Цели:
Образовательная:
- формировать умения распознавать существительные женского рода с ширящим звуком на конце.
Развивающая:
- развивать активную работу слухового, зрительного и речедвигательного анализаторов.
Воспитательная:
- воспитывать ценность межличностных отношений у детей;
- вызывать положительную мотивацию к учению.
Оборудование:
- Образцы букв.
- Таблица-правило.
- Рисунок к сказке (домики).
- Запись (магнитная).
- Магнитная доска.
- Карточки для дифференцированной работы.
План урока:
I. Организационное начало
- Приветствие
- Объявление темы урока
II. Основная часть
- Минутка чистописания
- Введение в тему
- Объявление цели урока
- Словарная работа
- Динамическая пауза
- Словообразовательная работа
- Закрепление темы
- Динамическая пауза
- Работа по учебнику
III. Заключительная часть
- Домашнее задание
- Итог урока
- Оценивание
Ход урока
I. Организационное начало
1. Приветствие
Аналитическая деятельность
- Сядет тот, у кого в имени или фамилии есть звуки Ж, Ш, Щ, Ч.
- Рома, Артур, Ильгиз – а вы вспомните слова, где есть эти звуки.
Аналитико-синтетическая деятельность
2. Объявление темы урока
- Сегодня на уроке какие дежурные звуки?
(ж, ш, щ, ч)
- Как их назовем одним словом?
(шипящие звуки)
- Тема сегодняшнего урока “Мягкий знак на конце имен существительных после щипящих”.
II. Основная часть
1. Минутка чистописания
Запись числа.
- Еще раз назовите дежурные звуки.
- Какие буквы им соответствуют?
Выставить буквы Ж, Ш, Щ, Ч
- Что вы можете о них сказать?
(Согласные, шипящие, ж, ш – всегда твердые; ч, щ – всегда мягкие.)
- При письме обратите внимание на нижнее соединение согласных букв с мягким знаком.
- Напишите.
(Показываю на доске образец – шьжьщьчь.)
Аналитическая деятельность
- Назовите особенную букву.
- Почему?
2. Введение в тему
- Послушайте сказку.
Было прекрасное утро. Ь вышел на прогулку. Шел он, шел. Устал. Идти дальше невмоготу.
Но тут он увидел домишко глиняное с соломенной крышей. На земле камней видимо-невидимо. Ь больно стукнулся ножкой о камень. Прихрамывая подошел он к двери; ни замка, ни ручки. Стал он в дверь стучать. Никто не откликнулся. В этом домишке жили имена существительные мужского рода с шипящими на конце. И были они такие лодыри, что поленились дверь открыть.
Отправился дальше Ь. Идет и видит: другой домик стоит, красивый. В этом доме жили имена существительные женского рода с шипящими на конце. В дверь постучал. Впустили Ь в дом. Напоили, накормили, отдохнуть уложили.
Долго гостил у них Ь, да так подружился, что и остался в семье существительных женского рода с шипящими на конце навсегда.
3. Объявление цели урока
-Сегодня мы будем упражняться в правописании Ь на конце имен существительных после шипящих.
- Повторим правило.
- Когда пишется Ь на конце имен существительных после шипящих?
- А когда не пишется Ь на конце имен существительных после шипящих?
4. Словарная работа
- Дома вы должны были устно выбрать из словаря имена существительные с шипящими на конце.
1) – Назовите эти слова.
Активизация памяти
- Записываем сразу с комментированием.
(Товарищ, овощ, карандаш)
2) – Доскажите слово.
В трудную минуту товарищ предложит свою помощь.
3) – Составьте предложение со словом помощь.
А я подобрала пословицу.
Всякая помощь хороша вовремя.
а). Объясните смысл пословицы.
б). Обратите внимание на орфограммы.
в). Зрительный диктант.
Дифференцированная помощь. _________ ________ь х______а вовремя.
г.) Проверка.
5. Динамическая пауза
Чижик спал и вдруг проснулся.
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Утром солнце лишь проснется
Чижик кружится и вьется.
- В этом стихотворении о ком говорится?
- Отыщите однокоренное слово с шипящим на конце. Определите род имени существительного.
6. Словообразовательная работа
- Продолжим отыскивать спрятанные однокоренные существительные с шипящими на конце и напишем их в два столбика: м.р., ж.р.
(На карточке: чижик, вещичка, моржовый, ключик, печка, брошка)
Первые два слова на доске.
Дифференцированная помощь. Чижик
7. Закрепление темы
- Я читаю текст “Помощь”, а вы выберите имена существительные с шипящими на конце и напишите с тетрадь. (самостоятельно).
1 ученик работает у доски.
- По тропе бежал малыш.
Растерзал бы хищный сыч,
Если бы не мама-мышь.
Им помог густой камыш.
- Кто помог маленькой мыши?
- Помощь была вовремя?
8. Динамическая пауза
Упражнения для снятия усталости в суставах и мышцах под музыку.
9. Работа по учебнику
Упражнение 462.
Развитие вербальной памяти.
- Прочитайте задание.
- Использовав слова из упражнения я составила текст. Но первое предложение рассыпалось. Вам нужно его восстановить.
1). Луч, первый, солнца, выглянул.
(списывание с комментированием).
Аналитико-синтетическая деятельность
Развитие слуховой памяти
2). Письмо под диктовку.
Товарищ пригласил меня на рыбалку.
- Синтаксический анализ. Таблица.
3). Спишите предложение, убрав лишние имена существительные.
Нам попался лещ, ерш, окунь, карась.
Дифференцированная помощь. Окунь, карась.
Аналитико-синтетическая деятельность
- Прочитайте свое предложение.
- Какие имена существительные лишние? Почему?
- Кому я помогала в течение урока выполнять задания?
- Прочитай еще раз пословицу.
III. Заключительная часть
1. Домашнее задание
- Об этом говорится в упражнении, которое вы будете выполнять дома. Упражнение 463.
2. Итог урока
- Когда пишется Ь на конце имен существительных после шипящих?
- А в именах существительных мужского рода после шипящих?
3. Оценивание