года)
Приоритетные принципы отбора и структурирования материала:
- гуманизация образования;
- интеграция предметов;
- дифференциация и индивидуализация обучения;
- природосообразность материала;
- доступность образования;
- логичность и системность изложения материала;
- полнота и завершенность содержательных линий.
Методы и формы обучения:
1. Лекционные занятия предполагают предварительную подготовку, связанную с осмыслением заявленных проблем и не исключают диалогического общения учащихся с учителем;
2. На семинарских занятиях используются активные методы обучения: деловые игры, мини-конференции, дискуссии, проектная деятельность и т.д., позволяющие избежать пассивного восприятия информации и максимально использовать творческий потенциал учащихся;
3. Тренинги позволяют провести самодиагностику и взаимодиагностику отдельных направлений развития личности, актуализировать проблему и активизировать действия по ее преодолению.
Предполагаемые результаты:
По окончании курса учащиеся должны знать:
- приемы эффективного общения с ровесниками, учителями, старшими;
- требования делового стиля одежды;
- требования речевого этикета;
- кодекс делового человека;
- секреты личного обаяния.
учащиеся должны уметь:
- оценивать себя и окружающих с позиций психологии имиджа;
- работать в группе, беря на себя ответственность;
- проводить рефлексию ситуации, используя имеющиеся знания;
- представлять самопрезентацию.
Механизм оценивания результатов:
1. Диагностика уровня удовлетворенности собственным имиджем (исходная, промежуточная, итоговая);
2. Мониторинг психологического восприятия имиджа одноклассника (входной, конечный);
3. Мониторинг качества образования (начальный и итоговый уровень развития):
3.1. Владение фактами:
- установление причин фактов;
- установление взаимосвязей между фактами;
- отличие основных фактов и фактов второстепенных.
3.2. Владение проблематикой:
- формулирование проблем по теме;
- умение отыскать возможные пути решения проблемы.
3.3. Владение понятиями:
- раскрытие соджержание понятий;
- установление взаимосвязей между понятиями;
- практическое применение понятий.
3.4. Владение правилами и приемами:
- формулирование правил, требований, приемов;
- раскрытие содержания правил, требований, приемов;
- характеристика действий, связанных с применением правил, требований, приемов;
3.5. Проверка навыков:
- моделирование ситуаций, связанных с практическим выполнением действий, составляющих конкретное умение;
- выполнение комплекса действий, составляющих определенное умение;
- самоанализ результатов выполнения подобных действий;
- характеристика условий применения определенных знаний и умений.
Распределение часов по темам курса и видам занятий:
№ | Тема | Количество часов | ||
лекции | семинары | тренинги | ||
1. | Ведение в имиджелогию | 1 | 1 | 1 |
2. | Основные классификации имиджевых стратегий | 1 | - | 1 |
3. | Имидж человека: ведущие типы и элементы | 1 | 1 | 1 |
4. | “Я – концепция” | 1 | 2 | 1 |
5. | Основы физиогномики | 1 | - | 1 |
6. | Психологическая теория цветовой гармонии | 1 | 1 | 1 |
7. | Роль макияжа в создании имиджа | 1 | 1 | 1 |
8. | Одежда и ее роль в формировании имиджа | 1 | 2 | - |
9. | Основные принципы языка тела | 1 | 1 | - |
10. | Основы психологии общения | 1 | 4 | 1 |
11. | Имидж лидера | 1 | - | - |
12. | Имиджирование – путь к успеху | - | 1 | - |
13. | Самопрезентация | - | 1 | |
ВСЕГО: 34 часа | 1 1 часов | 1 4часов | 9 часов |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ занятия | Наименование раздела, темы занятия | Кол-во часов | Форма занятия | Понятийный аппарат | Индивидуальные и групповые задания учащимся |
1.
2. |
Ведение в имиджелогию: -имиджелогия как междисциплинарная область знаний; -философия имиджа |
2 | лекция семинар |
Имиджелогия, имидж, визуальное впечатление, облик, адаптация, слагаемые имиджа | Упражнение “Определение имиджа популярного артиста или телеведущего”( по предложенной методике) |
3. | Симпатия, антипатия | 1 | тренинг | ||
4. | Основные классификации имиджевых
стратегий: - типы имиджей, психология восприятия информации |
1 |
лекция |
корпоративный и ииндивидуальный типы, самоимидж |
|
5. | Внешний имидж организации, внешний имидж индивида | 1 | тренинг | ||
6. 7. |
Имидж человека: ведущие типы и элементы: - элементы имиджа; - виды имиджа; - знаки имиджа |
2 |
лекция семинар |
Элементы: средовый, габитарный,
вербальный, кинетический, овеществленный; Виды: личностный, профессиональный; Знаки: положительные, отрицательные |
|
8. | Принципы имиджирования | 1 | семинар | Рефлексия, самовоспитание, гармония, саморегуляция, оптимизм | Упражнение “Мои жизненные планы” |
9. | Формула оптимизма, мини-гимн “Я-чудо!” | 1 | тренинг | ||
10. 11. |
Я – концепция: -составляющие “Я-концепции”; -секреты личного обаяния; |
2 | лекция семинар |
Личное обаяние, самонастрой, личность, “я–концепция”, самооценка, убеждения, качества, индивидуальный стиль, согласованность, самоидентичность, | Упражнение “Мое самовосприятие” (по Р.Бернсу);
|
12. | Анализ собственного психологического портрета “Я-реальное”, “Я-идеальное” | 1 | тренинг
|
|
|
13. | Основы физиогномики | 1 | лекция | Физиогномика, приемы читабельности лица | |
14. | Читабельность лица | 1 | тренинг | ||
15. 16. |
Психологическая теория цветовой
гармонии: -основные характеристики цвета; -гармония и выразительность цвета |
2 | лекция семинар |
Цветовой фон, насыщенность, температура цвета, смешение цветов, контраст, гармония цвета | Практикум 1. Упражнение по “вливанию” цвета в цвет; 2. “Наложение” одного просохшего цвета на другой слой (по предложенной методике) |
17. | Восприятие цвета | 1 | тренинг | ||
18. 19. |
Роль макияжа в создании имиджа: -порядок чтения лица; -методы коррекции лица; -искусство макияжа |
2 | лекция семинар-практикум |
Тип кожи, форма деталей лица, строение лица, макияж, визажист, косметика, пропорции, тонирование, коррекция | Прктикум “Определение типа своей внешности” ( по предложенной методике) |
20. | Определение типа своей внешности | 1 | тренинг | ||
21. 22.
|
Одежда и ее роль в формировании имиджа: -правила создания стиля одежды; -гардероб деловой женщины и делового мужчины |
2 |
лекция семинар-практикум |
Костюмология, деловой, классический, авангардный, фольклорный, ретро-стиль и спортивный стиль одежды | Информационный поиск по стилям одежды |
23. | “За” и “против” единого стиля одежды в школе | 1 | семинар-практикум | ||
24. 25. |
Основные принципы языка тела: -язык телодвижений; -телесное выражение внутреннего состояния человека
|
2 | лекция семинар-практикум |
Кинесика, зоны общения, жесты, позитивная оценка, превосходство, доминирование негативное восприятие, равенство. | Практикум: 1.Принять различные любимые Вами позы. 2. Принять несвойственные Вам позы. 3.Попробовать различные походки. 4. Выразите с помощью жеста одобрение, закрытость, несогласие и др. (по предложенной методике) |
26.
27.
28.
29. 30 |
Основы психологии общения: -Эмоциональная нагрузка слова; -деловой этикет; -технологии речевого поведения; -как научиться слушать? -приемы произношения и принятия комплиментов; -приемы восприятия критики; -правила публичного выступления; -имидж телефонного общения; -конфликты (причины, предупреждение, достойный выход) |
5 | лекция
семинар
семинар семинар семинар |
Метаязык, манипуляторы и установки, ораторское искусство, межличностное общение, невербальные сингналы, комплименты, манипуляция, риторика, конфликты, деловой этикет | Упражнения по перечисленным позициям (согласно предложенным заданиям) |
31. | Конфликтные ситуации | 1 | тренинг | ||
32. | Имидж лидера | 1 | лекция | Лидер, личный имидж бизнесмена, ментальность | |
33. | Имиджирование – путь к успеху | 1 | семинар | Карьера, успех, имиджмейкер, конкурентоспособность | |
34. | Самопрезентация | 1 | тренинг |
Рекомендуемая литература:
- Шаляпин Ф.И. Маска и душа М., 1997
- Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей, М., 1995.
- Шепель В.М. Имиджелогия, секреты личного обаяния. М., 1994.
- Шепель В.М. Имиджелогия. Как нравиться людям. 2002.
- Почепцов Г.Г. Имиджелогия: теория и практика. Киев, 1998.
- Моисеев Р.Н. Международные этические нормы и психология делового общения. Воронеж, 1997.
- Зиг. Зиглар Умение добиваться успеха “Вильямс”, 2000.
- Азбука этикета,- Иркутск, 1994.
- Пиз А.,Гарнер А. Язык разговора, 2000.
- Леонтьев А.А. Психология общения. 1999.
- Бернс Р. Развитие “Я-концепции” и воспитание, 1986.
- Доценко Е.П. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. 1997.