За годом – год, за вехой – веха,
За полосою – полоса.
Нелегок путь. Но ветер века -
Он в наши дует паруса.(А. Твардовский)
Цели урока:
- Обобщить знания учащихся по политологическому блоку Обществознания.
- Изучить с учащимися различные формы молодежного движения современной России, сравнить их и выявить наиболее актуальные для настоящего состояния политических дел страны.
- Продолжить формирование навыков публичного общения, умения отбирать наиболее актуальный и важный материал из различных литературных, публицистических источников и использовать его в своих выступлениях.
В рамках выполнения проекта ожидаемым результатом является развитие следующих способностей учащихся:
Универсальные способности (надпредметные)
Способности понимать, действовать, рефлексивно мыслить | Коммуникативные способности | Способности к проектированию |
Аналитические способности
Способность работать с историческим источником | Способность воспроизводить историческую ситуацию, способность выявлять позицию автора, способность делать умозаключения, давать оценку событиям | Способность обосновать собственные выводы, соблюдать точность в формулировках |
Результат: способность описать жизнь конкретного исторического периода на основе изучения и анализа исторических источников объективно и адекватно научному подходу.
Оборудование:
- Класс оформлен как агитпункт избирательного участка – плакаты с материалами о различных партиях и блоках – участниках очередных выборов.
- Каждая группа учеников готовит свои наглядные пособия, характеризующие ту молодежную организацию, о которой они подготовили свой проект.
- Избирательная урна для проведения голосования “избирателей”.
- На доске – эпиграф (см. выше – “За годом – год…”)
План урока:
1. Оргмомент – 2мин.
2. Вступительное слово учителя:
1) О теме урока, ее актуальности, целях, задачах и порядке проведения предстоящего мероприятия. Утверждается регламент выступления каждой группы – не более 10 минут.
2) В Конституции РФ записано, что наша страна является демократической республикой, в которой высшая власть принадлежит народу. Свою власть народ реализует через своих представителей – народных избранников в представительный орган власти Государственную Думу Федерального Собрания. Но средний возраст депутатов – выше 40 лет. Может именно поэтому многие молодежные проблемы остаются вне поля зрения законодательного органа. Сегодня мы, вместе с вами, ребята, попытаемся выделить эти проблемы, и смоделировать те молодежные партии, которые могли бы взяться за их решение. Но перед вами стоит еще одна очень важная задача: построить презентацию своей партии таким образом, чтобы привлечь как можно больше избирателей на свою сторону. Значит, она должна быть не только содержательной, но и яркой, увлекательной, зрелищной.
3. Объявляется состав жюри – приглашенные на урок представители администрации школы, ученического самоуправления, учителя истории и т. д.
4. Конкурс проектов.
Каждая группа проводит презентацию своего проекта новой молодежной организации (партии) по следующему алгоритму:
А) Название партии, эмблема, девиз или слоган; флаг. Приветствуется, если группа сочинила и гимн своей партии.
Б) Краткий Устав партии: цели и задачи; членство; принципы внутренней организации; основные виды и направления деятельности.
В) Листовки-обращения к “ избирателям” с призывом голосовать на “выборах” за свою молодежную партию.
(В перерывах между группами – выступления участников ученической художественной самодеятельности. )
5. “Выборы” – зрители-“избиратели” голосуют за ту партию, которая сумела лучше показать себя и убедительнее провести агитацию (голосуют разноцветными жетонами, которые сами и подготовили)
6. Жюри подводит итоги конкурса и определяет победителей (учитывается результат голосования “избирателей”) .
7. Заключительное слово учителя; подведение итогов, проставление оценок.
Рекомендации:
Подготовительный период данного мероприятия составляет минимум 3 недели и включает следующие этапы:
- Изучение учащимися статьи Арсентьева Е. А. “ Молодежные организации и объединения современной России” (“Преподавание истории”, №7, 2005)
- Изучение учащимися темы “Политическая сфера общества” в курсе “Обществознание”, Конституции РФ и Комментарий к ней.
- Формирование творческих групп, ознакомление их с алгоритмом подготовки проектов
- Предварительная проверка готовности групп к защите проектов
- Разработка нормативов оценки деятельности учащихся с учетом их индивидуального вклада в подготовку проекта.
Литература.
- Арсентьев Е. А. Молодежные организации и объединения современной России, ж-л “Преподавание истории”, №7, 2005.
- БоголюбовЛ. Н., Лазебникова А. Ю. Человек и общество. М. Просвещение, 2000.
- КравченкоА. И. Обществознание. Учебник 10-11классы. Четвертое издание , М. , “Русское слово”, 2001.
- Комментарии к Конституции Российской Федерации. М. ,1997
- Мушинский В. О. Азбука гражданина. М. , “Международные отношения”, “Центр гуманитарного образования”. , 1997.
- Рябикин С. Новейшая история России (1917-1997) . С-П. , Издательский Дом “Нева”, 1997.