Сообщение по теме: "Социальное партнерство дошкольного учреждения с родителями средствами театрального искусства"

Разделы: Работа с родителями


Как педагоги, так и родители хотят видеть своих детей здоровыми и счастливыми. Родители готовы поддержать начинания педагогов, направленные на удовлетворение и развитие интересов, потребностей детей. Вот почему педагоги поставили перед собой задачу – решить проблему эмоционального самочувствия ребенка в детском саду, так как эта проблема является одной из самых актуальных, ведь доказано, что между душевным и физическим здоровьем существует тесная взаимосвязь. Поэтому педагоги детского сада решают эту проблему через театральную деятельность.

Театр, по силе непосредственного эмоционального воздействия, находится на первом месте среди других видов искусства. Театр, как бы управляет настроением ребенка, появляется стремление к самостоятельным действиям, работа над спектаклями формирует навыки коллективной деятельности детей. Всю театральную деятельность детей педагоги стремились направить на сотрудничество с родителями, воспитать из них не только зрителей, но и союзников педагогической деятельности группы и детского сада. Ведь сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка в преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении. Определяющая роль в установлении такого взаимодействия принадлежит педагогам. Требовалось большое терпение, чтобы родители не только откликнулись, но и совместно с детьми участвовали в постановках спектаклей детского сада. Не все родители проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Вовлечение родителей в деятельность дошкольного учреждения – одна из задач педагогов.

Педагоги нашего детского сада пытаются найти путь к сердцу родителей – это и нетрадиционные родительские собрания, открытые занятия, участие в праздниках, спектаклях.

Педагоги нашего детского сада отмечают, что отношения с родителями изменились после того, как они стали чаще посещать мероприятия детского сада и участвовать в них. У родителей вырос интерес к жизни детского сада, общение педагогов с родителями приобрело более открытый и дружелюбный характер, в результате чего достигнуто лучшее взаимопонимание и в педагогических вопросах.

Постановка спектакля в детском саду потребовала совместной работы по написанию сценария. Сказочный репертуар подбирается так, чтобы он затрагивал проблемы большинства участников группы: трудности в общении, заниженную самооценку. Сказка позволяет взрослому найти общий язык с ребенком, а ребенку спроектировать свои страхи и опасения на персонажей сказки.

В совместных творческих муках рождался интересный сценарий сказки. Папы некоторых детей выступали в роли звукорежиссеров (прослушивали и подбирали музыкальное оформление к спектаклю). Дети рисовали эскизы костюмов, по которым родители эти костюмы изготавливают. Финалом явилось исполнение ролей в спектакле детей и родителей. Невозможно оценить радость и гордость детей за своих родителей, которые вместе с ними участвовали в постановке. Активно привлекались родители к ознакомлению детей с историей Норильского театра драмы им. Маяковского, который предоставил группе детей замечательные экскурсии по зданию. Дети побывали во всех недоступных зрителю местах, в “святая святых” - за кулисами сцены, гримерных заслуженных артистов России, познакомились с работой незримых создателей спектакля, рабочих бутафорских и художественных цехов. На протяжении всей экскурсии поддерживалась любовь к театру, гордость за свой Норильский театр – один из лучших в России. Экскурсии пополнили знания педагогов, родителей и детей о театре. Вся эта работа сблизила сотрудников детского сада и родителей, стал формироваться коллектив как единое целое, как большая сплошная семья, жизнь которой интересна, если организована совместная деятельность педагогов и родителей. Родителям предложено завести дома специальные альбомы с изображением сцен из детских спектаклей, что стало хорошим дополнением семейного архива, так как наряду с фотографиями фиксировались не только изменения внешнего облика ребенка, но и становление его внутреннего мира. Помогает “влюбить” детей в театр ежегодны праздник, проводимый с детьми и родителями - “Посвящение в артисты”. К празднику привлекаются артисты театра драмы, лицея искусств. В подготовке участвуют родители и дети. Ребятам вручается на память клятва посвящения, диплом “артиста”. В конце уже традиционного праздника торжественно исполняется песня, посвященная детям, празднику, театру. Такие вечера оставляют огромное впечатление в детской душе. Со вкусом украшенный зал, освященный таинственным светом свечей, то замирает, когда читают клятву посвящения, то гремит от аплодисментов детей и взрослых, когда профессиональные артисты неожиданно появляются из-за кулис. После таких праздников детям самим хочется побывать в роли артиста, изображать по-своему персонажа любимой сказки, а родители, конечно же стали их союзниками.

Опыт организации такой работы с родителями показывает, что не только они сами, но и педагоги значительно лучше узнают индивидуальные способности каждого ребенка. По словам родителей, специальным образом направленная совместная деятельность позволила им обнаружить в своих детях такие переживания и желания, о существовании которых они даже и не подозревали. Это заставило родителей, в свою очередь, обращаться к педагогам за помощью и советом, по-новому оценить их профессиональную деятельность, уважение к которой повысилось.

В группе “Светлячок” создали клуб “ДИВО” (добрые, интересные, внимательные, образованные), который активно привлекает родителей и воспитанников к участию в жизни детского сада. Клуб решает ряд задач, поставленных перед родителями:

  • Поддерживать интерес ребенка к театрализованной деятельности
  • По мере возможности стараться присутствовать и участвовать в детских спектаклях
  • Обсуждать с ребенком перед спектаклем особенности той роли, которую ему предстоит играть, а после спектакля – полученный результат.
  • Отмечать достижения и определять пути дальнейшего совершенствования
  • Предлагать исполнить понравившуюся роль в домашних условиях, помогать разыгрывать полюбившиеся сказки, стихотворения.
  • Рассказывать знакомым в присутствии ребенка о его достижениях
  • Рассказывать ребенку о собственных впечатлениях, полученных в результате просмотра спектаклей, кинофильмов
  • Постепенно вырабатывать у ребенка понимание театрального искусства, специфическое “театральное восприятие”, основанное на общении “живого артиста” и “живого зрителя”
  • По мере возможности организовать посещение театров или просмотр театральных постановок.
  • Организовывать конкурсы и выставки детского творчества на тему “Как прекрасен этот мир, посмотри”(фото и видео материалы)
  • Анкетировать родителей для изучения их представлений об эстетическом воспитании детей.
  • Проводить тематические консультации для родителей по разным направлениям художественно-эстетического воспитания ребёнка.
  • Организовывать встречи “В гостях у муз” - знакомство родителей с основными направлениями художественно-эстетического развития детей.
  • Привлекать родителей к совместной постановке спектаклей, подготовке декораций, организации гастролей в соседней группе (в соседнем детском саду).
  • Проводить праздники, досуги, литературные и музыкальные вечера с привлечением родителей, совместное выступление с детьми.
  • Организовывать выставки детских работ и совместных тематических выставок детей и родителей.
  • Сотрудничать с преподавателями музыкальной школы с целью оказания консультативной помощи родителям по развитию способности детей и их интереса к музыке и театру.
  • Проводить тренинги с родителями по обсуждению впечатлений после просмотра спектаклей.
  • Проводить семинары-практикумы для родителей по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников.

Добиться повышения педагогической компетентности родителей можно только целенаправленной, длительной работой. К этому стремится коллектив педагогов МДОУ.

Взаимодействие дошкольного учреждения с семьями заставляет понять: главным действующим лицом является ребёнок, его развитие, раскрытие личностного потенциала, а дошкольное учреждение является посредником между ребёнком и родителями, помогает гармонизовать их отношения.