Урок окружающего мира во 2-м классе по теме: "Леса умеренного пояса" (по программе "Школа-2100")

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. показать специфику лесной зоны; особенности сезонного климата, взаимную приспособленность живых организмов-членов экосистемы леса, отличия хвойных и лиственных лесов.
  2. развивать познавательную активность детей, умение работать с картой.
  3. способствовать формированию бережного отношения к природе.

Оборудование:

  • карта природных зон,
  • пейзажи лесов,
  • рисунки растений и животных лесов,
  • диск “Природные зоны”,
  • кассета с записью “Голоса птиц”,
  • учебник “Наша планета Земля”, 2-й класс.

Ход урока

1. Орг. момент.

Прозвенел долгожданный звонок,
Начинаем ребята урок!

2. Актуализация знаний.

- Ребята, начинаем наш блицопрос для того, чтобы вспомнить раннее изученное и применить эти знания при “открытии нового”.

- Что такое Земля?

- Какую форму имеет Земля?

- Солнце-это звезда или планета?

- Вращается ли Солнце вокруг Земли?

- От чего зависит климат на Земле?

- Какие вы знаете тепловые пояса?

- Что такое экосистема?

- Кому принадлежит главная роль в экосистеме? Почему?

- Какую роль выполняют в экосистеме жуки-мертвоеды, черви, микробы?

- Что такое природная зона?

- По какой природной зоне мы путешествовали на прошлом уроке?

- Каковы природные условия тундры?

- Что можете сказать о растениях? О животных?

3. Постановка проблемы урока.

(Звучит запись “Птичий концерт в лесу”, читает ученик стихотворение С.Погореловского.)

Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь - мы свои!

- В этом стихотворении спрятаны тема и цели нашего путешествия. Как вы думаете, в какую природную зону отправится наша экспедиция?

- Да, это так. Тема, которую будем изучать сегодня “Леса умеренного пояса”.

- А что будем изучать?

- Побываем сегодня в роли географов, ботаников, зоологов и экологов.

5. Совместное открытие знаний.

- Кто догадался, какой цвет на карте соответствует данной природной зоне?

- Найдите на карте природную зону лесов.

- Где находится зона лесов относительно зоны тундры?

- В каком тепловом поясе она лежит?

- Что характерно для этого пояса?

- Какая она в сравнении с другими природными зонами?

- Какие части лесной зоны вы увидели? Сравните по площади.

- Теперь мы имеем представление о том, куда направляется наша экспедиция.

- А теперь поработаем в роли ботаников. Нам надо выяснить о том, какие деревья растут к югу от тундры.

(Просмотр диска “Зона лесов”)

- Какие деревья растут к югу от тундры? Что их объединяет?

- Чем отличается хвоя от листьев?

- Какое дерево составляет “исключение”?

(Сообщения детей об ели, лиственнице)

- Итак, отправляемся к югу. (Фрагмент фильма)

- Какие же деревья растут в смешанных и широколиственных лесах ? Почему они так называются?

(Сообщения про дуб, клён)

- Входим в роль зоологов. Чем они занимаются?

- Определите, чьё это меню:

  • орехи, семена шишек, почки, грибы, ягоды (белка)

- Кто ещё питается кедровыми орехами? (Кедровка, бурундук).

  • мясо животных: зайцев, мышей, если поймает, птиц, рыбу (волк)
  • муравьи, малина, ягоды, жёлуди, орехи, лось, рыба, кабан (медведь)

- Есть ли главное отличие в пище белки, волка, медведя? Кто догадался?

- Рассмотрим животный мир данной зоны.

Растительноядные: олень, косуля, заяц, бурундук, лось, белка, кабарга, пчёлы, бабочки.

Хищники: лиса, енот, соболь, сова, филин, куница, сокол, орёл, ястреб.

Всеядные: барсук, ёж, дикая свинья, медведь, галки, синицы, тетерев.

(Сообщения: медведь, волк, лось)

-Почему среди мира животных есть много всеядных?

Работа в парах.

Дуб шелкопряд …………… (дрозд)
Ель …………… дятел (короед)
Микроорганизмы мухомор …………… (лось)
Растения …………… рысь (заяц)
…………… мышь соболь (растения)
Дуб сойка …………… (сова)

(Проверка).

- У всех на столах отрывок из стихотворения С.Никулиной “Русский лес”.

Нет ничего милее
Бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет,
Накормит русский лес.
А будет жажда мучить -
То мне лесовичок
Средь зарослей колючих
Покажет родничок.
Нагнусь к нему напиться -
И видно всё до дна.
Течёт вода-водица,
Вкусна и холодна.
Нас ждут в лесу рябина,
Орехи и цветы,
Душистая малина
На кустиках густых.
Ищу грибов поляну
Я, не жалея ног,
А если и устану -
Присяду на пенёк.

- О каких отношениях говорится в этом стихотворении?

- Это стихотворение поможет вам выяснить, чем является для человека лес.

- Так чем же лес является для человека ? (Место отдыха)

- А почему лес аптека?

- Что ещё находит в лесу человек? (источник чистой воды и пищи)

- А как лес может обогреть человека? Значит, лес для человека- это источник топлива.

- Посмотрите вокруг, какие вещи из дерева вы видите?

(Источник древесины)

- А что ждёт человека в лесу? Найдите в стихотворении.

- Что делают в лесу цветы, кусты, грибы? (Растут).

- Чем для них является лес?

- Для кого ещё лес является домом?

(Дом для растений, животных, грибов).

- Чем является лес для воздуха?

(Защитник воздуха, водоёмов, почв)

- Как же лес защищает почвы? (Лес защищает почвы от ветра, а корни растений не дают почве разрушаться).

Работа в учебнике. (с.18 упр.7)

- Итак, мы экологи. Вот почему так важно заботиться о лесе, необходимо бережно относиться к его богатствам.

- Какие правила надо выполнять, если вы находитесь в лесу?

(Знаки поведения в лесу)

  • не рви цветы
  • не ломай деревья
  • не трогай руками птичьи гнёзда
  • не разжигай костёр
  • не бросай мусор
  • не шуми т.д.

4. Закрепление изученного.

(Работа по рядам)

1 ряд.

- Соедини стрелками деревья и лес, в котором они произрастают.

пихта
берёза
кедр тайга
липа
сосна смешанный и широколиственный лес
дуб
клён

2 ряд.

Тест. Природная зона лесов.

1. Природная зона лесов состоит из…
а) пяти частей б) двух частей
в) трёх частей г) одной части
2. Самую большую территорию занимают… .
а) смешанные леса б) хвойные леса
в) широколиственные леса
3.Природные зоны России расположены так:
а) тундра, ледяные пустыни, зона лесов:
б) ледяные пустыни, зона лесов, тундра:
в) ледяные пустыни, тундра, зона лесов.
4. В тайге растут:
а) пихты, ели, лиственницы
б) дубы, сосны, ели;
в) берёзы, липы, лиственницы.
5.Лесным исполином называют…
а) благородного оленя;
б) лося;
в) медведя.

3 ряд.

- Исправь географические ошибки:

Лесная зона расположена к северу (к югу) от зоны тундры. Природные условия в лесной зоне более суровые (более мягкие), чем в тундре. Растительный мир беден ( богат). Большую территорию зоны занимает широколиственный лес (хвойный). В лесной зоне широко распространёнными (редкими) животными являются: зубр, амурский тигр, утка-мандаринка. Лес не является (является) домом для растений, животных, грибов.

Проверка.

5. По страницам Красной книги (рассказ о растениях и животных, занесённых в Красную книгу)

6. Итог урока.

- Наш урок подошёл к концу. И я хочу чтобы вы послушали стихотворение, которое является заветом нам с вами.

Любите родную природу -
Озёра, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живём мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей.