Открытый урок по теме: «Образы пушкинских сказок в музыке русских композиторов». 4-й класс

Разделы: Музыка

Класс: 4


Тип урока. Изучение нового материала и закрепление знаний.

Вид урока. Урок-путешествие.

Технология. Сотрудничество.

Образовательная цель. Восприятие образного содержания музыкальных произведений русских композиторов.

Развивающая цель. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку разного характера, развитие вокально-хоровых навыков.

Воспитательная цель. Воспитание интереса и любви к классической музыке, к русской поэзии, уважительное отношение в общении, самостоятельности в исполнении, внимательности во всем.

Оборудование.

  • Учебники.
  • Хрестоматия музыкального материала для 4-го класса; записи: вступление к 1 и 2 действиям оперы “Сказка о царе Салтане”, запись песни “Лукоморье” (А.Пинегин, А.Усачев).
  • Музыкальные инструменты: треугольники, бубен, большой барабан, румба, колокольчики.
  • Иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина; изображение музыкальных инструментов. Ребусы: “тембр”, “динамика”.

Оформление доски. На центральной доске – тема урока, портреты А.С. Пушкина, М.И. Глинки, Н.А. Римского-Корсакова.

На правой створке – картина И.Я. Билибина “Бочка по морю плывет...”, изображение музыкальных инструментов.

На левой створке – иллюстрации к сказкам “Сказка о попе и работнике его Балде”, “Руслан и Людмила”.

Предварительная работа. Чтение сказок А.С. Пушкина.

План урока

Организация урока. Вход под песню “Лукоморье”, музыкальное приветствие.

Вводная часть урока. Определение уровня знаний учащихся о жанрах музыки, характера песни, содержании.

Актуализация через повторение. Дети раскрывают значение сказок, называют своего любимого героя сказок А.С. Пушкина, определяют: портреты каких композиторов видят на доске.

Сообщение темы урока. Беседа по ней.

Цель. Познакомить детей с творчеством Н.А. Римского-Корсакова, услышать основные темы во вступлении ко 2-му действию, сопоставить настроение музыки и иллюстрации “Бочка по морю плывет...” И.Билибина, закрепление понятий “увертюра”, “тембр”, “динамика”,

Вокально-хоровая работа.

Цель. Развитие музыкального слуха, ритма, памяти, внимания.

Упражнения для распевания даются по принципу постепенного усложнения, в их основе отрывки из сказок А.Пушкина: “Сказка о царе Салтане”, “Сказка о попе и о работнике его Балде”.

Задачи во время распевания

Упражнение № 1. На певческое дыхание: активный вдох – задержка – длинный выдох, в чередовании с мягким, глубоким вдохом. Формировать умение быстро менять дыхание.

Упражнение № 2. Совершенствование навыка унисонного звучания, кантиленного пения.

Упражнение № 3. Импровизация и использование многоголосия (каноны). Выработка умения слушать себя и класс во время исполнения, развитие внимания.

Закрепление музыкального материала.

Беседа о времени года: загадка о зиме. Исполнение песни о зиме (задачи даны в ходе урока).

Организация игровой и творческой деятельности.

Цель. Закрепление определенных навыков и умений в различных видах деятельности.

Ритмическая разминка. Импровизация движений под песню “Вечный двигатель” слова А.Усачева, музыка А.Пинегина.

Игра на музыкальных инструментах: “Марш Черномора” из оперы М.И. Глинки “Руслан и Людмила”.

Задачи. Для создания яркого музыкального образа исполнять ритмический аккомпанемент (под фортепиано) и необходимые акценты на сильные доли такта.

Итог урока подвести песней “Не расставайся со сказкой” (музыка и слова Т.Прописновой).

Задачи:

  • слушать солистов;
  • начинать вовремя исполнение каждого куплета;
  • следить за чистотой интонирования и выразительностью исполнения.

Выставление оценок.

Выход под песню “Лукоморье”.

Ход урока

Вход под песню “Лукоморье”.

Музыкальное приветствие.

Учитель. Под какой жанр музыки вы вошли? Какое настроение создает эта музыка?

Дети. Песню. Она поднимает нам настроение, мелодия радостная, светлая... (перечисляют).

У. Вот такое настроение пусть не покидает вас. А о чем песня?

Д. О сказках.

У. С каким сочинением перекликаются слова песни?

Д. С поэмой А.С. Пушкина “Руслан и Людмила”.

У. Написали песню “Лукоморье” замечательный композитор Александр Пинегин, он работает совместно с детским театром “Светофор” в Москве, и детский писатель Андрей Усачев, который помимо слов пишет и музыку. Их творческий союз подарил детям немало интересных песен со сказочными персонажами.

Мы продолжаем путешествовать по замечательным страницам произведений А.С. Пушкина.

У вас домашние задание было вспомнить сказки А.С. Пушкина. Назовите своего любимого героя сказок Пушкина и композиторов, кто раскрыл сказочные образы А.С. Пушкина в своих произведениях.

(Ответы детей: М.И. Глинка опера “Руслан и Людмила”, Н.А. Римский-Корсаков опера “Сказка о Золотом петушке”, опера “Сказка о царе Салтане”.)

Действительно, многие русские композиторы в своем творчестве обращались к сказкам.

“...Песни, сказки, услышанные мной в ребячестве, были первой причиной того, что я стал преимущественно разрабатывать народную русскую музыку” (М.И. Глинка).

М.И. Глинку часто называют “Пушкиным русской музыки”. Как Пушкин открыл эпоху русской литературы, так и Глинка заложил фундамент русской классической музыки. Музыка Глинки оказывает на нас такое же влияние, как и стихи Пушкина. Обоих художников объединяет светлое восприятие мира. Своей музыкой Глинка говорит о том, насколько красив человек, воспевает победу добра и справедливости.

А вот высказывание еще одного русского композитора.

“Мой род – это сказка, былина... и непременно русские”, – говорил Н.А. Римский-Корсаков. Он хорошо знал и любил музыку М.И. Глинки.

Вы уже знаете, что Римский-Корсаков – композитор-сказочник, так как среди пятнадцати опер девять написаны на сюжеты русских сказок и былин.

– У кого из вас был любимый сказочный герой царевич Гвидон?

(Дети поднимают руки.)

Мы остановимся на опере “Сказка о царе Салтане...”. В год создания оперы исполнилось 100 лет со дня рождения А.С. Пушкина, это вдохновляло композитора и возлагало на него большую ответственность. Музыка оперы получилась “солнечной”, яркой, необычной, а почему необычной вы догадаетесь сами. Как начинается опера “Руслан и Людмила” М.Глинки?

Д. С увертюры. (Дают определение увертюры.)

У. А в опере “Сказка о царе Салтане” нет увертюры. Как пролог, так и все четыре действия начинает короткое фанфарное вступление.

Открываем учебник на странице 48, слушаем вступление и следим за нотным текстом. Какое оно по характеру, какие интонации во вступлении? (Слушаем вступления ко 2-му действию.)

Д. Звонко, празднично и мажорно звучит труба, настраивая нас на начало чего-то интересного.

У. Правильно, вспомните как на ярмарках, народных гуляниях зазывались люди: “Слушайте и смотрите! Сказка начинается!” Дальше читаем текст в учебнике: “В каждой сказке есть чудо. Сказочное чудо стихов А.С. Пушкина композитор Н.А. Римский-Корсаков передал в музыке. Послушайте вступление ко второму действию оперы. При этом следите за развитием поэтического текста.

В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет...”

Тема моря проходит через всю оперу, и никто из композиторов так красочно не раскрывал эту тему, как Римский-Корсаков. Вы уже знаете, что он был морским офицером, и удивительные картины океана во время кругосветного плавания остались в памяти у него навсегда. С образом безбрежно-широкого “окияна-моря синего” мы встречались в опере-былине “Садко”. Так какое же оно море в этом действии? (Еще раз слушаем вступление.)

Д. Грозное, суровое, бочка то появляется, то исчезает на волнах.

У. Помогает ли картина русского художника И.Билибина “Бочка по морю плывет...” создать тревожное настроение?

Д. Да, темные, холодные краски передают сильное, страшное, недоброе море. На картине настоящая буря, разбушевавшаяся водная стихия.

У. А тембры, каких инструментов рисуют живописную картину?

Д. Слышны звуки скрипки, деревянно-духовых инструментов.

У. (Показывает иллюстрации музыкальных инструментов.) В звуках арфы, флейты, челесты (“челеста” по-русски – “небесная”) мы слышим и видим, как зажигаются яркие звезды на темном небе. Когда забасили фаготы, тромбоны – представляем, что идет по небу черная туча. На фоне скрипок звучит тема неуклюжей бочки (наигрывает мелодию), в которой плачет, бьется царица. Плач царицы передают – “всхлипывания” скрипок, а также гобои, флейты, кларнеты. “И растет ребенок там не по дням, а по часам” – слышится светлая тема Гвидона у деревянно-духового инструмента – кларнета, которая переходит к низкому тембру валторн, ведь подросток превращается в юношу (наигрывает тему). Постепенно все затихает, море успокаивается. Вновь мы услышим музыку моря в третьем и в четвертом действиях. (Все названия тем дети записывают в тетрадь и прослушивают еще раз.)

– Вам авторы учебника задают вопрос: помогла ли музыка почувствовать красоту пушкинской сказки?

Д. Да, симфонический оркестр рассказал нам сказку, передал все события ярко и понятно.

У. Действительно, оркестр, занимающий особое место в этой опере, очень красочно, образно и живописно воссоздает пушкинские строчки, которые вы сейчас прочтете с выражением. (Дети зачитывают отрывок из сказки: “В синем небе...” до слов “...и вышел он”.)

Обобщение.

У. Темы каких сказочных образов вы услышали, запомнили и записали? (Ответы детей.)

Домашнее задание. Нарисовать свою картину моря и написать, в каких еще произведениях А.С. Пушкина говорится о море.

Теперь покажем, как мы учимся передавать сказочные образы в песнях, но прежде распоемся. (Дети встают.)

Вокально-хоровая работа.

Упражнение № 1 – на дыхание к иллюстрации “Ветер по морю гуляет”. (Дети вспоминают, когда в первый раз в сказке звучит этот отрывок.)

– Взять дыхание через нос, не поднимая плеч и подуть на кораблик так, чтобы он поплыл далеко-далеко. (Повторить два раза, чередуя короткий вдох с длинным.)

Упражнение № 2.

У. На какой звук можно изобразить ветер на море?

Д. На гласный звук “у”.

У. Мы возьмем его на дыхании, в унисон и, выполняя крещендо, мягко по руке снимаем (повторить два раза на нотке “ми”). А теперь подключаем слова:

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах...

Поем на нотах “фа” и “соль” напевно, в умеренном темпе.

Упражнение № 3а – импровизация на заданный текст и создание яркого образа.

Первую фразу поет учитель, например, по трезвучию вверх, а продолжение – дети (по желанию).

У.

Жил-был поп, толоконный лоб.

Д.

Пошел поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.

Но прежде дети называют, из какой сказки эти слова.

Упражнение № 36 – уже в форме канона: 2-хголосие, 3-хголосие.

Переходим к песням. Отгадайте вначале загадку:

Тройка, тройка прилетела
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица
Белоока, белолица.
Как махнула рукавом
Все покрыла серебром.

Д. Это – зима.

У. А как А.С. Пушкин относился к зиме? У него немало слов посвящено этому времени году.

Д. О зиме Пушкин писал в стихотворении “Зимнее утро” так:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце снег лежит...

У. Давайте вспомним начало этого стихотворения.

Д. “Мороз и солнце; день чудесный! // Еще ты дремлешь, друг прелестный...”

У. Пусть эти слова будут эпиграфом к песне “Русская зима”. Все в этой песне важно, но особенно обратите внимание на ... (читают ребус со словом динамика), да, на динамические оттенки. Во время исполнения куплетов поем напевно, протяжно, на mt, а припева – звонко, весело, на t.

(Звучит песня, выученная на предыдущих занятиях. На вступление и проигрыши дети выполняют ритмические хлопки.)

Хорошо спели, я думаю, ваша зимняя картинка понравилась бы А.С.Пушкину. А кто больше всех любит сказки?

Д. Ребята.

У. Потому что дети верят в чудеса, они очень любят сказки, им не терпится узнать, чем она закончится. Вы наши непоседы, одним словом, вечные двигатели. Давайте отдохнем и потанцуем под песню “Вечный двигатель”.

(Ритмическая разминка: импровизация движений по песню “Вечный двигатель” – А.Пинегин, А.Усачев.)

Молодцы. Интересно было смотреть за тем, какие движения вы придумываете сами. А теперь давайте продолжим разговор о сказках. Назовите, из какого произведения эти слова.

(Зачитывается отрывок из поэмы А. Пушкина “Руслан и Людмила”.)

Безмолвно, гордо выступая,
Нагими саблями сверкая,
Арапов длинный ряд идет
Попарно, чинно, сколь возможно,
И на подушках осторожно
Седую бороду несет;
И входит с важностью за нею,
Подъяв величественно шею,
Горбатый карлик из дверей:
Его-то голове обритой,
Высоким колпаком покрытой,
Принадлежала борода.

(Ребята называют знакомую им сцену. Учитель показывает иллюстрацию.)

У. Из чего рождается музыка?

Д. Из интонации.

У. Вам задание – раскрыть образ Черномора: показать две контрастные интонации – злого, коварного волшебника и его сказочное богатство. В опере марш исполняют два оркестра, а мы создадим свой. Выбирайте необходимые инструменты, предварительно прослушав исполнение на фортепиано.

(Дети называют те инструменты, которыми можно раскрыть образ волшебника.)

Быть всем внимательным: точно отмечать смену громкого и тихого звучания. Уточнить детям: во время звучания первой темы играют: большой барабан, бубен, румба; а второй – треугольники, колокольчики.

(Группа детей исполняет на музыкальных инструментах “Марш Черномора” из оперы М.Глинки “Руслан и Людмила”.)

У. Вы хорошо справились с заданием, молодцы. Подведем итог нашего урока песней “Не расставайтесь со сказкой”. Постарайтесь в песню вложить всю душу, исполнить с настроением. (Звучит песня.)

– Разнообразен ли мир сказок? Стоит ли читать и перечитывать сказки?

Д. Сказки учат нас добру и справедливости, проявлять, где надо смекалку, знания... Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

(Ребята отвечают, чем запомнился урок, сами себя оценивают – как работали, что нового узнали.)

У. А закончить урок я хочу словами современного поэта Давида Самойлова:

Пока в России Пушкин длится
Метелям не задуть свечу.

(Выход из класса под мелодию “Не расставайся со сказкой”.)