Пояснительная записка
В настоящей программе предложена структура элективного курса физики для предпрофильной подготовки учащихся основной школы по методической литературе А.В. Усовой, А.А. Пинского, Л.А. Ивановой, В.И. Андреева, Ц.Б. Кац, С.Е. Каменецкого и по материалам Российского Национального Комитета по Защите от Неионизирующих Излучений, составлена с учетом нормативных документов в соответствии со стандартом основного общего образования по физике “Вестник образования” №13 июль 2004 г. Сборник приказов и инструкций министерства образования России.
Физика рассматривается как фундамент естественнонаучного образования, философии естествознания и научно-технического прогресса. Физика как наука имеет своей предметной областью общие закономерности природы во всем многообразии явлений окружающего нас мира. Характерные для современной науки интеграционные тенденции привели к существенному расширению объекта исследования по сравнению с физикой ХIХ века, включая космические явления (астрофизика), некоторые явления живого мира и свойства живых объектов (биофизика, молекулярная биология), информационные системы (полупроводниковая, лазерная и криогенная техника как основа ЭВМ). Физика стала не только теоретической основой современной техники, но и её неотъемлемой составной частью, они органически переплелись друг с другом. Энергетика (в частности, ядерная и термоядерная), связь (лазеры, волоконная оптика) - это создание материалов с заранее заданными свойствами и т.п. - убедительные примеры взаимопроникновения физики и техники, физики и медицины, физики и здоровья. Этим определяется образовательное значение учебного предмета.
Целесообразность включения в состав курса предпрофильной подготовки уроков, посвященных здоровьесберегающему образованию основана на здоровьесохранных принципах обучения и воспитания школьников через материал изучаемого предмета, который будет способствовать не только сохранению здоровья школьников через знание конкретного материала, а и выбору будущей профессии, так как тема “Электромагнитное поле и здоровье” охватывает множество профессий.
Здоровьесбережение предпрофильной подготовки через элективные курсы по теме “Электромагнитное поле и здоровье” при обучении физике напрямую связано с содержанием изучаемого материала. В век информационных технологий ученика необходимо информировать через активные формы обучения о вредном воздействии электромагнитного поля на организм человека, о последствиях этого влияния и о мерах предосторожности. От того, как будет организовано занятие, насколько правильно учителем будет вложено в содержание понятий "развитие творческих способностей", "развитие мышления", "формирование мировоззрения", зависит выбор учащегося будущей профессии и здоровье обучающихся.
Реализация идеи профильности старшей ступени, ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора – предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности. Соответственно, особую важность приобретают задачи предпрофильной подготовки 9-классников – как комплексной их подготовки к жизненно важному выбору. Уже в 9-м классе основной школы ученик должен будет получить информацию о возможных путях продолжения образования и при обработке полученной информации, при работе в связи с этим увеличивается, причем совершенно конкретно, в отношении территориально доступных ему образовательных учреждений, - оценить свои силы и принять ответственное решение.
Общая направленность занятий
Главная цель курса - формирование современных научных знаний о сохранении здоровья как единой физической системе и возможностях законов физики в здоровьесохранной деятельности человека.
В задачи курса входят:
- формирование целостной естественнонаучной картины мира;
- формирование знаний учащихся об организме человека как единой физической системы;
- организация здоровьесохранной деятельности учащихся;
- разработка педагогических технологий по программе курса.
Создание условий для формирования и развития у учащихся 9-го класса:
- интеллектуальных и практических умений в области сохранения здоровья при изучении “Электромагнитного поля” из курса физики, позволяющих исследовать явления, процессы при изучении данной темы;
- интеллектуальных и практических умений в области физического эксперимента, позволяющих исследовать явления; процессы при изучении темы: “Электромагнитное поле и здоровье”;
- интереса к изучению физики и проведению физического эксперимента;
- умения самостоятельно приобретать и применять знания;
- творческих способностей, умения работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения:
- наблюдать и изучать законы электромагнитного поля
- описывать результаты наблюдений, с точки зрения сохранения здоровья;
- выдвигать гипотезы;
- характеризовать необходимые приборы для измерения ЭМП;
- анализировать результаты измерений представленных в виде таблиц и графиков;
- интерпретировать результаты эксперимента;
- делать выводы;
- обсуждать результаты эксперимента, участвовать в дискуссии.
Перечисленные умения формируются на основе следующих знаний:
- цикл познания в естественных науках: факты, гипотеза, эксперимент, следствия;
- цикл познания понятий, законов, теории, методов физической науки;
- о широких возможностях применения электромагнитного поля
- о влиянии ЭМП на здоровье
- роль эксперимента в познании;
- соотношение теории и эксперимента в познании;
- электротранспорт и здоровье человека;
- спутниковая связь и здоровье человека;
- линии электропередачи и здоровье человека;
- сотовая связь и здоровье человека;
- электропроводка и здоровье человека;
- радары и здоровье человека;
- бытовые электроприборы и здоровье человека;
- персональный компьютер и здоровье человека;
- теле-радиостанции и здоровье человека.
Внедрение программы основано на технологии саморазвития учащихся, где учитель является не единоличным субъектом учебно-воспитательного процесса, а выступает в роли консультанта. Педагогическая практика показывает, что в условиях информационно- ориентированного общества, когда одной из важнейших ценностей является информация, знание, организовывать обучение следует с позиций самого ребенка, его опыта и ценностных ориентации. Витагенное обучение позволяет рассматривать ученика в качестве равноправного участника процесса познания, в качестве носителя ценностного знания. При таком подходе ученик является не только объектом, но и субъектом познавательной деятельности.
Достижению этой цели во многом должно способствовать не только само содержание учебного материала, но и подход к изучению основ здоровьесбережения. В процессе занятий целесообразно обратить внимание учащихся на целый ряд интересных и во многом поучительных моментов сохранения здоровья при изучении темы “Электромагнитное поле и здоровье””, при этом преемственность теорий, взаимосвязь теории и наблюдений (эксперимента), роль интеграции достижений различных наук в процессе разработки сложнейших научных проблем.
В процессе изучения курса учащиеся знакомятся с элементарными понятиями о природе электромагнитного поля (ЭМП), его составляющих и единицах измерения, которых достаточно для восприятия излагаемого далее материала школьником, не являющимся специалистом по электромагнитным полям. Ознакомление учащихся с такого рода материалом, может стать первым шагом на пути ее более глубокого познания в процессе дальнейшего обучения, возможного в классах физико-математического профиля.
Содержание программы
Примерная учебная программа курсов по физике в составе предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов составлена на основании документов Министерства образования РФ и рассчитана на 34 часа в год, из расчета два часа в неделю.
Необходимо сделать акцент на изучение;
- понятий, законов, особенностей электрического поля; магнитного поля; электромагнитного поля; основные характеристики электрического, магнитного и электромагнитного поля; электромагнитные волны, классификация электромагнитных волн по частоте, особенности деления ЭМП на “ближнюю” и “дальнюю” зоны; основные термины и сокращения; как действует ЭМП на здоровье человека, каковы последствия и как предотвратить вредное воздействие ЭМП.
- понимания графических представлений, диаграмм результатов произведенных исследований, измерений;
- наблюдений физических явлений по плану проведения наблюдений и предоставления отчета наблюдений по определенному плану индивидуально и в группах;
- выполнение самостоятельных исследований в соответствии с этапами цикла познания: наблюдение явления, выдвижение гипотезы (гипотез), планирование проверочного эксперимента, подбор приборов и материалов для его проведения, представление результатов эксперимента, построение вывода. Защита и обсуждение результатов исследования (дискуссия).
Общие вопросы курса по выбору в составе предпрофильной подготовки учащихся
Введение
История исследования действия электромагнитного поля и его влияние на организм человека.
Понятия, законы, особенности
Электрического поля; магнитного поля; электромагнитного поля. Основные характеристики электрического, магнитного и электромагнитного поля. Электромагнитные волны, классификация электромагнитных волн по частоте, особенности деления ЭМП на “ближнюю” и “дальнюю” зоны; основные термины и сокращения.
Биологическое действие электромагнитных полей. Последствия действия ЭМП для здоровья человека: влияние на нервную систему, на иммунную систему, на эндокринную систему и нейрогуморальную реакцию, влияние на половую функцию и другие медико-биологические эффекты.
Роль модуляции ЭМП в развитии биоэффекта. Комбинированное действие ЭМП и других факторов.
Санитарно-гигиеническое нормирование электромагнитных полей. Основы системы санитарно-гигиенического нормирования электромагнитных полей в России.
Приборы для измерения ЭМП
Основные источники ЭМП
- Электротранспорт и здоровье человека.
- Спутниковая связь и здоровье человека.
- Линии электропередачи и здоровье человека.
- Сотовая связь и здоровье человека.
- Электропроводка и здоровье человека.
- Радары и здоровье человека.
- Бытовые электроприборы и здоровье человека.
- Персональный компьютер и здоровье человека.
- Теле-радиостанции и здоровье человека.
- Куда обратиться с вопросами.
Лабораторные работы (указаны ориентировочно):
Бытовые электроприборы и здоровье человека
Приобретая бытовую технику проверяйте в Гигиеническом заключении (сертификате) отметку о соответствии изделия требованиям "Межгосударственных санитарных норм допустимых уровней физических факторов при применении товаров народного потребления в бытовых условиях", МСанПиН 001-96;
- Опишите по предложенному учителем плану, используя паспортные данные, одного (на свой выбор) примера бытовой техники, имеющегося у Вас с точки зрения влияния на здоровье, используя МСанПиНы.
- К потенциально неблагоприятным источникам магнитного поля промышленной частоты в квартире относятся холодильники с системой “без инея”, некоторые типы “теплых полов”, нагреватели, телевизоры, некоторые системы сигнализации, различного рода зарядные устройства, выпрямители и преобразователи тока – спальное место должно быть на расстоянии не менее 2-х метров от этих предметов если они работают во время Вашего ночного отдыха;
- Измерьте минимальное расстояние от одного потенциального неблагоприятного источника магнитного поля промышленной частоты в Вашей квартире до ближайшего спального места и опишите наибольшее его влияние на здоровье.
Сотовая связь и здоровье человека
Исследования возможного влияния биологического действия электромагнитного поля элементов систем сотовой связи в средствах массовой информации.
Самостоятельные исследования
- Представьте план размещения бытовых электроприборов в Вашей квартире, проанализируйте с точки зрения здоровья и предложите Ваш вариант расположения бытовых приборов наиболее здоровьесохраняющий
- Компьютер как источник переменного электромагнитного поля
- Влияние на здоровье пользователя электромагнитных полей компьютера.
Рабочая программа
Рабочая программа составлена на основе Рекомендаций об организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы в рамках эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях на 2003-2004 учебный год (письмо Минобразования России от 20.08.2003 г. № 03-51-157 ин/13-03), (Приложение 3) утвержденной приказом Министерства Общего и Профессионального образования Республики Тыва “О проведении эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования” от 23 июля 2004 года за № 419-д в соответствии с Концепцией модернизации российского образования профильного обучения на старшей ступени общего образования.
Цели или задачи дисциплины: Ознакомить учащихся с элементами здоровьесбережения при изучении физики электромагнитного поля для предпрофильной подготовки 9-классников в соответствии с Концепцией модернизации российского образования профильного обучения на старшей ступени общего образования их профессиональными интересами в отношении продолжения образования.
Форма контроля: баллы, в соответствии с критериями соответствующего портфолио
В таблице 1 представлено примерное распределение часов в проекте программы элективного курса по теме “Электромагнитное поле и здоровье” по проведению лекционных занятий, практических лабораторных и самостоятельных исследований
Таблица 1
Тема | Кол. Час. |
Тематика лекционных занятий: 10 часов |
|
ВВЕДЕНИЕ. Знакомство с правилами
оформления лабораторных и творческих заданий ВВЕДЕНИЕ. Знакомство с курсом “Электромагнитное поле и здоровье” |
1 час |
2 часа | |
Понятия, законы, особенности, основные характеристики электрического, магнитного и электромагнитного поля, электромагнитные волны | 2 часа |
Биологическое действие электромагнитных полей. Последствия действия ЭМП для здоровья человека: Санитарно-гигиеническое нормирование электромагнитных полей. | 2 часа |
Приборы для измерения ЭМП. | 1 час |
Основные источники ЭМП | 2 часа |
итого | 10 часов |
Тематика лабораторных работ: 13 часов |
|
РАБОТА №1. Ознакомление с оформлением лабораторных работ. | 2 час |
РАБОТА №2 Работа с графиками, таблицами, диаграммами. | 2 часа |
РАБОТА №3. Бытовые электроприборы и здоровье человека | 2 часа |
РАБОТА №4. Бытовые электроприборы и здоровье человека | 2 часа |
РАБОТА №5. Сотовая связь и здоровье человека | 2 часа |
. РАБОТА №6 Самостоятельные
исследования
|
3 часа |
итого | 13 часов |
Тематика практических работ: 11 часов | |
ВВЕДЕНИЕ. Знакомство с правилами
оформления лабораторных и творческих заданий ВВЕДЕНИЕ. Знакомство с курсом “Электромагнитное поле и здоровье” |
1 час |
Понятия, законы, особенности, основные характеристики электрического, магнитного и электромагнитного поля, электромагнитные волны | 2 часа |
Биологическое действие электромагнитных полей. Последствия действия ЭМП для здоровья человека: Санитарно-гигиеническое нормирование электромагнитных полей. | 3 часа |
Приборы для измерения ЭМП. | 1 час |
Основные источники ЭМП | 2 часа |
ОБОБЩАЮЩАЯ ТЕМА Урок-конференция. |
2 часа |
итого: | 11 часов |
Литература:
- Глазунов А.Т. и др. Методика преподавания физики в средней школе: Электродинамика нестационарных явлений. Квантовая физика: Пособие для учителя /А.Т. Глазунов, И.И. Нурминский, А.А. Пинский; Под ред. А.А. Пинского.-М: Просвещение, 1989.-272 с.: ил.
- Занько Н.Г. Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности: Учебник для студентов высших учебных заведений / Н.Г. Занько, В.М. Ретнев. – М.: Издательский центр “Академия”, 2004. – 2-е изд., стер. -288 с.
- Иванова Л.А. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении физики: Пособие для учителей.- М.: Просвещение, 1983.-160 с., ил.
- Кац Ц.Б. Биофизика на уроках физики: Кн. Для учителя: Из опыта работы. – 2-е изд., перераб.-М.: Просвещение, 1988.-159 с. ил.
- Муравьев А.В. Как учит школьников самостоятельно приобретать знания по физике. Пособие для учителей. М., “Просвещение”, 1970. 160. с ил.
- Теория и методика обучения физике в школе: Общие вопросы: Учебное пособие для студ. высш. пед. Учеб. Заведений /С.Е. Каменецкий, Н.С. Пурышева, Н.Е., Н.Е. Важеевская и др.; под ред. С.Е. Каменецкого, Н.С. Пурышевой.-М.: Издательский центр “Академия”, 2000. -368 с.
- Теория и методика обучения физике в школе: Частные вопросы: Учебное пособие для студ. высш. пед. Учеб. Заведений /С.Е. Каменецкий, Н.С. Пурышева, Н.Е., Т.И. Носова и др.; под ред. С.Е. Каменецкого. - М.: Издательский центр “Академия”, 2000. -384 с.
- Усова А.В., Завьялов В.В. Воспитание учащихся в процессе обучения физике. – М.: Просвещение, 1984.-143 с., ил.- (Б-ка учителя физики)
Интернет ресурсы:
www.Pole.com.ru сайт Российского Национального Комитета по Защите от Неионизирующих Излучений.