Сценарий вечера
“У войны не женское лицо”.
Звучит музыка.
Опять война, опять блокада,
А, может, нам о ней забыть.
Я слышу иногда: “Не надо,
Не надо раны бередить”.
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне
И о блокаде прочитали
Стихов достаточно вполне.
И могут показаться правы
И убедительны слова,
Но даже если это правда,
Такая правда не права.
Чтоб снова на земной планете
Не повторилось той войны,
Нам нужно, чтобы наши дети
Об этом помнили как мы.
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война.
Ведь эта правда - наша совесть,
Она, как воздух, нам нужна.
Звучит музыка (Рахманинов 2-й концерт)
Через весь зал на сцену, где стоит обелиск, проходит женщина в черном, возлагает цветы, плачет.
Чтец:
Над могильной плитой,
Над стрелой обелиска -
Только глянешь – и в горле комок -
Опустилась рука, положила записку:
“С днем рожденья тебя, мой сынок”.
Это мама пришла, постаревшая рано,
От морщин белый шрам на лице.
И лежала гвоздика, незажившая рана,
Как пронзительный крик в тишине.
С днем рожденья, солдат,
Поклоняются люди, и леса, и луга, и поля.
Никогда для тебя смертной даты не будет,
Если мама осталась жива.
Написала война на трагических плитах
Имена, имена, имена.
Вы навек рождены, вы навек не забыты,
Если Родина-мать спасена.
Шуберт “Аве Мария”
Женщина!
Все победила она:
Боль, и разлуку,
И смерть, и усталость.
Девушка, мать, и сестра, и жена -
Сколько ей горя и счастья досталось!
Пусть продолжается праздник весны,
И ничего ей не нужно на свете, -
Только бы не было в мире войны,
Только счастливыми были бы дети.
Но война была… В памяти народной навсегда остались годы Великой Отечественной войны. И, пожалуй, самой трагичной в годы войны была судьба женщины. Мало их осталось в живых-тех, кто провожал на великую битву своих сыновей, и тех, кто сам прошел все эти тяжелые испытания.
У писателя Фадеева А. есть волнующие строки: “Но если и в дни войны у людей есть кусок хлеба, и есть одежда на теле, и если бегут по рельсам поезда, и вишни цветут в саду, и пламя бушует в долине и чья-то незримая сила подымает воина с земли или постели, когда он заболел или ранен, - все это сделали руки матери моей - моей, и его, и его
Женщина и война… Что может быть более противоестественным? Женщина, дарящая жизнь и оберегающая ее, и война, уносящая эту жизнь, единственную и неповторимую… Эти понятия несовместимы…
Звучит музыка (А.Розембаума “Вальс на плоскости”).
Наша повесть о боли и памяти.
У войны было горя много.
И никто никогда не сочтет,
Сколько раз на своих дорогах
Оставляла война сирот.
В эти годы порой казалось,
Что мир детства навек опустел,
Что совсем не вернется радость
В города, где дома без стен.
Был серебряным смех девчонок,
Но его заглушила война.
А седины ребячьих челок-
Разве этому есть цена.
Звучит музыка (Б.Окуджава “Ах, война, что ты сделала подлая”. 2 куплет).
Инсценировка сцен из романа Б.Васильева “А зори здесь тихие”.
Автор. На 171-м разъезде уцелело 12 дворов, пожарный сарай да приземистый длинный пакгауз. Немцы прекратили налеты, но кружили над разъездом ежедневно, и командование на всякий случай держало там две зенитные счетверенки.
Шел май 1942 года.
Сцена 1.
Осянина. Товарищ комендант! Товарищ старшина!
Васков. Что?
О. Немцы в лесу!
В. Так… Откуда известно?
О. Сама видела. Двое. С автоматами, в маскировочных накидках.
В. Команду в ружье: боевая тревога. Бегом!
Спустя некоторое время.
В. Ну, так. Стройте людей.
О. Женя, Галя, Лиза…
В. Погодите, Осянина! Немцев идем ловить - не рыбу.Так чтоб хоть стрелять умели что ли…
О. Умеют.
В. Да, вот еще. Может, немецкий кто знает?
Гурвич. Я знаю.
В. Что - я? Что такое я?.. Докладывать надо!
Г. Боец Гурвич.
В. Ох – хо – хо!.. Как по-ихнему “руки вверх”?
Г. Хенде Хох.
В. Точно. Ну, давай, Гурвич.
В. Идем на двое суток, так надо считать. Взять сухой паек, патронов…по пять обойм. Подзаправиться.…Ну, поесть, значит, плотно.
Противника не бойтесь. Он по нашим тылам идет, значит, сам боится.
Но близко не подпускайте. Если уж случится, что рядом он окажется, тогда затаитесь лучше.
В случае обнаружения противника или чего непонятного… Кто по-звериному или, там, по-птичьему кричать может?
(Смех)
Я серьезно спрашиваю? В лесу сигналы голосом не подашь - у немца тоже уши есть.
Гурвич. Я умею. По - ослиному: и - а! и - а!
В. Ослы здесь не водятся. Ладно, давайте крякать учиться. Как утки.
(Смех)
Учатся крякать.
В. Идем на Вопь - озеро. До места нам верст двадцать - к обеду придем.
Все понятно, товарищи бойцы?
Все. Понятно.
В. Через 15 минут выступаем.
Сцена 2.
Васков и Комелькова.
Женя Комелькова расчесывает волосы.
В. Крашеные, поди?
К. Свои. Растрепанная я.
В. Это ничего.
К. Вы не думайте, там у меня Лиза наблюдает. Она глазастая.
В. Ладно, ладно. Оправляйся…
К. Товарищ старшина, а Вы женаты?
В. Женатый, боец Комелькова.
К. А где Ваша жена?
В. Известно где - дома.
К. А дети есть?
В. Дети? Был мальчонка. Помер. Аккурат перед войной.
К. Умер?
В. Да не уберегла маманя.
Cцена 3.
Соня Гурвич читает вслух (стихи А. Блока)
В. Кому, спрашиваю, читаешь?
Г. Никому. Себе.
В. А чего ж в голос?
Г. Так ведь стихи.
В. А-а. (Посмотрел книгу) Глаза портишь.
Г. Светло, товарищ старшина.
В. Да я вообще…И вот что, ты на камнях-то не сиди. Ты шинельку подстилай.
Г. Хорошо, товарищ старшина. Спасибо.
В. А в голос все-таки не читай. В вечеру воздух сырой, а зори здесь тихие, слышно аж за пять верст. И поглядывай, боец Гурвич, поглядывай.
Сцена 4.
Лиза Бричкина сидит на шинели.
В. Откуда будешь, Бричкина?
Б. С Брянщины, товарищ старшина.
В. В колхозе работала?
Б. Работала. А больше отцу помогала. Он лесник, в кордоне мы жили.
В. То-то крякаешь хорошо. Ничего не заметила?
Б. Пока тихо.
В. Ты все примечай, Бричкина. Человек ты лесной, все понимаешь.
Б. Понимаю.
В. Вот-вот.
Сцена 5.
Галя Четвертак сидит, укутавшись в шинель.
В. Ты чего скукожилась, товарищ боец?
Ч. Холодно…
(Васков протянул руку, Галя отпрянула)
В. Да не рвись ты, господи! Лоб давай. Ну? Жар у тебя, товарищ боец.
Чуешь? (Плеснул в кружку из фляги)
Так примешь или разбавить?
Ч. А что это?
В. Микстура. Ну, спирт, ну?
Ч. Ой, что Вы, что Вы…
(Отодвинулась, замахала руками)
В. Приказываю принять! Пей. И воды сразу.
Ч. Нет, что Вы…
В. Пей без разговору!
Ч. Ну, что Вы, в самом деле! У меня мама - медицинский работник…
В. Нету мамы. Война есть, немцы есть, я есть. А мамы нет. Мамы у тех будут, кто войну переживет. Ясно говорю?
(Ч. Выпила, закашлялась)
Ч. Голова у меня… побежала!
В. Завтра догонишь. Отдыхай, товарищ боец. Выздоровей только к завтраму. Очень тебя прошу, выздоровей.
Автор. Пять девчонок было…Только пять…Лиза Бричкина, Соня Гурвич, Галя Четвертак, Женя Комелькова, Рита Осянина…
Все пять остались на Вопь-озере.
Васков. Пока война - понятно. А потом, когда мир будет? Будет понятно, почему вам умирать приходилось? Что ответить, когда спросят: “Что ж это вы, мужики, мам наших от пуль защитить не могли?”. Что ж это вы со смертью их оженили, а сами - целенькие?
Звучит музыка (А.Розембаум “Вальс на плоскости”).
Прошли годы... А матери вновь скромно, изо дня в день совершают свой незаметный подвиг - растят, поднимают на ноги детей, воспитывают их добрыми, работящими, любящими.
Но в мире опять неспокойно, и в разных концах планеты возникают “горячие точки”.
И опять в крови оживают мгновенно багровые отсветы недавних пожарищ, воют и грохочут смертоносные снаряды, слышатся крики ужаса и бессильные стоны и переворачивает душу детский плач. И над всем этим миром вновь вырастает сгорбленная фигура матери…
Афганистан… Таджикистан… Чечня…
Звучит музыка (Рахманинов)
Монолог у обелиска.
:У меня был сын, маленький сын. Золото нив, небесная синь
И красные маки в зеленых полях отражались в веселых его глазах.
Цвета спелого колоса были у мальчика волосы.
Он сидит в кроватке, о чем-то хохочет, ручки тянутся к солнцу - достать его хочет.
Погоди, мой сынок, слушай, мальчик меня. Подрастешь – вся вселенная будет твоя.
А потом – война, словно шквал, налетела. Город горел, и улица наша горела.
Синь небес разорвали, ревя, самолеты. И увяли цветы, и поля превратились в болота.
Бомба…Бомба.…За бомбой бомба летит.
Был в один из налетов мой маленький мальчик убит.
Я сама это видела. Черный кусочек металла…
В теплых, добрых глазах синь небес навсегда угасала.
На губах застывали беспечного лепета звуки. Холодели, слабели теплые детские руки.
Был кровавый закат, в эту ночь хоронила я сына.
Кто, ответь, виноват. Может, я в его смерти немного повинна?
И опять же у меня сын. Мой второй сын.
Целый мир я ему подарила, подарила ему и долины, и горы, и реки.
Человечеству я принесла высший дар – человека.
Но, помилуйте, я слышала, снова бизнесмены охвачены мыслью бредовой.
Вновь хотят они ввергнуть нас в бойню и муки.
И убить твои глазки, мой сын, твои теплые детские руки.
Но теперь я скажу: нет. И ты, мать, и вы, матери мира,
Мы не будем ждать, пока смерть ворвется в наши квартиры.
Пока звери с летающих крепостей будут расстреливать наших детей.
На стенах мы напишем: нет, на домах мы напишем: нет,
Кровью сердца напишем решительный наш ответ: Нет! НЕТ! НЕТ!
Но если и это не остановит злодейскую рать, со всей планеты каждая честная мать
Пойдет на ваши заводы и остановит станки, будет ваши топить пароходы,
Будет грузы вышвыривать в воду и взрывать на дорогах ваши грузовики.
Мы повиснем на крыльях самолетов, не дадим им взлететь.
Мы своими руками за шиворот схватим пилотов и прикажем: не сметь!
Доберемся до главных бандитов, будем страшным судом их судить.
Тверже стали, прочнее гранита наша воля от смерти детей защитить.
Вот ты любишь ребенка, бережешь его от простуды,
Варишь вовремя кашу в чистой кастрюле.
Ну, а что ты сделала, чтоб его не убила пуля.
Не кляни, не надейся на чудо.
Называют теперь материнской любовью
Нашу волю войну отогнать от детей изголовья,
Прочный мир на земле отстоять.
Это я поняла сердцем, разумом, кровью.
Это я говорю вам - МАТЬ!
Повторяя движения губ матери, мы произносим свое первое в жизни слово: МАМА.
Пройдет 10 лет, 15 , 50… Забудутся многие события, люди, встречи. Но что бы ни пережили мы, воспоминания всегда будут возвращать нас в светлый мир детства, к образу матери. Мама… Вслушайтесь, как гордо звучит это слово.
Встаньте все и выслушайте стоя
Сохраненное во всей красе
Слово это – древнее, святое!
Распрямитесь! Встаньте!
Встаньте все!
Слово это сроду не обманет,
В нем сокрыто жизни существо,
В нем – исток всего. Ему конца нет.
Встаньте! Я произношу его:
“МАМА”!
Громко звучит музыка (Рахманинов).