Цели:
- показать специфику лесной зоны; особенности сезонного климата, взаимную приспособленность живых организмов-членов экосистемы леса, отличия хвойных и лиственных лесов.
- развивать познавательную активность детей, умение работать с картой.
- способствовать формированию бережного отношения к природе.
Оборудование:
- карта природных зон,
- пейзажи лесов,
- рисунки растений и животных лесов,
- диск “Природные зоны”,
- кассета с записью “Голоса птиц”,
- учебник “Наша планета Земля”, 2-й класс.
Ход урока
1. Орг. момент.
Прозвенел долгожданный звонок,
Начинаем ребята урок!
2. Актуализация знаний.
- Ребята, начинаем наш блицопрос для того, чтобы вспомнить раннее изученное и применить эти знания при “открытии нового”.
- Что такое Земля?
- Какую форму имеет Земля?
- Солнце-это звезда или планета?
- Вращается ли Солнце вокруг Земли?
- От чего зависит климат на Земле?
- Какие вы знаете тепловые пояса?
- Что такое экосистема?
- Кому принадлежит главная роль в экосистеме? Почему?
- Какую роль выполняют в экосистеме жуки-мертвоеды, черви, микробы?
- Что такое природная зона?
- По какой природной зоне мы путешествовали на прошлом уроке?
- Каковы природные условия тундры?
- Что можете сказать о растениях? О животных?
3. Постановка проблемы урока.
(Звучит запись “Птичий концерт в лесу”, читает ученик стихотворение С.Погореловского.)
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь - мы свои!
- В этом стихотворении спрятаны тема и цели нашего путешествия. Как вы думаете, в какую природную зону отправится наша экспедиция?
- Да, это так. Тема, которую будем изучать сегодня “Леса умеренного пояса”.
- А что будем изучать?
- Побываем сегодня в роли географов, ботаников, зоологов и экологов.
5. Совместное открытие знаний.
- Кто догадался, какой цвет на карте соответствует данной природной зоне?
- Найдите на карте природную зону лесов.
- Где находится зона лесов относительно зоны тундры?
- В каком тепловом поясе она лежит?
- Что характерно для этого пояса?
- Какая она в сравнении с другими природными зонами?
- Какие части лесной зоны вы увидели? Сравните по площади.
- Теперь мы имеем представление о том, куда направляется наша экспедиция.
- А теперь поработаем в роли ботаников. Нам надо выяснить о том, какие деревья растут к югу от тундры.
(Просмотр диска “Зона лесов”)
- Какие деревья растут к югу от тундры? Что их объединяет?
- Чем отличается хвоя от листьев?
- Какое дерево составляет “исключение”?
(Сообщения детей об ели, лиственнице)
- Итак, отправляемся к югу. (Фрагмент фильма)
- Какие же деревья растут в смешанных и широколиственных лесах ? Почему они так называются?
(Сообщения про дуб, клён)
- Входим в роль зоологов. Чем они занимаются?
- Определите, чьё это меню:
- орехи, семена шишек, почки, грибы, ягоды (белка)
- Кто ещё питается кедровыми орехами? (Кедровка, бурундук).
- мясо животных: зайцев, мышей, если поймает, птиц, рыбу (волк)
- муравьи, малина, ягоды, жёлуди, орехи, лось, рыба, кабан (медведь)
- Есть ли главное отличие в пище белки, волка, медведя? Кто догадался?
- Рассмотрим животный мир данной зоны.
Растительноядные: олень, косуля, заяц, бурундук, лось, белка, кабарга, пчёлы, бабочки.
Хищники: лиса, енот, соболь, сова, филин, куница, сокол, орёл, ястреб.
Всеядные: барсук, ёж, дикая свинья, медведь, галки, синицы, тетерев.
(Сообщения: медведь, волк, лось)
-Почему среди мира животных есть много всеядных?
Работа в парах.
Дуб шелкопряд …………… (дрозд) Ель …………… дятел (короед) Микроорганизмы мухомор …………… (лось) Растения …………… рысь (заяц) …………… мышь соболь (растения) Дуб сойка …………… (сова)
(Проверка).
- У всех на столах отрывок из стихотворения С.Никулиной “Русский лес”.
Нет ничего милее
Бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет,
Накормит русский лес.
А будет жажда мучить -
То мне лесовичок
Средь зарослей колючих
Покажет родничок.
Нагнусь к нему напиться -
И видно всё до дна.
Течёт вода-водица,
Вкусна и холодна.
Нас ждут в лесу рябина,
Орехи и цветы,
Душистая малина
На кустиках густых.
Ищу грибов поляну
Я, не жалея ног,
А если и устану -
Присяду на пенёк.
- О каких отношениях говорится в этом стихотворении?
- Это стихотворение поможет вам выяснить, чем является для человека лес.
- Так чем же лес является для человека ? (Место отдыха)
- А почему лес аптека?
- Что ещё находит в лесу человек? (источник чистой воды и пищи)
- А как лес может обогреть человека? Значит, лес для человека- это источник топлива.
- Посмотрите вокруг, какие вещи из дерева вы видите?
(Источник древесины)
- А что ждёт человека в лесу? Найдите в стихотворении.
- Что делают в лесу цветы, кусты, грибы? (Растут).
- Чем для них является лес?
- Для кого ещё лес является домом?
(Дом для растений, животных, грибов).
- Чем является лес для воздуха?
(Защитник воздуха, водоёмов, почв)
- Как же лес защищает почвы? (Лес защищает почвы от ветра, а корни растений не дают почве разрушаться).
Работа в учебнике. (с.18 упр.7)
- Итак, мы экологи. Вот почему так важно заботиться о лесе, необходимо бережно относиться к его богатствам.
- Какие правила надо выполнять, если вы находитесь в лесу?
(Знаки поведения в лесу)
- не рви цветы
- не ломай деревья
- не трогай руками птичьи гнёзда
- не разжигай костёр
- не бросай мусор
- не шуми т.д.
4. Закрепление изученного.
(Работа по рядам)
1 ряд.
- Соедини стрелками деревья и лес, в котором они произрастают.
пихта | |
берёза | |
кедр | тайга |
липа | |
сосна | смешанный и широколиственный лес |
дуб | |
клён |
2 ряд.
Тест. Природная зона лесов.
1. Природная зона лесов состоит из… а) пяти частей б) двух частей в) трёх частей г) одной части 2. Самую большую территорию занимают… . а) смешанные леса б) хвойные леса в) широколиственные леса 3.Природные зоны России расположены так: а) тундра, ледяные пустыни, зона лесов: б) ледяные пустыни, зона лесов, тундра: в) ледяные пустыни, тундра, зона лесов. 4. В тайге растут: а) пихты, ели, лиственницы б) дубы, сосны, ели; в) берёзы, липы, лиственницы. 5.Лесным исполином называют… а) благородного оленя; б) лося; в) медведя.
3 ряд.
- Исправь географические ошибки:
Лесная зона расположена к северу (к югу) от зоны тундры. Природные условия в лесной зоне более суровые (более мягкие), чем в тундре. Растительный мир беден ( богат). Большую территорию зоны занимает широколиственный лес (хвойный). В лесной зоне широко распространёнными (редкими) животными являются: зубр, амурский тигр, утка-мандаринка. Лес не является (является) домом для растений, животных, грибов.
Проверка.
5. По страницам Красной книги (рассказ о растениях и животных, занесённых в Красную книгу)
6. Итог урока.
- Наш урок подошёл к концу. И я хочу чтобы вы послушали стихотворение, которое является заветом нам с вами.
Любите родную природу -
Озёра, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живём мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей.