Урок-путешествие по теме: "Лес – природное сообщество"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Закрепление знаний учащихся об особенностях природы леса, животном и растительном мире.
  2. Развитие устной речи, логического мышления, умение сравнивать и делать выводы.
  3. Воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование:

  • карта природных зон,
  • иллюстрации животных, птиц, растений, лекарственных трав, грибов,
  • тест № 1 – “Грибы”,
  • тест № 2 – “Лес – природное сообщество”,
  • кроссворд “Дикие животные”,
  • видеомультфильм “Кукушка и скворец” (выпуск 28),
  • учебник А. Плешакова.

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня мы с вами отправимся на прогулку. Куда? Догадайтесь!

2. Загадка.

Есть у меня зеленый друг,
Веселый друг, хороший.
Он нам протянет сотни рук
И тысячи ладошек. (лес)

3. Показ учащимися на карте лесной зоны.

Учитель: Широко раскинулся на карте нашей страны зеленый океан лесов. Плещутся в этом океане белоствольные березки, темные ельники, сосновые боры. Одно из замечательных богатств нашей страны – лес.

- Каким цветом окрашена на карте лесная полоса?

- Узнайте по условному знаку, какой это лес?

- Как расположены растения в лесу?

Итак, в путь-дорогу, друзья! Но мы не сможем войти в лес до тех пор, пока не расскажем правила поведения в лесу по запрещающим знакам.

(Учитель показывает знаки, а дети объясняют их обозначение).

I. Остановка “Зеленый друг”

- Наконец-то мы попали в лес.

- Какие растения растут в лесу?

1. Рассказ о пользе деревьев подготовила группа “А”.

Береза – настоящая красавица, белые одежки, золото сережки. Древесина березы очень плотная. Березовый сок вкусный и полезный для здоровья. Только не спеши собирать его, ведь без него береза погибнет.

Дуб – растет очень медленно, но зато живет до 1000 лет и более. В русских лесах нет дерева мощнее дуба. Дуб не гниет в воде, и его древесина ценится. Кора его содержит лекарственное вещество, а для животных дуб – настоящая кормушка.

Липа – цветет летом и цветы ее медоносы. Липовый мед считается самым лучшим. А липовый чай помогает от простуды.

Ель – обычно растет на влажных местах. В густых ее ветвях находят себе жилье многие животные. Ель называют музыкальным деревом. Ее древесина используется для изготовления гитар, скрипок, пианино. Еще из нее делают бумагу.

Сосна – прекрасное витаминное дерево. Очень хорош и красив сосновый бор! Точно высокие свечи возвышаются сосны над головой. В сосновом лесу хорошо и легко дышится. Смолистые вещества убивают микробы. В сосновых лесах много ягод и грибов.

- Какое значение имеет лес для человека?

2. Рассказ о лесе подготовила группа “В”.

Лес вырабатывает кислород. Одно дерево средней величины за 25 часов восстанавливает столько кислорода, сколько необходимо для дыхания трех человек.

Лес улавливает пыль. Например, 1 гектар елового леса задерживает 30 тонн пыли.

Лес отдает в воздух столько влаги, сколько ее испаряется с поверхности озера или пруда. Так, с 1 га березового леса испаряется 47000 литров воды.

Лес снижает скорость ветра и тем самым препятствует выдуванию почв.

Лес место обитания животных, птиц, насекомых, земноводных, пресмыкающихся.

Лес – место отдыха.

3. Решение экологической проблемной ситуации.

Лето. Зной. Вдруг дерево сбросило с себя всю листву.

- Почему это произошло?

Ученик: Если дерево сбросит листья, то оно будет меньше испарять влаги и дерево сохранится. Это процесс самовыживания при недостатке влаги.

II. Остановка “Лесная аптека”

а) Беседа.

- Что означает слово аптека?

- Какая же аптека может быть в лесу?

- Какие лекарственные травы растут в нашем крае?

- А ягоды, какого кустарника богаты витамином “С”?

б) Практическая работа

  1. Узнайте лекарственное растение по гербарию и по иллюстрации.
  2. Расскажите о его пользе.
  3. Как правильно собирать лекарственные растения?

III. Остановка “Грибная поляна”

а) Фронтальный опрос учащихся

- Почему в лес люди идут с корзиной?

- На какие группы делятся грибы?

- Какие животные питаются грибами?

- Что находится у гриба под землей?

- Какую роль играет грибница в жизни леса?

- нужны ли грибы природе?

- Как называется совместное проживание растений в лесу? (симбиоз)

б) Рубрика “А знаете ли вы, что…” Подготовили учащиеся группы “С”

- Белка заготавливает на зиму до 600 грамм сухих грибов.

- Быстрее всех растет подберезовик, по 4 – 5 сантиметров в сутки.

- Лисички и луговые опенки – единственные грибы, которые почти никогда не бывают “червивыми”.

в) Индивидуальная работа.

Каждая группа получает тест № 1 “Грибы”. После того как группы справились, идет проверка теста в правильности его решения.

Тест № 1 “Грибы”

1. Грибы – это растения

а) да
б) нет

2. Ложные опята, бледная поганка – несъедобные грибы

а) да
б) нет

3.Рыжики, лисички – несъедобные грибы

а) да
б) нет

4. Животные питаются несъедобными грибами.

а) да
б) нет

5. Может ли гриб вырасти на дереве?

а) да
б) Нет.

6. Может ли гриб съесть дерево?

а) да
б) нет

IV. Остановка “Привал”. Физминутка.

Ручеек течет в лесу,
Я на мостик встану.
Из него воды холодной
Ковшиком достану.
По тропинке пробегу,
По камешкам потопаю,
Повторяю букву Л
И в ладоши хлопаю.

- Во время прогулки мы устали, отдохнули, покушали. Куда мы денем остатки пищи и мусор?

V. Остановка “Лесная поляна”

Учитель: Ребята, гуляя в лесу, мы узнали уже много нового и интересного. Пришло время встретиться с животными.

а) Беседа

- Какие животные обитают в лесной полосе?

- Какие из названных вами животных живут в нашем крае?

- Как называется наука, изучающая животных?

- А теперь чтобы ответить на мой вопрос как называются животные, живущие в лесу, вам предстоит разгадать кроссворд.

б) Разгадывание кроссворда “Дикие животные”

По горизонтали:

3.

Сама рыжеватая,
Мордочка плутоватая,
Ей не надо пирожка.
Ей бы скушать петушка. (Лиса)

6.

Сидит на ветке
А не птица,
Есть хвост,
Да не лисица. (Белка)

По вертикали:

1.

Обитатель леса шустрый
Своровал листок капустный.
У него дрожат реснички:
“Нет ли где – нибудь лисички?” (Заяц)

2.

Землекоп слепой, копает рукой –
Строит толстостенные города подземные:
У тех городов сто ходов, сто выходов. (Крот)

5.

На овчарку он похож.
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (Волк)

- Какое животное называют “санитаром” леса?

в) Проблемная ситуация.

- Что произойдет, если уменьшится популяция волков?

г) Составьте цепь питания животных леса.

д) Найдите ошибку в цепи питания.

Мышь ----- дуб ----- лиса

Осина ----- лиса ----- заяц

е) Групповая дифференцированная работа

(Каждой группе дается задание, которое дети обсуждают и только один участник дает ответ)

I группа – Что дают растения животным, а животные растениям?

II группа – Что дают растения человеку?

III группа – Что дают животные человеку?

IV группа - Что произойдет, если человек вырубит все деревья в лесу?

V группа – Что мы можем сделать, чтобы красота природы, окружающая нас, не исчезла?

(Дети дают ответы)

Учитель: Что произойдет, если выпадет какое – либо звено в природе?

Ученики: Нарушится природное равновесие.

Учитель: Почему мы называем лес – природное сообщество?

VI. Остановка “Птичья столовая”

II. Фронтальный опрос учащихся.

- Кто видит с высоты своего полета?

- Кто охотится из птиц ночью?

- Где вы видели филина в нашем селе?

- Какие птицы живут в лесах Ставропольского края?

- Какую птицу называют “доктором” леса и почему?

- Дети, чем питаются птицы?

- А как вы считаете, нужны ли птице природе?

- Как необходимо с ними обращаться?

II. Жалоба от птицы.

- Ох, и не любят же меня люди! Голос, видите ли, мой не нравится и глаза, говорят у меня некрасивые. Считают, что беду приношу. Если бы не я, пришлось бы иногда некоторым сидеть без хлеба. Так вот, подумайте хорошенько, обижать меня или любить надо?

- Ребята, кто написал нам это письмо?

- А какую пользу она приносит?

III. Рубрика “А знаете ли вы…” Подготовила группа “С”

Ученик 1: Сова за лето убивает до 1000 полевок, которые способны уничтожить 1 тонну зерна.

Ученик 2: В Красную книгу занесено 65 видов птиц, по вине человека.

IV. Просмотр видеосюжета мультфильма “Кукушка и скворец”.

(Из сборника “Лучшие Советские мультфильмы – выпуск 28).

Задание: Посмотрев отрывок из данного мультфильма, вы должны будете назвать птиц, которых вы узнали, и что интересного заметили в поведении птиц в природе?

Дети: Мы заметили скворца, кукушку, воробья. Кукушка подследила, что воробьиха вылетела из гнезда и поднесла ей свое яйцо.

- Почему кукушка поступила именно так?

- Как ее называют в “народе”?

VI Остановка “Конечная”.

- Итак, ребята, нам пора возвращаться с прогулки. Но мы зашли так далеко, что самим не выбраться. А старичок – боровичок не хочет нас отпускать, больно уж мы ему понравились.

Если мы выполним его самое трудное задание, прием каждый, то он нас проводит домой. Попробуем справиться с заданием?

а) Тест № 2 “Лес – природное сообщество

I вариант II вариант
1. Пронумеруй растения в порядке смены ярусов в лесу:
  • калина
  • мох
  • осина
1. Прономеруй растения в порядке смены ярусов в лесу:
  • трава
  • сосна
  • черника
2. Найди ошибку в цепи питания:

сосна    дятел   жук-короед

2. Найди ошибку в цепи питания:

растение    лисица   мышь

3. Укажи стрелками, что к чему относится:
подорожник хвойное
осина лекарственное
ромашка лиственное
3. Укажи стрелками, что к чему относится:
медведь насекомое
шмель птица
муравей звери
4. Ты знаешь, что лягушки нередко погибают от рук человека.

Обведи в кружок, к каким последствиям могло бы привести полное исчезновение лягушек.

а) Станет больше комаров и мошек.

б) Станет меньше комаров и мошек.

в) Станет больше цапель и аистов.

г) Станет меньше цапель и аистов.

4. Ты знаешь, что люди нередко ловят Бабочек просто так, для коллекции.

Обведи в кружок, к каким последствиям  могло бы привести полное исчезновение  бабочек.

а) Станет больше цветов.

б) Станет меньше цветов.

в) Станет больше птиц.

г) Станет меньше птиц.

б) Итог урока.

- Почему называют лес – природным сообществом?

- Что произойдет, если исчезнет какой – либо вид растений, животных, птиц, насекомых?

- Как нужно обращаться и вести себя в природе?

Используемая литература.

  1. Журнал “Начальная школа” № 8 – 1988 г, № 6 - 1998 г.
  2. Серия “Я познаю мир” - Растения.
  3. Серия “Я иду на урок” - Природоведение
  4. Журнал “Педсовет” № 1 – 1996 г, № 3 - 1996 г.
  5. “Дифференцированный подход в обучении природоведению”. О. М. Смирнова.