Элективный курс "Интерьер + дизайн" по ИЗО для учащихся 9-х классов

Разделы: МХК и ИЗО


Цель курса – дать понятие о всей эстетической, идейной и функциональной значимости интерьера и дизайна в их связи с эпохой.

Задачи курса:

  • Систематизировать и закрепить знания по многим вопросам школьного курса изобразительного искусства;
  • Ознакомить с основными методами художественного проектирования;
  • Выполнять дизайнерские проекты промышленных изделий;
  • Использовать теоретические знания основ изобразительной грамоты в работах любого вида художественного творчества (рисование, аппликация).
  • Способствовать развитию любознательности, расширять кругозор;
  • Способствовать эстетическому и трудовому воспитанию, формированию у детей вкуса;
  • Развивать умения самостоятельно приобретать, анализировать, усваивать и применять полученные знания; работать со справочной литературой, иллюстрациями, эскизами.
  • Развивать воображение, творческие способности.

Общая характеристика учебного процесса.

Программа составлена на основе программы кружка “Архитектура и дизайн”, по программам для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ.

Программа рассчитана на один год обучения, 9-й класс.

По целевой направленности программа относится к предпрофильной.

Принцип набора – по интересам. Количество обучающихся в группе – 15.

Основные формы и методы работы:

Для достижения поставленных целей предусматривается отбор основных форм и методов совместной деятельности учителя и учащихся. В связи с этим особое место в программе занимают следующие формы работы:

- индивидуальная,
- коллективная,
- творческие задания,
- лекционное занятие,
- выставка творческих работ,
- конкурс творческих работ на уровне района, области.

Основные методы обучения:

- метод проектов (позволяет развить исследовательские и творческие способности учащихся);
- монологический, диалогический, показательный:

  • преподавания: объяснительный, информационно-сообщающий, иллюстративный,
  • учения: репродуктивный, частично – поисковый, исполнительский,
  • воспитания: убеждения, упражнения, личный пример.

Средства обучения:

- видеокассеты,
- дискеты,
- журналы, вырезки.

Психологическое обеспечение программы.

Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:

  • создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях,
  • применение индивидуальных, групповых форм обучения,
  • обсуждение творческого воображения учащихся в практической и творческой деятельности,
  • формирование знаний учащихся на разных психологических уровнях.

По окончанию обучения дети должны знать:

- историю развития жанра интерьер,
- основы дизайна по оформлению интерьера,
- основные понятия, термины изучаемой области,
- правила безопасности труда.

Должны уметь:

- применять знания основных принципов оформления интерьера (угловая, квадратная композиция) на практике,
- разрабатывать эскизы декора,
- работать с дополнительной литературой,
- изготавливать своими руками декоративные украшения,
- работать с дополнительной литературой, наглядными пособиями,
- формировать собственную позицию в отношении дизайна в целом,
- вырабатывать и отстаивать свою точку зрения.

Контроль знаний и умений.

Для оценки применяется входной, текущий и итоговый контроль.

Цель входного контроля – диагностика имеющихся знаний и умений учащихся.

Формы оценки – устный и письменный опрос (тест), собеседование с учащимися.

Текущий контроль – применяется для оценки качества усвоения материала и осуществляется по результатам выполнения учащимися практических заданий.

Итоговый контроль – выставка творческих работ учащихся.

Тематическое планирование элективного курса “Интерьер + дизайн”.

Примерное тематическое планирование рассчитано:

  • 34 часа во внеурочное время, 1 час в неделю.
Раздел, тема К.ч. Содержание теоретическое Содержание практическое Примечание
1. Набор детей на элективный курс 1      
2. Введение в элективный курс. Интерьер и дизайн – как среда жизни человека. 2 Из истории дизайна, интерьера. Теоретические основы обучения.    
3. Искусство композиц. – основа дизайна. 3 1. Прямые линии и организация пространства.

2. Цвет – элемент композиционного творчества

Выполнение коллажно-графических работ с разными видами композиции

(замкнутой, раскрытой, свободной).

а) создание композиций из произвольного количества простейших цветных геомметр. фигур в теплой и холодной гамах по принципу цветовой сближености или контраста;

б) ритмом, характером и цветом мазка выразить ощущение или событие (шум дождя, тишина, суматоха).

 
4. Дизайн – средство создания пространствено-вещной среды интерьера. 3 Основные принципы оформления интерьера. Знакомство с перспективным построением комнаты. 1. Угловая композиция.

2. Квадратная композиция.

3. Создание схемы предметной компоновки.

 
5. Тенденции. Свежие источники декора. 6 1. Роль материала, фактур и цветовой гамы.

2. Идеи для стен.

1. Разработка эскизов обоев.

2. Полоска.

3. Флора и фауна.

4. Цвета Азии.

 
6. Эпоха имеет свое лицо. 6 1. Стиль и интерьер.

2. Интерьер и вещь:

а) легкие, прозрачные конструкции;

б) кресла и стулья;

в) диванные группы;

г) столы;

д) стеллажи.

Эскизы – проекты мебели или отдельных предметов (рисунки, аппликация, коллаж).  
7. Проектирование зон квартиры или дома. 10 1. Идеи для прихожей

2. Сердце дома кухня.

3. Проект гостиной.

4. Детская, спальня.

5. Идеи для ванной.

Проектирование зон квартиры в любой технике.  
8. Декоративные украшения. 3 “Маленькие в большом”.

Декоративное оформление интерьера.

1. Вещи, вазы, посуда - элементы декора.

2. Своими руками.

 

Тема: Введение в элективный курс. Интерьер и дизайн как среда жизни человека.

Цели:

  • Закрепить знания детей о дизайне,
  • Развивать новые знания и навыки,
  • Воспитывать интерес к мебели, эстетический вкус.

Материалы: Бумага, краски, цветная бумага, кисти, клей, ткань.

Оборудование:

  • отобранные образцы обоев,
  • фотографии художественно разработанных интерьеров,
  • художественные эскизы,
  • работы детей.

Из истории дизайна.

Дизайн – что такое? Возникновение дизайна.

Жизнь идет, и история развивается по не всегда понятным нам законам. XIX век был веком гуманитариев – веком литературы, поэзии, музыки. 20 век, как бы наверстывая технические упущения XIX века, стал веком техники, веком научных открытий. Ученые предполагают, что 21 век должен стать веком человека, то есть помочь ему примириться с миром техники, освоиться в нем.

В 1921 году в Москве открыли учебное заведение, названное ВХУТЕМАС – Высшие художественно-технические мастерские, позднее преобразованные во ВХУТЕИН – Высший художественно-технический институт. ВХУТЕМАС и ВХУТЕИН занимались художественно – конструкторскими разработками, впервые в проектировании распространилось такое понятие, как пропедевтика, что в переводе с греческого означает “предварительное изучение”, “Исследование”, в наше время этот этап работы называется предпроектный анализ.

Художники искали новые формы, новые решения обычных предметов, этого требовала жизнь, изменившаяся социальная структура страны, новый быт. Возьмем для примера обычный стул. В начале века в Талашкинских мастерских группой талантливых авторов были разработаны и изготовлены образцы стульев. Стулья были удобные, устойчивые, выполненные из привычного материала – из дерева, их украшала резьба. Эти прекрасные стулья, адресованные рядовому покупателю, требовали прикосновения человеческой руки, резьба была всегда индивидуальна, но цена стульев сравнительно высока…

Другой пример – стул, созданный художником-конструктором В.Татлиным, преподавателем ВХУТЕМАСа. От талашкинских стульев его обделяют примерно полтора десятилетия. Стул Татлина прост по конструкции, требует мало материала, технологичен, учитывает особенности строения человеческого тела. Социалистический быт требовал простых, удобных вещей, выпущенных промышленным способом в достаточном количестве.

Как уже говорилось, идеи разрабатывались во многих странах одновременно, однако мы можем назвать точную дату и место рождения дизайна: США, 1928 год, именно в этом году возникает несколько дизайнерских фирм.

Слово “дизайн” в переводе с английского означает: мысль, идея, проект. В 1928 году экономический кризис парализовал Соединенные Штаты, и выход из этого кризиса был один – создание конкурентоспособных товаров для мирового рынка. Стал необходимым союз художественной и инженерной мысли, только он мог обеспечить рынок красивыми, удобными, надежными и дешевыми изделиями.

В учебнике по дизайну, выпущенном в США, была приведена притча, которая и сейчас является самым наглядным определением сути дизайна: “один бедный старик делал ножи для чистки картофеля и продавал их на рынке в маленьком городке. Рынок насытился, и ножи перестали покупать. Старик обратился за помощью к художнику. Художник покрасил нож, сделал его нарядней. Несколько ножей удалось продать. Старик обратился к дизайнеру. Дизайнер изменил форму ножа, сделал его значительно удобнее и, отказавшись от декора, покрасил нож в цвет картофельных очисток. Новый нож привлек внимание покупателей… Ножи нравились, их покупали, к ним привыкали и … их выбрасывали, случайно вместе с очистками. Спрос на ножи возрос.” Замысел дизайнера был точен: через форму и функцию к экономической выгоде.

Дизайн – новый вид деятельности, который возник как синтез искусства и техники, мысли художника и инженера. Можно условно назвать дизайнера автором проекта, но это будет только условно. Дизайнер может быть, например, автором выставочной экспозиции, но без работы методиста, конструктора, светотехника ему не обойтись, экспозиция не будет полноценной. В создании искусственных спутников и ракет тоже участвуют дизайнеры, но нельзя же назвать дизайнера автором ракеты. Дизайн опирается не только на инженерную мысль, но и на науку. Основная наука, питающая дизайн, называется техническая эстетика. Слово “эстетика”, доставшееся нам от древних греков, переводится как “чувственное восприятие прекрасного”. Трудно соединить это понятие с техникой? Для начала, пожалуй, так. Но вот в Нью-Йорке, в музее современного искусства почтенное место заняла пишущая машинка “Валентино” дизайнера Этторе Сотсаса. Рядом с картиной и скульптурой – пишущая машинка, произведение искусства и одновременно утилитарный предмет, серийное изделие, пришедшее в сотни домов.

Создание нового интерьера.

Создание нового интерьера – всегда творчество, в основе которого лежат наши собственные представления об уюте и комфорте. Одним словом, дом начинается с мечты, а мечта имеет определённый цвет.

Дизайнеры и психологи считают, что из всех составляющих интерьера именно цвет оказывает на нас наиболее сильное воздействие. Мы воспринимаем его эмоционально, а он в свою очередь создает наше настроение: бодрое, оптимистичное или унылое, пассивное, деятельное или расслабленное, агрессивное или дружелюбное. А от этого в конечном счете зависят все аспекты человечной жизни.

Цвет может настраивать на любовь, общение, уединение, он вдохновляет, угнетает, успокаивает, волнует, радует… Соприкосновение с ним человека – это всегда диалог, требующий интуиции и знания. Безусловно, рекомендации дизайнеров помогут в выборе тонов и гармоничных сочетаний, но окончательное решение остается за вами: ведь главное – индивидуальные предпочтения, основанные на ассоциациях, воспоминаниях, впечатлениях… Словом, наиболее верный цвет – тот, что вам по душе. И если, скажем, вы любите осень, то остановитесь на золотисто-желтом колере. Поклонникам морских путешествий подойдет прохладный зеленовато-синий. А натурам сентиментальным напомнят о детстве нежные занавески в цветочек – такие же, как в доме любимой бабушки.

Тема: Искусство композиции – основа дизайна. Прямые линии и организация пространства.

Цели:

  • Закрепить знания детей об композиции,
  • Развивать умение видеть линии в окружающей действительности.

Материалы:

  • бумага белая и черная,
  • клей,
  • ножницы,
  • тушь,
  • фломастеры.

Оборудование:

  • репродукции работ художников,
  • работы детей.

Композицию в дизайне можно рассматривать как процесс гармонизации формы изделия, интерьера, в которых определяются и приводятся к единому все характеристики формы. Существуют два основных вида композиции: объемно-пространственная и плоскостная. Основные типы композиции: симметричная и асимметричная, фронтальная и глубинная. Дизайнер заботится о гармоничном соотношении частей и целого, о композиционной целостности.

Тектоникахудожественно-осмысленное выражение степени напряженного состояния материальной формы.

Во многом приемы и средства композиции в дизайне зависят от используемых материалов и технологии производства. Например, современный вид посуде придает не только использование полимерных материалов, но и построение ее формы на основе геометрических тел, их взаимопроникновений. Если старинный деревянный шкаф был похож на резной терем с многочисленными открывающимися дверками, то сегодня популярны шкафы-купе из древесных или пластиковых плит с большими дверями, свободно двигающимися по полозьям влево или вправо. Такая конструкция помогает совместить сразу книжный и платяной шкафы, а также пространство для хранения гладильной доски, утюга, пылесоса и другой бытовой техники. Подобный шкаф очень подходит для современных небольших квартир.

Поскольку композиция объектов дизайна понимается как достижение гармоничного единства составляющих как самого объекта, так и окружающей среды, то естественно возникает вопрос об их стилевом единстве. Здесь уместно вспомнить наиболее яркие стили, существовавшие в истории культуры. В Древнем Египте, Древней Греции, Древнем Риме архитектурная и предметная среда создавались в определённом единстве. По форме и декору интерьеров, костюмов, мебели, посуды и других предметов быта можно определить их стилевую принадлежность. Предметам материальной культуры готики, ренессанса, барокко, классицизма и модерна присуще своё стилевое единство.

Современные интерьеры, костюму, сервизы также могут создаваться на основе различных исторических стилей. В то же время стилевое единство объектов дизайна является более широким понятием, чем простое подражание готике, барокко или даже кубизму. Когда говорят, что все предметы какого-нибудь интерьера находятся в определённом единстве между собой, то имеют в виду их соответствие по форме, пропорциям, массе, цвету и декору.

Интересно отметить, что могут быть удачные композиционные решения интерьеров, построенные на эклектике, то есть сочетании в одном пространстве разных стилей.

Выразительность композиции интерьера достигается за счет его гармоничного цветового решения, ритмической организации пространства, разнообразия текстуры и фактуры отделочных материалов, продуманного подбора мебели и освещении.

Задания:

Расположить на формате один большой прямоугольник из черной бумаги и, обрезая его, добиться баланса массы и поля.

Выполнение коллажно-графических работ с разными видами композиций (замкнутой, раскрытой, свободной).

Творческое задание “Контраст”. Композиция из пересекающихся между собой линейных фигур (геометрических и др.). Заполнение пересечения по принципу контраста (часть черной фигуры, закрытая соседней, должна быть белой, и наоборот; фон нейтральный, серый).

Литература.

  1. Журнал “Самая”, март 2005 год.
  2. Ж-л “Тамек” (Таганрынский мебельный комбинат, ООО Тамек ).
  3. Ж-л “Юный художник” №7 /1989 г., ст. “Что такое дизайн?” ст. 42-45.
  4. Ж-л “Юный художник”, №8 /90 г., ст. “Рисунок на ткани”, ст. 28-30.
  5. Жур-л “Интерьер и дизайн”, апрель 2006 г.
  6. Ж-л “Лиза. Мой уютный дом”, апрель 2006 год.
  7. Журнал “Интерьерный объект 31. Лучшие интерьеры”, июль-август 2006 г. (№49).
  8. Практический журнал “Идеи вашего дома”, №7/2006 год.
  9. Неменский Б.М Программа “Изобразительное искусство и художественный труд”, “Просвещение”, 2005 г.
  10. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. “Дрофа”, 2002 г.