Урок в 1-м классе (1–4) по теме: "Связь живого и неживого" (предмет "Окружающий мир")

Разделы: Начальная школа


Ход урока

1. Организационный момент.

- Начинаем наш урок. Мы продолжаем изучение курса “Я и мир вокруг”.

2. Объявление темы и целей урока.

- На прошлом уроке мы начали знакомство с живыми обитателями планеты.

- Задача этого урока исследовать связь живого и неживого в природе, удивительную взаимную приспособленность всех живых организмов.

3. Актуализация знаний.

а) – Чтобы выполнить эту задачу нам нужно вспомнить:

  • во-первых, что, кого мы называем живыми организмами?

(Живые организмы – это растения и животные.)

  • во-вторых, какими свойствами обладают живые организмы?

(Ответы детей.)

б) – Рассмотрим обе группы (растения и животные) подробнее.

- Как, из чего строят свой организм растения?

(Из воздуха, почвенной влаги и растворённых в почве питательных веществ.)

- И используют для этого силу солнечного света.

- Тихо откройте учебник на странице 8.

- Что изображено на первой иллюстрации? (Растения.)

- Прочитайте текст под иллюстрацией и определите значение растений, которое ещё не было нами названо. (Растения обогащают воздух кислородом, который нужен для дыхания всем живым существам. Они создают сложные вещества из простых.)

- Вспомните, как условно принято называть растения? (Кормильцы.)

в) - Могут ли так делать животные? (Нет. Они едят готовую пищу.)

- Как условно называют животных? (Едоки.)

г) - Уточним отличия животных и растений.

- Питание.

- Подвижность. (Растения неподвижны. Животные вынуждены двигаться, бегать, летать, плавать в поисках пищи.)

- Очищение воздуха.

- Цвет.

4. Физминутка.

5. Совместное открытие нового.

- Наши исследования продолжаются. Наблюдаем, что каждый живой организм приспособился жить вместе с другими живыми организмами.

 

 а) - Растения создают сложные вещества из простых. Растения служат пищей для растительноядных животных. А они в свою очередь служат пищей для хищников.

- Прочитайте на с.9 что происходит, когда растения и животные умирают? (Их останки попадают в почву. Мелкие почвенные животные и мельчайшие микроорганизмы, их условно назовём “мусорщики”, превращают сложные вещества опять в простые. Таким образом эти вещества снова становятся пригодными для растений.)

- Посмотрите, мы получили и пронаблюдали круговую связь живого и неживого.

б) Какой проблемный вопрос предлагает нам решить Почемучка на стр.9 ?

- Подумаем, что произойдёт, если исчёзнет хотя бы одно звено из нашей цепи?

(Если бы исчезли все растения – исчезла бы пища для травоядных и кислород для дыхания.

Исчезли травоядные – растений стало бы слишком много, они не могли бы расти; исчезли бы и хищники, т.к. им нечем стало питаться.

Исчезли хищники – слишком много стало бы травоядных, они бы съели все растения.

Исчезли мусорщики – никто бы не разрушал тела умерших, они заполонили бы всю землю.)

- Какой сделаем вывод из наших наблюдений? (В природе нет ничего лишнего.) Сравним наш вывод с учебником на стр.9.

6. Физминутка.

7. Следующий шаг нашего исследования – место обитания.

- Каждый живой организм приспособился жить в определённом месте. Только в этом месте своего обитания растение или животное чувствует себя “как дома”.

Комментированная работа учащихся на 10 странице учебника.

8. Воздействие человека на природу.

а) - Занимаясь своим хозяйством, человек порой не задумывается, какой вред он может нанести природе.

Послушайте рассказ, подготовленный ребятами нашего класса, и скажите, о чём всегда должен помнить человек.

(Несколько подготовленных учеников читают текст.)

Текст.

Люди распахали степи и превратили их в поля. На бескрайних просторах, где жили степные обитатели, не осталось им места. Негде стало жить травоядным животным. Дикие лошади вымерли, гепардов теперь можно встретить только в зоопарке.

Всё перепуталось в природе. Голодные волки набросились на стада домашних животных. Мало стало овец. Не съеденная ими трава легла на землю плотным засохшим слоем и стала мешать молодым росткам пробиваться к свету. Тогда стали бороться с волками и уничтожили их во многих степных районах. Овец стало больше, и … они съели всю траву.

Тут налетел ветер и сдул пыльной бурей драгоценную почву. Пришлось вокруг полей сажать деревья, чтобы защищали от ветра.

Посеяли пшеницу, да вот беда: собирать-то оказалось нечего. Суслики так расплодились, что вперёд людей всё зерно собрали. Огляделись, - а где же орлы? - их охотники перестреляли, чтобы охотиться не мешали. Но тут появилась новая беда: в садах и огородах насекомые весь урожай съели. Объявили их вредителями и посыпали ядовитым порошком. Да забыли, что можно и самим людям отравиться…

Долго бы ещё людям пришлось бороться с природой, если бы они, наконец, не поняли: не надо уничтожать диких животных и растения, надо жить в мире с природой, зная её законы. Теперь приходится спасать, что осталось после плохого хозяйствования. Но исправлять свои ошибки всегда труднее.

- Итак, какой вывод мы сделаем из прослушанного рассказа?

Вывод: человеку надо жить в мире с природой, зная её законы.

б) – Да, к сожалению, человек совершил очень много ошибок. Прочитайте на стр.10, как люди пытаются их исправить? (Чтение текста учащимися про себя.)

 

- Животные и растения, которым грозит вымирание, заносятся в Красную книгу. Их сохраняют в ботанических садах, заповедниках, заказниках, зоопарках.

9. Итог урока.

- Подведём итог нашего исследования.

- Можно ли считать одни организмы полезными, а другие – вредными?

- Можно ли оставлять в природе только те живые организмы, которые полезны человеку?

- Можно ли переселять живые организмы из одного места в другое, основываясь лишь на желаниях человека?

- К какому выводу мы пришли сегодня на уроке?

- Спасибо за урок. Урок окончен.