Ход урока
1. Организационный момент.
- Начинаем наш урок. Мы продолжаем изучение курса “Я и мир вокруг”.
2. Объявление темы и целей урока.
- На прошлом уроке мы начали знакомство с живыми обитателями планеты.
- Задача этого урока исследовать связь живого и неживого в природе, удивительную взаимную приспособленность всех живых организмов.
3. Актуализация знаний.
а) – Чтобы выполнить эту задачу нам нужно вспомнить:
- во-первых, что, кого мы называем живыми организмами?
(Живые организмы – это растения и животные.)
- во-вторых, какими свойствами обладают живые организмы?
(Ответы детей.)
б) – Рассмотрим обе группы (растения и животные) подробнее.
- Как, из чего строят свой организм растения?
(Из воздуха, почвенной влаги и растворённых в почве питательных веществ.)
- И используют для этого силу солнечного света.
- Тихо откройте учебник на странице 8.
- Что изображено на первой иллюстрации? (Растения.)
- Прочитайте текст под иллюстрацией и определите значение растений, которое ещё не было нами названо. (Растения обогащают воздух кислородом, который нужен для дыхания всем живым существам. Они создают сложные вещества из простых.)
- Вспомните, как условно принято называть растения? (Кормильцы.)
в) - Могут ли так делать животные? (Нет. Они едят готовую пищу.)
- Как условно называют животных? (Едоки.)
г) - Уточним отличия животных и растений.
- Питание.
- Подвижность. (Растения неподвижны. Животные вынуждены двигаться, бегать, летать, плавать в поисках пищи.)
- Очищение воздуха.
- Цвет.
4. Физминутка.
5. Совместное открытие нового.
- Наши исследования продолжаются. Наблюдаем, что каждый живой организм приспособился жить вместе с другими живыми организмами.
а) - Растения создают сложные вещества из простых. Растения служат пищей для растительноядных животных. А они в свою очередь служат пищей для хищников.
- Прочитайте на с.9 что происходит, когда растения и животные умирают? (Их останки попадают в почву. Мелкие почвенные животные и мельчайшие микроорганизмы, их условно назовём “мусорщики”, превращают сложные вещества опять в простые. Таким образом эти вещества снова становятся пригодными для растений.)
- Посмотрите, мы получили и пронаблюдали круговую связь живого и неживого.
б) Какой проблемный вопрос предлагает нам решить Почемучка на стр.9 ?
- Подумаем, что произойдёт, если исчёзнет хотя бы одно звено из нашей цепи?
(Если бы исчезли все растения – исчезла бы пища для травоядных и кислород для дыхания.
Исчезли травоядные – растений стало бы слишком много, они не могли бы расти; исчезли бы и хищники, т.к. им нечем стало питаться.
Исчезли хищники – слишком много стало бы травоядных, они бы съели все растения.
Исчезли мусорщики – никто бы не разрушал тела умерших, они заполонили бы всю землю.)
- Какой сделаем вывод из наших наблюдений? (В природе нет ничего лишнего.) Сравним наш вывод с учебником на стр.9.
6. Физминутка.
7. Следующий шаг нашего исследования – место обитания.
- Каждый живой организм приспособился жить в определённом месте. Только в этом месте своего обитания растение или животное чувствует себя “как дома”.
Комментированная работа учащихся на 10 странице учебника.
8. Воздействие человека на природу.
а) - Занимаясь своим хозяйством, человек порой не задумывается, какой вред он может нанести природе.
Послушайте рассказ, подготовленный ребятами нашего класса, и скажите, о чём всегда должен помнить человек.
(Несколько подготовленных учеников читают текст.)
Текст.
Люди распахали степи и превратили их в поля. На бескрайних просторах, где жили степные обитатели, не осталось им места. Негде стало жить травоядным животным. Дикие лошади вымерли, гепардов теперь можно встретить только в зоопарке.
Всё перепуталось в природе. Голодные волки набросились на стада домашних животных. Мало стало овец. Не съеденная ими трава легла на землю плотным засохшим слоем и стала мешать молодым росткам пробиваться к свету. Тогда стали бороться с волками и уничтожили их во многих степных районах. Овец стало больше, и … они съели всю траву.
Тут налетел ветер и сдул пыльной бурей драгоценную почву. Пришлось вокруг полей сажать деревья, чтобы защищали от ветра.
Посеяли пшеницу, да вот беда: собирать-то оказалось нечего. Суслики так расплодились, что вперёд людей всё зерно собрали. Огляделись, - а где же орлы? - их охотники перестреляли, чтобы охотиться не мешали. Но тут появилась новая беда: в садах и огородах насекомые весь урожай съели. Объявили их вредителями и посыпали ядовитым порошком. Да забыли, что можно и самим людям отравиться…
Долго бы ещё людям пришлось бороться с природой, если бы они, наконец, не поняли: не надо уничтожать диких животных и растения, надо жить в мире с природой, зная её законы. Теперь приходится спасать, что осталось после плохого хозяйствования. Но исправлять свои ошибки всегда труднее.
- Итак, какой вывод мы сделаем из прослушанного рассказа?
Вывод: человеку надо жить в мире с природой, зная её законы.
б) – Да, к сожалению, человек совершил очень много ошибок. Прочитайте на стр.10, как люди пытаются их исправить? (Чтение текста учащимися про себя.)
- Животные и растения, которым грозит вымирание, заносятся в Красную книгу. Их сохраняют в ботанических садах, заповедниках, заказниках, зоопарках.
9. Итог урока.
- Подведём итог нашего исследования.
- Можно ли считать одни организмы полезными, а другие – вредными?
- Можно ли оставлять в природе только те живые организмы, которые полезны человеку?
- Можно ли переселять живые организмы из одного места в другое, основываясь лишь на желаниях человека?
- К какому выводу мы пришли сегодня на уроке?
- Спасибо за урок. Урок окончен.