Открытый урок в 7-м классе по технологии на тему: "Искусство точного акцента. Дизайн пасхальных яиц"

Разделы: Технология


Цели для учителя:

  1. Расширять объем знаний учащихся об истории, обрядах и традициях православного праздника Пасха.
  2. Учить украшать пасхальные яйца в различных техниках.
  3. Продолжать формирование гармоничного цветовосприятия.

Задачи для учащихся:

Должны знать: Должны уметь:
1. Исторические сведения о празднике Пасхи. 1. Выполнять технологическую последовательность в выбранной технике рукоделия.
2. Праздничные обряды и традиции славян. 2. Оформлять готовую работу в одном стиле с отделкой.
3. Основные приемы изученных техник. 3. Соблюдать колористику работы.

Оборудование урока:

  1. Инструкционные карты.
  2. Опорный конспект по основам дизайна.
  3. Тестовые задания.
  4. Образцы пасхальных яиц, выполненные в техниках: аппликация, бисероплетение, вязание на спицах и крючком, пэчворк, роспись, выпиливание из древесины, коллаж.
  5. Магнитофон с записью спокойной музыки.
  6. Магнитная доска, магниты.

Литература:

  1. Энциклопедия “Дамское рукоделие” // Нижний Новгород, ТОО “ПК Инжиниринг, ЛТД”, 1993 г.
  2. С. Ф. Алмазов, П.Я. Питерский “Праздники православной церкви” //Москва, 1962 г.
  3. “Православная культура в школе” / Учебно-методическое пособие для учителей // “Покров”, Москва, 2004 г.
  4. Периодические журналы: “Анна, Лена, Бурда моден”.
  5. Всемирная сеть Интернет.

Певунью, маленькую птичку
Я рисовала на яичке.
Щебечет птичка нам с небес:
- Христос воскрес! Христос воскрес!

А я нарисовал цветок,
Раскрасил каждый лепесток,
Пусть вся природа, все растенья
Восславят чудо воскресенья!

Ход урока

1. Оргмомент.

Сообщение темы и целей урока.

2. Проверка домашнего задания. В соответствии с делением класса на группы вам необходимо было подготовить материалы и инструменты для вашей техники рукоделия, шаблоны. В тетрадях у вас подготовлены эскизы к вашей сегодняшней работе.

3. Фронтальный опрос по изученному ранее материалу.

  • Какие христианские праздники вы знаете?
  • Назовите самые главные, на ваш взгляд, праздники?
  • Что означает праздник Пасхи?
  • Какими событиями отличается Пасха от всех других христианских праздников?
  • Как готовились встречать праздник Пасхи?
  • Назовите особенности праздничного стола?
  • Что такое пасха? Из чего ее готовят?
  • В чем сходство и отличие кулича и пасхи?
  • Что вы знаете о пасхальном яйце?
  • Какими способами можно украшать пасхальные яйца?

4. Исторический очерк (рассказывает ученица)

Приложение 1

5. Актуализация полученных знаний.

1) Работа у доски:

На шаблоне яйца оформить из лоскутов ткани аппликацию в технике коллаж.

2) На магнитной доске:

Определить ненужные принадлежности в технике рукоделия вышивка крестом. Ответ обосновать.

3) За отдельным столом:

Оформить композицию для украшения праздничного стола из имеющихся материалов и яиц.

4) Выполнение тестовых заданий на местах.

Что означает праздник Пасхи?

а) наступление весны;
б) воскресение Иисуса Христа;
в) вход господень в Иерусалим.

В какой день недели празднуется Пасха?

а) четверг;
б) суббота;
в) воскресенье.

Что является основными блюдами праздничного стола?

а) яйца, куличи, рыба;
б) яйца, пасха, куличи;
в) пасха, курица, куличи.

Каким было первое пасхальное яйцо?

а) красным;
б) желтым;
в) зеленым.

Что закрывало вход в пещеру, где был похоронен Спаситель?:

а) холст;
б) камень;
в) ветки.

В какой технике рукоделия вам радостнее всего выполнять украшение пасхального яйца?

а) вязание крючком;
б) вязание на спицах;
в) вышивка лентами;
г) вышивка крестом;
д) вышивка хардангер;
е) аппликация;
ж) роспись красками;
з) другой способ

(какой?__________________________________)

№ вопроса ответы
1 Б
2 В
3 Б
4 А
5 Б
6 Любой вариант

5) Проверка выполнения заданий у доски.

6) Контроль тестов.

Обряды на Руси (рассказывает учитель)

Приложение 2

Стоит и Вам проявить себя в этом занятии, чтоб и в вашей семье праздник вышел по всем правилам. Если вы позаботитесь заранее, то сможете красиво оформить не только праздничный стол, но и свой дом. У каждого народа есть свои особенности в оформлении интерьера.

6. Материалы и инструменты.

 

Техника Материалы Инструменты
Вышивка Нитки мулине, шерсть, ленты. Иглы для вышивки, ножницы, пяльцы.
Вязание Нитки “ирис”, “гарус”. Крючки, чулочные спицы, ножницы.
Плетение Бисер, стеклярус, бусы, армированные нитки (леска), основа деревянного яйца. Игла для бисера, ножницы.
Роспись Выдутая скорлупа яиц, краски. Кисти, тряпка, подставка для яиц.

7. Вводный инструктаж к практической работе.

  1. Техника безопасности: ножницы, иглы, бисер, спицы, крючки.
  2. Последовательность выполнения работы охарактеризовать по выполняемым техникам.
  3. Знакомство с инструкцией на столах /учащиеся в группах/.
  4. Анализ эскиза, колористический круг.

8. Практическая работа.

Время 30-35 минут. Работа в группах по различным техникам рукоделия.

Цель: учить выполнению дизайна яйца и развивать аккуратность в выполнении работы.

1) Практическую работу обеспечить музыкальным сопровождением;

В ходе работы обеспечить учащихся необходимыми консультациями.

Учащимся выполнить все желаемые элементы, расставив точные акценты в колористике.

Техника рукоделия Примечания Сопровождение
Вышивка крестом рисунка в контуре яйца По желанию учащихся можно выбрать другой вид вышивки : хардангер, гладь, черная вышивка. Карточки с рисунками
Обвязывание крючком яичной скорлупы Сильным учащимся можно выполнять обвязывание на спицах. Технологическая карта
Оплетение бисером деревянной основы Способ оплетения учащиеся выбирают самостоятельно из предложенных в картах. Технологическая карта
Роспись Качество красок выбирают учащиеся самостоятельно: гуашь, акварель, витраж. Инструкционная карта

2) Демонстрация выполненных работ /на доске/.

3) Анализ работ, цветовосприятие, выставление отметок.

9. Подведение итога урока.

Качественная оценка работы класса.

1) Достигнуты ли цели “знать и уметь”?

2) Где в быту, интерьере, мы можем пользоваться изготовленными изделиями?

3) Что рекомендует современный дизайн?

10. Домашнее задание.

Работу завершить. Продумать элементы декора.

11. Рефлексия.

Распределить трудности работы в выполняемой вами технике по степени важности для вас; указать приоритет различных видов отделки пасхальных яиц.

Рисунок 1.