Задачи урока:
Образовательные:
- Знать способы работы с элементами текстового редактора WORD.
- Уметь создавать документы в текстовом редакторе WORD.
Развивающие:
- Способствовать развитию творческих способностей учащихся.
- Способствовать формированию мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение).
- Способствовать развитию интереса к предмету.
Воспитательные:
- Воспитывать коммуникативную культуру.
Материально техническое оснащение:
- Компьютеры с операционной системой Windows’98, Windows XP.
- Программное обеспечение Microsoft Office: Word ’98, Word XP.
- Мультимедийный проектор. Экран.
- Лазерный принтер Canon LPB
- Дискеты 7 шт.
- Вопросы – 14 шт.
- Тест – задания – 4 шт.
- Раздаточный материал для групп – 10 шт.
- Листы для рефлексии – 14 шт.
- Листы с вопросами по домашнему заданию – 14 шт.
- Магнитная доска, маркеры, магниты.
План урока:
- Социологизация знаний и целеполагание. (Орг. момент – 2 мин)
- Актуализация опорных знаний. (5 мин)
- Здоровье сберегающий элемент. (2 мин).
- Выполнение индивидуальных работ за компьютером. (22 мин)
- Подведение итогов урока. (5мин)
- Домашнее задание. (2 мин)
ХОД УРОКА
1. Социологизация знаний.
Учитель: Посмотрите, ребята, на тему сегодняшнего урока “Умело ограненный алмаз становится бриллиантом” – она выбрана не случайно. Ко мне подошла завуч нашей школы с предложением сделать анонс неделе естественно-математического цикла. Надо выпустить газету с помощью компьютера. Я подумала, а почему бы и нет. Тем более мы завершаем с вами изучение текстового редактора WORD.
На предыдущих уроках очень много говорили о возможностях и применении текстового редактора как настольной издательской системы, учились и создавали различные документы.
Как вы думаете, почему я выбрала такое название теме?
Целеполагание. (Готовность к огранке алмазов)
Учитель: А я вам отвечу. Потому что мы с вами и создадим эту газету из материалов, приготовленных учителями-предметниками – это будут наши алмазы. Путем их огранки и обработки попытаемся получить бриллиант – газету. Назовем нашу газету так:
ПИСК – Познавательно Интересно Содержательно Красиво
(закрепляем его магнитами на доске)
2. Актуализация опорных знаний
Учитель: Сначала проверим ваши теоретические знания по текстовому редактору.
Две группы учеников работают одновременно.
1 группа – 4 человека. Отвечают письменно по тестам.
2 группа – 10 человек. Теоретический опрос.
ТЕСТ
Каждой клавише или сочетанию клавиш со своим номером соответствует свое назначение с буквой. Поставьте в колонку ответов букву, соответствующую номеру.
№ | Клавиши | Назначение клавиш | Буква |
1 | Shift + > | Стирание символа справа от курсора | В |
2 | Ctrl + Home | Отмена выделения | С |
3 | Page Up | Выход из редактора с сохранением документа | - |
4 | Delete | Замещение букв | В |
5 | End | Окончание ввода абзаца | И |
6 | Alt + F4 | Отмена промежуточной команды | Р |
7 | Caps Lock | Выделение слов, строки вправо | Б |
8 | Shift + F1 | Смена регистра букв у выделенного фрагмента | Л |
9 | Esc | Стирание символа слева от курсора | Я |
10 | Page Down | Перемещение курсора на первую букву текста | Р |
11 | Insert | Клавиша перехода в набор прописными буквами | С |
12 | Enter | Листание экранной страницы вниз | А |
13 | F4 | Вывод параметров форматирования текста | П |
14 | Alt + BackSpace | Листание экранной страницы вверх | А |
15 | BackSpace | Перемещение курсора на последнюю букву строки | О |
Ответ
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
Учитель: Со второй группой сыграем в игру “Битики” – аналог игры “Крестики-нолики”, немного изменив правила игры. Необходимо заполнить все игровое поле 0 и 1.Выигрывает та команда, чьих знаков – верных ответов на поле будет больше.
Учащиеся делятся на две команды.
1 команда – “Нолики” | 2 команда – “Единички” |
На доске магнитами закреплено поле с вопросами (3 х 3 = 9 вопросов).
Ну а первым выберет и задаст вопрос тот, кто правильно ответит на мой вопрос:
- О какой операционной системе идет речь в песне:
Он мне дорог с давних лет
И его милее нет –
Этих окон негасимый цвет. (Windows- окна)
Итак, начинаем! Номера вопросов закодированы через двоичную систему счисления.
(Заполняется “0” и “1” по мере ответов ребят)
|
01 – 1 101 – 5 11 – 3 111 – 7 10000 – 16 1010 – 10 010 – 2 1110 – 14 1000 – 8
(Приложение 1 - Варианты вопросов розыгрыша и самих вопросов к игре “Битики”)
Учитель: Спасибо, мы повторили основные функции и возможности текстового редактора WORD. Команда “Нолики получает” – …, а команда “Единички” получает – ….
3. Здоровьесберегающий элемент урока.
Учитель: Далее вам ребята предлагается начать работу в парах по созданию документов –огранке наших небольших алмазов. Настроиться на эту нелегкую работу нам поможет простое упражнение. Существует много различных способов настроиться на работу. Я предлагаю вам один из них.
- Сядьте поудобнее на стуле, запрокиньте ногу на колено, придержите ее руками, закройте глаза. Это поза бесконечности. Сосредоточьтесь над знаком бесконечность – вытянутая горизонтальная восьмерка. Она находится над вашим теменем, плавно колеблется над вашей головой. Вы его ярко представили. Постарайтесь удержать это изображение в вашем мысленном образе в течение нескольких секунд. (Пауза – молчание в течение 5 сек.) Спасибо! Откройте глаза ребята. Когда человек сталкивается с бесконечностью, он невольно задумывается о своем здоровье.
Компьютер для нас – это не только развлечение, но и инструмент для серьезной работы. Поэтому мы должны помнить и соблюдать правила поведения и техники безопасности при работе с ЭВМ.
4. Выполнение индивидуальных работ за компьютером. (Огранка алмаза)
Приступаем к работе. Обратите внимание на критерии оценки создаваемых документов:
Эстетичность оформления (рамки, вензеля, картинки, соответствие текста и рисунка);
Читаемость текста (размер шрифта, стиль шрифта, расположение на листе, межстрочные интервалы);
Каждый законченный документ сохранить на дискете и распечатать. Готовый печатный экземпляр прикрепить магнитом на доске под заголовком газеты.
(Во время работы учащихся за компьютерами звучит классическая музыка. Учитель оказывает консультационную помощь)
Тем, кто выполнит основное задание, будет предложено – дополнительное (либо набор нового документа, либо разгадать кроссворд)
4. Итог урока.
Слово учителя:
Итак, позади не одна неделя упорного труда. Используя различные возможности текстового редактора, как настольной издательской системы, мы огранили каждый текст – алмаз и получили пусть небольшой, но свой первый бриллиант – школьную газету. (Приложение 2 – варианты готовых страниц газеты)
Посмотрим что удалось, а что нет (замечания учащимся и оценка работы)
Все приобретенные в процессе работы знания еще не раз помогут вам, пригодятся в дальнейшей вашей жизни.
А теперь, в конце урока хочется, чтобы вы выразили свое отношение к нашей сегодняшней работе и всему уроку в целом. Ответьте на вопросы в листах рефлексии и сдайте их мне. (Учащимся выдаются листки с рефлексивным заданием)
6. Домашнее задание
1. Записать в тетради список профессий, где используют ПК как настольную издательскую систему.
2. (Задание выдается на заранее заготовленных листах.)
Заполнить сравнительную таблицу “Обработка и хранение информации”, указав недостатки при использовании пишущей машинки и преимущества компьютерной технологии по следующим критериям:
1) проблемы редактирования,
2) хранение информации (объем),
3) возможность одно- и многократного использования,
4) копирование информации,
5) передача информации.
Ручная запись текстов | Создание текстов на компьютере |
Хранение на бумажном носителе | Хранение текстов на магнитном носителе в виде файлов. |
Недостатки бумажной технологии | Преимущества компьютерной технологии |
1. 2. 3. 4. 5. |
1. 2. 3. 4. 5. |
3. Дополнительное задание для тех, кто хочет получить две оценки: по физике и информатике. В текстовом редакторе создать сложный кроссворд по физике, по предложенному образцу и отгадать зашифрованную фразу.
( Листы с ребусом выданы заранее – приложение 3)
Благодарю всех, кто принимал участие в подготовке данного урока.