Цель: формирование у школьников знаний, составляющих базовый уровень экономической грамотности и математических навыков.
Задачи:
- закрепление навыков умножения и деления многозначных чисел через решение задач по сказкам А.С. Пушкина, формирование экономического мышления;
- развитие способностей к продуктивной самостоятельной работе, развитие логического мышления;
- воспитание инициативы и активности, привитие интереса к творчеству Пушкина.
Оборудование:
- индивидуальные листы-задания для детей,
- карта-схема страны Лукоморье,
- аудио/видеозаписи сказок А.С. Пушкина.
Ход урока
I. Организационный момент.
Звенит звонок
Начинается урок математики.
Математику, друзья,
Не любить никак нельзя,
Очень строгая наука
Очень точная наука
Это математика.
Сегодня на уроке мы будем повторять приёмы деления многозначных чисел, способы проверки деления, будем решать задачи, речь в которых пойдёт о сказочных героях
А.С. Пушкина и найдём экономические связи с настоящим, вспомним некоторые экономические термины.
II. Работа по теме урока.
1) Повторение.
Сейчас вас ждёт математический ребус. Каждая команда должна расшифровать его за 1 минуту.(примеры взяты из учебника могут варьироваться в соответствии теме урока)
1 команда:
80 *3 = П | 160 + 240 = Н | 9 * 70 = К | 180 : 3 = ---- |
90 * 5 = Ш | 370 + 630 = И | 800 – 80 = --- | 60 * 7 = У |
240 | 420 | 450 | 630 | 1000 | 400 | 720 | 60 |
2 команда:
720 : 8 = А | 800 – 80 = Д | 640 : 8 = К | 630 : 7 = А | 180 : 3 = Е |
550 + 450 = Р | 320 : 8 = Л | 500 – 90 = Н | 90 – 90 = С |
90 | 40 | 60 | 80 | 0 | 90 | 410 | 720 | 1000 |
3 команда:
80 * 9 = С | 640 : 80 = И | 70 * 8 = Р | 450 : 50 = Е | 540 : 60 = Е |
720 – 350 = Ч | 90 : 10 = Е | 120 * 4 = Г | 320 : 80 = В |
720 | 9 | 560 | 480 | 9 | 9 | 4 | 8 | 370 |
4 команда:
320 : 4 = Э | 450 : 5 = О | 80 *70 = М | 21 *20 = --- | 1000 : 5 = А |
140 : 2 = К | 280 : 40 = Н | 3600 :3= И | 810 :10= -- |
80 | 70 | 90 | 7 | 90 | 5600 | 1200 | 70 | 200 |
2) На этом уроке мы по новому посмотрим на сказки Пушкина, а именно с экономической точки зрения.
Нам необходимо открыть карту – для этого надо решить примеры и выполнить проверку, чтобы быть уверенным в ответе. (Дети решают примеры на своих листах, первые 4 человека, решившие примеры открывают ключи со словами торговля, потребности, бартер, потребитель.)
1608 : 24 = П: 2700 : 36 = П: 8352 : 87 = П: 5264 :56 = П: |
- Найдите объяснения этим экономическим терминам у себя на листах и соедините стрелкой.
Торговля обмен без денег по соглашению Потребности обмен товаров на деньги Бартер нужды человека для осуществления жизни Потребитель человек, потребляющий товар или услуги
Открывается карта, дети вспоминают сказки по рисункам на карте.
Многие герои сказок – обыкновенные люди со своими потребностями, которые они пытаются удовлетворить с помощью товаров и услуг. Иногда им помогают волшебные герои.
- Кому помогали волшебники в сказках Пушкина? (Старик, князь Гвидон)
Отгадайте шараду и вы узнаете, что будем делать дальше:
Первое – предлог,
Второе – летний дом,
А целое – порой решается с трудом.
3) Работа над задачами и экономическими понятиями.
Посмотрите отрывок и скажите, какая экономическая проблема встаёт в этом отрывке (аудио/видеокассета)
Жил был поп
Толоконный лоб.
Пошёл поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Навстречу ему Балда
Идёт, сам не зная куда
“Что, батька, так рано поднялся?
------------------------------------------
Ладно. Не будет нам обоим накладно
Поживи-ка на моём подворье,
Окажи своё усердие и проворье”.
- Из какого произведения? Какой экономический термин уместен для описания сделки? (Бартер)
Решим задачу про Балду. (Б.П.Гейдман “Математика 4 класс” 2 часть с.32 №3)
На листах у детей:
Дано:
Длина -
Ширина -
Р прям.-?
Решение задачи с комментированием.
Физкультминутка.
4) Найдём следующую экономическую проблему.
Вот неделя, другая проходит,
Ещё пуще старуха вздурилась;
Опять к рыбке старика посылает:
“Воротись, поклонись рыбке:
Не хочу быть столбовою дворянкой.
А хочу быть вольною царицей.
(Неограниченные человеческие потребности)
Работа по задаче про старика: (с.33 №6)
Тина – ? поровну Трава морская -?
Рыбка – ? 2/5 от всего улова
Всего – 150 кг
- Что вы можете сказать о задаче? (составная)
- Какие простые задачи вы здесь увидели? (нахождение части числа, остатка, пропорциональное деление)
Самостоятельное решение задачи , взаимопроверка.
Закрепление.
Экономические отношения – отношения между людьми возникающие в процессе производства, обмена, распределения и потребления материальных благ, существовали во все времена и даже сказочные герои вступают между собой в экономические отношения. Но вернёмся к действительности. Прочитайте газетные заметки. Подумайте, какие сказки напоминают вам эти “экономические новости”. Проверкой будет служить решение выражения.
Тест.
Расставьте порядок действий, решите, ответ первого действия поможет вам узнать сказку в первом задании; ответ второго действия – сказка второго задания; ответ третьего действия- третьего задания; ответ четвёртого – четвёртого задания; ответ пятого –сказка из пятого задания.
2088 : 87 + 4032 : 56 – 945 :27 =
1. Делегация работников торговли, возвращаясь с международной ярмарки, нанесла визит правительству небольшого островного государства. Встреча прошла в тёплой дружеской обстановке.
- Сказка о царе Салтане…----------------------24
- Сказка о попе и работнике его Балде ------ 36
2. В российской провинции, пенсионер N нашёл оригинальный способ улучшения материального положения своей супруги. К сожалению, непомерные запросы последней привели к плачевным результатам.
- Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях------24
- Сказка о рыбаке и рыбке -----------------------------72
3. Местный священник организовал отдел налоговой полиции, единственный работник которой проследил за своевременной сдачей налога у самой неорганизованной части населения.
- Руслан и Людмила--------------------------------48
- Сказка о попе и работнике его балде----------35
4. В продаже появились фальсифицированные фрукты, употребление которых приводит к негативным последствиям, таким, как продолжительный летаргический сон.
- Сказка о царе Салтане…..-------------------24
- Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях-------------96
5. Социологический опрос молодых девушек показал, что 1/3 опрошенных решила сделать карьеру в области общественного питания, 1/3 – посвятить себя ткацкому делу, остальные же надеются на удачное замужество.
- Сказка о рыбаке и рыбке--------------------------------------60
- Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях--------------61
IV. Итог урока.
Наш урок подходит к концу.
- Что повторяли на уроке?
- С какими экономическими терминами мы познакомились?
V. Домашнее задание.
с. 34 № 4,9