Цели для учителя:
- Расширять объем знаний учащихся об истории, обрядах и традициях православного праздника Пасха.
- Учить украшать пасхальные яйца в различных техниках.
- Продолжать формирование гармоничного цветовосприятия.
Задачи для учащихся:
Должны знать: | Должны уметь: |
1. Исторические сведения о празднике Пасхи. | 1. Выполнять технологическую последовательность в выбранной технике рукоделия. |
2. Праздничные обряды и традиции славян. | 2. Оформлять готовую работу в одном стиле с отделкой. |
3. Основные приемы изученных техник. | 3. Соблюдать колористику работы. |
Оборудование урока:
- Инструкционные карты.
- Опорный конспект по основам дизайна.
- Тестовые задания.
- Образцы пасхальных яиц, выполненные в техниках: аппликация, бисероплетение, вязание на спицах и крючком, пэчворк, роспись, выпиливание из древесины, коллаж.
- Магнитофон с записью спокойной музыки.
- Магнитная доска, магниты.
Литература:
- Энциклопедия “Дамское рукоделие” // Нижний Новгород, ТОО “ПК Инжиниринг, ЛТД”, 1993 г.
- С. Ф. Алмазов, П.Я. Питерский “Праздники православной церкви” //Москва, 1962 г.
- “Православная культура в школе” / Учебно-методическое пособие для учителей // “Покров”, Москва, 2004 г.
- Периодические журналы: “Анна, Лена, Бурда моден”.
- Всемирная сеть Интернет.
Певунью, маленькую птичку
Я рисовала на яичке.
Щебечет птичка нам с небес:
- Христос воскрес! Христос воскрес!А я нарисовал цветок,
Раскрасил каждый лепесток,
Пусть вся природа, все растенья
Восславят чудо воскресенья!
Ход урока
1. Оргмомент.
Сообщение темы и целей урока.
2. Проверка домашнего задания. В соответствии с делением класса на группы вам необходимо было подготовить материалы и инструменты для вашей техники рукоделия, шаблоны. В тетрадях у вас подготовлены эскизы к вашей сегодняшней работе.
3. Фронтальный опрос по изученному ранее материалу.
- Какие христианские праздники вы знаете?
- Назовите самые главные, на ваш взгляд, праздники?
- Что означает праздник Пасхи?
- Какими событиями отличается Пасха от всех других христианских праздников?
- Как готовились встречать праздник Пасхи?
- Назовите особенности праздничного стола?
- Что такое пасха? Из чего ее готовят?
- В чем сходство и отличие кулича и пасхи?
- Что вы знаете о пасхальном яйце?
- Какими способами можно украшать пасхальные яйца?
4. Исторический очерк (рассказывает ученица)
5. Актуализация полученных знаний.
1) Работа у доски:
На шаблоне яйца оформить из лоскутов ткани аппликацию в технике коллаж.
2) На магнитной доске:
Определить ненужные принадлежности в технике рукоделия вышивка крестом. Ответ обосновать.
3) За отдельным столом:
Оформить композицию для украшения праздничного стола из имеющихся материалов и яиц.
4) Выполнение тестовых заданий на местах.
Что означает праздник Пасхи?
а) наступление весны;
б) воскресение Иисуса Христа;
в) вход господень в Иерусалим.
В какой день недели празднуется Пасха?
а) четверг;
б) суббота;
в) воскресенье.
Что является основными блюдами праздничного стола?
а) яйца, куличи, рыба;
б) яйца, пасха, куличи;
в) пасха, курица, куличи.
Каким было первое пасхальное яйцо?
а) красным;
б) желтым;
в) зеленым.
Что закрывало вход в пещеру, где был похоронен Спаситель?:
а) холст;
б) камень;
в) ветки.
В какой технике рукоделия вам радостнее всего выполнять украшение пасхального яйца?
а) вязание крючком;
б) вязание на спицах;
в) вышивка лентами;
г) вышивка крестом;д) вышивка хардангер;
е) аппликация;
ж) роспись красками;
з) другой способ
(какой?__________________________________)
№ вопроса | ответы |
1 | Б |
2 | В |
3 | Б |
4 | А |
5 | Б |
6 | Любой вариант |
5) Проверка выполнения заданий у доски.
6) Контроль тестов.
Обряды на Руси (рассказывает учитель)
Стоит и Вам проявить себя в этом занятии, чтоб и в вашей семье праздник вышел по всем правилам. Если вы позаботитесь заранее, то сможете красиво оформить не только праздничный стол, но и свой дом. У каждого народа есть свои особенности в оформлении интерьера.
6. Материалы и инструменты.
Техника | Материалы | Инструменты |
Вышивка | Нитки мулине, шерсть, ленты. | Иглы для вышивки, ножницы, пяльцы. |
Вязание | Нитки “ирис”, “гарус”. | Крючки, чулочные спицы, ножницы. |
Плетение | Бисер, стеклярус, бусы, армированные нитки (леска), основа деревянного яйца. | Игла для бисера, ножницы. |
Роспись | Выдутая скорлупа яиц, краски. | Кисти, тряпка, подставка для яиц. |
7. Вводный инструктаж к практической работе.
- Техника безопасности: ножницы, иглы, бисер, спицы, крючки.
- Последовательность выполнения работы охарактеризовать по выполняемым техникам.
- Знакомство с инструкцией на столах /учащиеся в группах/.
- Анализ эскиза, колористический круг.
8. Практическая работа.
Время 30-35 минут. Работа в группах по различным техникам рукоделия.
Цель: учить выполнению дизайна яйца и развивать аккуратность в выполнении работы.
1) Практическую работу обеспечить музыкальным сопровождением;
В ходе работы обеспечить учащихся необходимыми консультациями.
Учащимся выполнить все желаемые элементы, расставив точные акценты в колористике.
Техника рукоделия | Примечания | Сопровождение |
Вышивка крестом рисунка в контуре яйца | По желанию учащихся можно выбрать другой вид вышивки : хардангер, гладь, черная вышивка. | Карточки с рисунками |
Обвязывание крючком яичной скорлупы | Сильным учащимся можно выполнять обвязывание на спицах. | Технологическая карта |
Оплетение бисером деревянной основы | Способ оплетения учащиеся выбирают самостоятельно из предложенных в картах. | Технологическая карта |
Роспись | Качество красок выбирают учащиеся самостоятельно: гуашь, акварель, витраж. | Инструкционная карта |
2) Демонстрация выполненных работ /на доске/.
3) Анализ работ, цветовосприятие, выставление отметок.
9. Подведение итога урока.
Качественная оценка работы класса.
1) Достигнуты ли цели “знать и уметь”?
2) Где в быту, интерьере, мы можем пользоваться изготовленными изделиями?
3) Что рекомендует современный дизайн?
10. Домашнее задание.
Работу завершить. Продумать элементы декора.
11. Рефлексия.
Распределить трудности работы в выполняемой вами технике по степени важности для вас; указать приоритет различных видов отделки пасхальных яиц.
Рисунок 1.