Конспект урока по ОБЖ для учащихся классов КРО в начальной школе

Разделы: ОБЖ, Начальная школа


Цели урока:

  1. Расширить представления детей об опасностях, исходящих от человека; выработка алгоритма поведения в конфликтной ситуации.
  2. Вырабатывать умения решать общевозрастные ситуации, возникающие в социуме, и культура общения в группе.
  3. Развитие умения работать в группе (такт, внимательность, анализ ситуаций, синтез, умозаключение, умение делать вывод).

Ход урока

I. Организационный момент.

- Здравствуйте.

У нас сегодня на уроке гости, поздоровайтесь, садитесь и больше мы не отвлекаемся.

Сегодня мы будем работать все вместе и чтобы нам было комфортно, мы по кругу скажем друг другу своё имя.

Некоторые из вас уже знакомы, поэтому имена мы запомним легко.

II. Объявление темы урока. Постановка цели.

1. Создание проблемного поля (сценки).

Сейчас педагогический класс покажет вам небольшие сценки, вы посмотрите и послушаете героев сценок. Подумайте, о чём мы будем сегодня говорить.

2. (Педагогический класс показывает сценки о встречах с незнакомцами. Данные сценки можно придумать в зависимости от класса. Например: Незнакомый взрослый обращается к ребёнку со словами: “Хочешь конфетку?”, “Пойдём, я покажу тебе щенка”, “Хочешь покататься на машине?”, “Который сейчас час?”, “Как тебя зовут?”).

- Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить?

(О встречах с незнакомыми людьми.)

- Правильно.

- Мы будем работать по теме: “Как нужно себя вести при встрече с незнакомым человеком”.

III. Основной этап.

- Машины, машинами, но на улицах можно встретить и другие опасности. Ну, например, людей.

- А ты знаешь, как надо себя вести с незнакомыми людьми? (Далее следуют разнообразные ответы детей.)

- Конечно, вежливо, уважительно. Это понятно. Но ещё и правильно.

- Вы ведь знаете, что кроме хороших людей, есть и злодеи.

Их ещё называют злоумышленниками. В каждой сказке на них наткнёшься! Вот только, в отличие от сказок, на обычной улице они выглядят по-другому. Злоумышленнику или обманщику очень важно быть как все.

Иначе его будут узнавать и ему не удастся ничего украсть и никого обмануть. Поэтому на улице он выглядит как обычный горожанин.

1. Расширение кругозора (Аукцион).

- Подумайте, чем могут привлечь ваше внимание незнакомые люди? (Дети думают и обсуждают это в заранее созданных группах, затем следуют различные ответы от групп. Руководит группой ученик десятого класса.).

Примерные ответы;

а) могут предложить конфету,
б) предложить посмотреть мультфильмы,
в) поиграть на компьютере,
г) прокатиться на машине,
д) подарить что-нибудь и т.д.

- Какие же последствия могут вас ожидать, если вы поверите незнакомцу?

- А вы знаете: незнакомец – это любой человек, которого ты не знаешь. Пусть даже он назовёт тебя по имени и скажет, что знаком с твоей мамой.

2. Работа в группах над предложенной проблемой. (Дети устно или четвёртый класс может письменно изложить свои идеи и озвучить свои версии).

- Так что же делать, чтобы не попасть в ситуации, о которых мы говорили раньше?

- Для этого существуют правила поведения с любым незнакомым человеком.

Это правила НЕ.

  • НЕ разговаривай с незнакомцем.
  • НЕ принимай никаких приглашений незнакомца и НЕ садись к нему в машину.
  • НЕ играй по дороге из школы домой.
  • Не гуляй с наступлением темноты.
  • Умей сказать НЕТ.

- А как сказать это НЕТ?

Алгоритм отказа (учитель говорит и параллельно записывает свои слова на доску).

а) НЕТ (просто сказать нет).
б) НЕТ и назвать одну причину отказа.
в) НЕТ и поменять тему разговора.
г) НЕТ, я не хочу об этом говорить.
д) НЕТ и убежать.

Если человек пройдёт все этапы отказа и убежит, ссоры не будет, и человек не попадёт в неприятную ситуацию.

А если незнакомец от тебя не отходит, взял тебя за руку, надо вырываться и кричать “Я его не знаю!” Пусть это услышат другие взрослые. Они помогут и вызовут милицию.

Можно кричать: “Мама!”, “Он чужой!”, “Меня крадут!”, “Оставь меня!”.

(Инсценировать сценку, когда один ребёнок тянет другого, а он вырывается).

Надо забыть о стеснении, робости, о том, как ты выглядишь со стороны. Надо кричать во всю мощь лёгких. В опасной ситуации это самый храбрый и совершенно правильный поступок.

Никакая вещь не стоит дороже здоровья.

Незнакомцем может быть и женщина и сверстник.

- Как ты можешь испугать незнакомца?

(Дети, сидя в парах, гримасничают, пугая друг друга, снимается напряжение).

IV. Физ. минутка.

V. Закрепление пройденного материала.

- Вы все читали сказки и знаете их. Сейчас мы все будем писать новые сказки, т. е. станем сказочниками.

Проигрывание заданных ситуаций, их представление.

(Задания даются на листках каждой группе).

1 группа.

- Как развивалась бы сказка, если бы Красная Шапочка не рассказала волку о бабушке?

2 группа.

- Как развивалась бы сказка “Буратино”, если бы Буратино не пошёл с незнакомцами на поле чудес?

3 группа.

- Как развивалась бы сказка “Волк и семеро козлят”, если бы козлята не открыли дверь незнакомцу?

4 группа.

- Как дальше бы сложилась сказочная жизнь Колобка, если бы он не пожалел незнакомую лису и не сел ей на носик?

(От каждой группы дети представляют свои варианты новой сказки).

VI. Итог урока.

- Чтобы опасная ситуация не возникла, какие правила надо соблюдать?

  1. НЕ разговаривать с незнакомцем.
  2. НЕ принимать никаких приглашений незнакомца и НЕ садиться к нему в машину.
  3. Не играть по дороге из школы домой.
  4. НЕ гулять с наступлением темноты.
  5. Умей сказать НЕТ.

Рефлексивный итог.

Дети и взрослые берут конфетку из коробочки и говорят, что им понравилось на уроке и что запомнилось.