Роль преподавателя в формировании конкурентоспособного специалиста

Разделы: Физика


Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь.
(В. Ключевский)

Ключевыми направлениями реформирования российского образования являются доступность, качество, и эффективность. На этапе модернизации среднего профессионального образования Улан-Удэнский торгово-экономический техникум стремится к полному удовлетворению потребностей личности в получении качественного образования, запросов реальной экономики, требований рынка труда к качеству предъявляемых образовательных услуг.

На протяжении многих десятилетий техникум выпускает специалистов разного профиля: экономистов, бухгалтеров, товароведов, финансистов. В процессе обучения и воспитания будущего выпускника участвую и я, преподаватель математики.

Наши студенты, независимо от специальности, должны обладать математическими знаниями, так как без базовой математической подготовки невозможна постановка образования современного человека. Такие предметы, как экономика, статистика, финансы, бухгалтерский учет и другие специальные дисциплины, связаны с непосредственным применением математики. Следовательно, математика становится профессионально значимой дисциплиной для студентов. Я думаю, что для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления, ведь само слово “математика” – греческого происхождения: – “учение”, “наука” – в свою очередь, происходит от глагола, первоначальное значение которого – “учусь через размышление”.

Математика воспитывает такой склад ума, который требует критической проверки и логического обоснования тех или иных положений и точек зрения. Элемент сомнения – здоровое рациональное зерно, присущее процессу математического мышления – нигде и никогда не помешает любому профессионалу. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Кроме того, математика изучает математические модели реальных процессов, которые описываются на математическом языке. Современная математика в сочетании с информатикой и ЭВМ становится междисциплинарным инструментарием, который выполняет две основные функции: первую – обучающую специалиста-профессионала умению правильно задавать цель тому или иному процессу, определить условия и ограничения в достижении цели, вторую – аналитическую, то есть “проигрывание” на моделях возможных ситуаций и получение оптимальных решений. Человек, владеющий математическим языком, способен глубже проникнуть в суть реальных процессов, правильно ориентироваться в окружающей действительности. Долгое время в математике особенно ценилась ее прикладная сторона, а ее неограниченным возможностям в формировании духовной культуры личности, уровня интеллектуального развития человека и его нравственного облика уделялось значительно меньше внимания. В то же время нельзя недооценить воспитательное значение математического образования, так как математика является точным и прекрасным языком, способом выражения мыслей и способом мышления. В процессе изучения математики в наиболее чистом виде может быть сформировано логическое (дедуктивное), алгоритмическое мышление, такие качества мышления, как сила и гибкость, конструктивность и критичность. Все это, безусловно, способствует формированию личности, способной рефлексировать, что в свою очередь создает предпосылки для развития таких важных качеств, как толерантность и ответственность. Человек, умеющий проследить причинно-следственные связи, способен объективно оценивать любую ситуацию и прогнозировать ее, что является важнейшим условием воспитания духовно здоровой личности.

На мой взгляд, изучение математики вырабатывает в человеке потребность преодолевать сопротивление между нашими представлениями и их научным обоснованием, что способствует не только четкости и логичности мысли, но и воспитывает такие качества, как аргументированность, принципиальность, умение воспринимать иное мнение, упорство в достижении цели, аккуратность, трудолюбие. Поэтому я думаю, что процесс обучения должен всемерно способствовать формированию всех вышеназванных качеств личности каждого студента. Свою работу строю таким образом, чтобы шло развитие творческой самостоятельности студента, осуществлялась подготовка к дальнейшему непрерывному самообразованию и самосовершенствованию, так как я убеждена, что саморазвитие способствует приобретению профессиональных качеств, которые будущий специалист должен приобрести, обучаясь в техникуме.

Таким образом, моя задача – способствовать воспитанию активной творческой личности, готовой к самореализации и дальнейшему самосовершенствованию, готовой принимать решения и нести за них ответственность.

Главным условием достижения поставленных целей является мотивация, в основе которой лежат потребности и интересы личности. С целью подготовки специалиста, способного составить конкуренцию на рынке труда, я считаю важным формировать у студентов положительную мотивацию перспективы таким образом, чтобы у них возникла позитивная установка на дальнейшее учение, на саморазвитие и самосовершенствование. До тех пор, пока студентам не будет ясен смысл изучаемой дисциплины с точки зрения потребностей будущей профессиональной деятельности, нельзя ожидать творческой активности со стороны студента. Для того, чтобы добиться хороших успехов в учебе, необходимо сделать обучение желанным процессом, развивать у обучаемых внутреннюю мотивацию к изучению математики. Под мотивом понимается переживание, побуждающее к совершению поступка, то есть направленность активности личности на изучение предмета. Поэтому я уделяю первостепенное внимание развитию познавательной потребности у студентов.

Как организовать учебный процесс таким образом, чтобы сформировать у студентов активное отношение к учебно-профессиональной деятельности, исходя из позиции жизненного и профессионального самоопределения студентов? Какие методы и приемы или технологии обучения могут оказать в этом отношении наиболее эффективное воздействие? Надо помнить, что путь к уму и сердцу студентов лежит через глубокое и интересное содержание, яркую, живую форму, мастерство.

Знакомясь с инновационными направлениями в образовании, я остановила свой выбор на сочетании элементов личностно – ориентированного и деятельностного подходов.

В личностно-ориентированной технологии во главу ставится личность обучающегося, его самобытность, самоценность, целостность. Субъективный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается содержанием обучения, то есть центром всей образовательной системы является индивидуализация и дифференциация учебного процесса. Поэтому для каждого обучаемого я создаю разностороннюю образовательную среду с целью предоставить возможность проявить себя.

Используя деятельностный подход, я не просто объясняю новый материал, а даю возможность студенту самому “открыть” новое знание: студент на моем уроке сам наблюдает, сопоставляет и обобщает результаты, занимаясь той или иной проблемой.

В профессиональной подготовке современного специалиста большое значение имеет широкое применение компьютерных систем и информационных технологий, которые предоставляют практически неограниченные возможности в размещении, хранении, обработке и доставке информации любого объема и содержания. Соответственно непрерывно увеличивается объем и изменяется содержание знаний, умений и навыков, которыми должны владеть современные специалисты. Поэтому так важно использование компьютеров, компьютерных технологий в учебном процессе, проведение работы по отработке конкретных технологий и методик проведения мультимедийных занятий. Кроме того, новые информационные технологии изменяют не только структуру любой деятельности, но и приводят к интеграции различных видов деятельности.

В учебном процессе меняется роль преподавателя, он становится, на мой взгляд, не источником знаний, а в первую очередь организатором, управленцем познавательной деятельности обучаемых по успешному овладению знаниями. Успешная работа преподавателя во многом зависит от методических приемов, форм организации и проведения учебных занятий.

Без хорошо продуманных методов обучения трудно организовать усвоение программного материала. Поэтому я веду постоянный поиск тех методов и средств обучения, которые помогают вовлечь обучаемых в познавательный учебный процесс, научить студентов активно, самостоятельно добывать знания, активизировать мыслительную деятельность и развивать интерес к предмету. В учебной деятельности применяю следующие методы:

  • проблемный;
  • программированный;
  • эвристический;
  • модельный.

Большую эффективность усвоения знаний и значительные возможности развития мышления я связываю с проблемным методом, так как оно связано с возникновением познавательной потребности и оптимальной степенью интеллектуальной активности студента. Отмечу, что при этом обеспечивается усвоение общих закономерностей, способов и условий действий, а это создает большие возможности для использования усвоенных знаний и способов действия для решения новых задач.

При программированном методе мною используется учебно-методический материал, представленный различными средствами обучения: в виде печатных изданий, обучающих компьютерных программ, электронных учебников. Я осуществляю контроль знаний с помощью компьютерных тестов и тестов на бумажных носителях, то есть провожу диагностику обученности, которая является значимой для выстраивания индивидуальных образовательных траекторий. На следующем этапе выполняю корректирующие действия, то есть знакомлю студента с правильным ответом или характером допущенной ошибки. Достоинство программированного обучения, на мой взгляд, заключается в осуществлении принципа индивидуального подхода. В данное время в нашем техникуме ведется работа по разработке собственных и апробации приобретенных тестовых оболочек для компьютерного тестирования.

В своей работе я применяю и эвристический метод, при этом ставя целью введение студентов в ситуацию с неизвестным свойством, объектом, явлением. Предложенная мною задача становится объектом всестороннего теоретического анализа и синтеза, обнаружения закономерностей. При этом я считаю важным научить моих студентов не сдаваться перед неразрешимой задачей, которую можно только отложить для того, чтобы вновь вернуться к ней.

При подготовке к экзаменам всегда рекомендую студентам делать модели-обзоры, поскольку обзор позволяет изложить на бумаге весь изученный курс со всеми взаимосвязями. Я уверена в том, что если студент сумеет по памяти воспроизвести обзор, значит, скорее всего, он отлично знает материал.

Все эти методы обучения я стараюсь применять в различных формах, которые определяются дидактическим назначением урока.

Базируясь на традиционной, классно-урочной форме обучения, основы которой заложены еще великим педагогом Я.А.Коменским, в своей работе использую и нетрадиционные формы обучения, такие как уроки-семинары, уроки-игры, уроки-аукцион знаний, урок-экскурс в историю математики, интегрированные уроки и другие.

Как правило, уроки – игры проходят достаточно эмоционально, живо, интересно, каждый стремится достичь лучшего результата. Несомненно, познавательный интерес у студентов вызывают и задачи прикладного характера, например, задачи с экономическим содержанием. Они предлагаются студентам после объяснения новой темы в виде упражнений к данной теме для показа практической значимости вводимого понятия, формулы.

Я занимаюсь разработкой и подбором материала по теме “Как сделать урок интересным?”, так как “учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен”. Поэтому в своей деятельности придерживаюсь технологии на основе системы эффективных уроков (А. А. Окунев). Эта технология решает задачи создания и поддержки высокого уровня познавательного интереса и самостоятельной умственной активности обучающихся, экономного и рационального расходования времени урока, использования разнообразных методов и средств обучения, поддержки высокого положительного уровня межличностных отношений преподавателя и студента. По А.А.Окуневу, в каждом уроке должна быть изюминка, интрига, хороший урок – это урок вопросов и сомнений, озарений и открытий, а основная задача преподавателя – воспитать веру студента в свои силы, стремление к самостоятельной деятельности студентов.

Если говорить о методиках, то мне более близки методики и В.В.Гузеева, и Р.Г. Хазанкина. И все-таки я убеждена, что каждый строит свою собственную систему на фундаменте своей личности и творческий потенциал возникает на уроке только благодаря совместной деятельности, общению и взаимодействию преподавателя и студента.

Тенденция интегрированного подхода к обучению вызвала к жизни технологию интеграции математики как базового предмета с информатикой, экономикой, статистикой, историей и другими дисциплинами. Изучив возможности интегрированного обучения, убеждена, что за этой технологией будущее, ведь благодаря интеграции, студенты активно применяют свои знания на практике, и преподаватель раскрывает свой предмет, ясно осознавая его соотношение с другими науками.

С целью формирования у будущих экономистов, бухгалтеров, товароведов профессионально значимых знаний, умений и навыков процесс обучения реализуется с помощью компьютерных технологий. Моя задача состоит в том, чтобы сконструировать такой урок, который мог бы наиболее эффективно достичь поставленной учебной цели. При этом руководствуюсь словами В.А.Сухомлинского, что “урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, … показатель его кругозора, эрудиции”. Я, готовясь к уроку, вырабатываю правила организации среды общения и обучения, выбираю методологические подходы к содержанию урока в зависимости от уровня группы, от учебной ситуации. Ведь компьютер не может заменить человеческого общения, какой бы интересной ни была программа. Поэтому в моей педагогической деятельности на первом плане личность учителя-человека, и только потом – компьютерные программы, в которой используются анимации, подвижные схемы, появляющиеся и исчезающие иллюстрации. При этом компьютер эффективно позволяет выполнить видеоряд и вывести его на большой экран с помощью мультимедийного проектора. С помощью сканера я вношу в компьютер любые фрагменты текстов, таблицы, рисунки. Параллельно идет формирование банка контрольных заданий с разным уровнем сложности с использованием тестового конструктора. На уровне творческого применения знаний я организую самостоятельное проектирование учебных задач, например, создание анимации по конкретной теме изучаемого раздела, а также использую пакеты прикладных программ, например, “1С: Предприятие”. Таким образом, современные компьютерные образовательные технологии позволяют мне эффективно и творчески проводить учебные занятия. Стараюсь, чтобы мои студенты отчетливо осознавали, что компьютер необходим для облегчения процесса мышления, выполнения рутинных шаблонных действий и освобождения от них людей, что не следует соревноваться с компьютером там, где он заведомо сильнее – в скорости и точности вычислений. А вот, чтобы не стать придатком машины, человек должен делать то, что сегодня недоступно машине: самостоятельно создавать пространственные образы и оперировать ими, заниматься рефлексией, то есть мыслить.

Любую деятельность характеризируют результаты, поэтому немаловажную роль в образовании играет объективная и конкретная оценка качества проведения учебных занятий. В настоящее время в нашем техникуме внедряется система менеджмента качества в образовании, которая, базируясь на принципах качества Деминга, предусматривающих постоянное улучшение деятельности, позволяет сделать процесс обучения непрерывным, развивающимся по спирали, что способствует повышению качества обучения. При такой системе качества я нахожусь в постоянном поиске путей совершенствования учебного процесса, контроля учебной деятельности студентов.

Проведение мониторинга знаний студентов позволяет выявить уровни обученности на разных этапах процесса обучения. В начале изучения курса математики провожу входной контроль с целью определения начальных знаний, результаты которого позволяют обозначить имеющиеся проблемы и наметить корректирующие действия и выстроить индивидуальную траекторию с целью достижения определенных результатов. Необходим выходной контроль. Такая система работы позволяет достичь значительных успехов.

Так, например, студентка нашего техникума Бурлова Александра, участвовавшая в республиканской олимпиаде по математике в 2000 году, заняла третье место в личном зачете. В настоящее время она является студенткой Российской финансовой академии в городе Улан-Баторе. Подготовленная мною команда техникума последние два года подряд стала призером республиканской олимпиады по математике, а в личном зачете Ткачева Наталья (в 2003 г.), Герасимович Анастасия (в 2004 г.) заняли четвертое место. Достигнутые успехи в олимпиадах, конечно же, радуют меня как преподавателя и нацеливают на дальнейшую творческую работу.

Одним из направлений моей образовательной деятельности является непрерывное повышение собственной квалификации и профессионального роста, выражающегося в ведении интенсивной научно-исследовательской работы. Я – неоднократный участник различных научно-практических конференций по актуальным проблемам современной педагогики. Кроме того, будучи соискателем, при кафедре методики преподавания математики и математического анализа Бурятского государственного университета, углубленно работаю над проблемой “Дидактические основы математической подготовки будущих экономистов, бухгалтеров”. Мои педагогические наблюдения, наработки выражены в виде научных трудов:

  • Прушенова С.А. “Математика для студентов I курса”. Учебное пособие .- Улан-Удэ, 2005;
  • Прушенова С.А., Костеева Ф.А. “Использование Excel в статистике”. Учебное пособие. – Улан-Удэ,2005;
  • “Математика в восточных регионах Сибири: социокультурный аспект, ведущие тенденции развития, научные коммуникации и подготовка кадров” (28-30 июня 2000 г., г. Улан-Удэ);
  • “Формирование общей и профессиональной культуры будущего специалиста в условиях среднего профессионального образования” (Материалы научно – практической конференции, 08 апреля 2002 г., г.Улан-Удэ);
  • “История, теория, практика и проблемы”: Материалы научно – практической конференции, посвященной 50-летию Бурятского лесопромышленного колледжа (г.Улан-Удэ, 2003 г.);
  • “Формирование профессиональной компетентности в условиях повышения конкурентоспособности будущего специалиста”: материалы и доклады международной научно-практической конференции (26 марта 2004 г., г. Улан-Удэ).
  • Урок “Производная сложной функции” – фестиваль “Открытый урок 2004-2005”, Издательский Дом “1сентября”, г. Москва.

Время, в которое сейчас мы живем, учимся и трудимся, предъявляет все новые и новые требования к знаниям и способностям человека. Остановиться в своем творческом росте, совершенствовании, значит стать невостребованным, значит быть не готовым к решению сложных, масштабных задач современного общества.

Вокруг нас огромный мир, в котором мы живем, и в жизни столько прекрасного и интересного, которое может открыть для себя человек, и в этом главная роль отводится Учителю. Каким я вижу современного педагога? Это, в первую очередь, эрудированный, грамотный, образованный, интеллигентный человек. Это профессионал, исследователь – экспериментатор, который способен передать студентам свою культуру мышления и деятельности. Кроме того, это и артист, и художник, и психолог. Педагог – он всегда ученик. Настоящий педагог сегодня это не только человек, который передает знания, формирует навыки, умения, но и личность, которая является примером для обучаемых. Педагог сегодня – это спектр функций, главная из которых воспитание человека в самом широком смысле слова. И если мы говорим о воспитании, то в первую очередь говорим о педагоге – кураторе. Именно к нему обращаются студенты со своими радостями и бедами, именно он помогает разрешать конфликты с родителями и педагогами, ему поверяются юношеские тайны.

Когда академику Д.Лихачеву задали вопрос: “Какие тенденции в нашем обществе Вас особенно волнуют?” Он ответил: “Ожесточение и падение культуры. И выход из такого положения заключается в образовании с воспитательным уклоном. Надо делать все, чтобы спасти молодое поколение от бездуховности и морального падения”.

Еще К.Д. Ушинский говорил, что искусственное разделение обучения и воспитания следует рассматривать как одно из самых больших зол системы образования: “К чему учить историю, словесность, все множество наук, если это ученье не заставит полюбить идею и истину, больше, чем деньги, карты и вино, и ставить духовные наслаждения выше телесных, духовные достоинства выше случайных преимуществ?”.

“Ученик – это, не сосуд, который надо наполнить знаниями, это факел, который нужно зажечь”. И именно личность преподавателя может сформировать личность.

Если студент живет интересной жизнью в стенах учебного заведения, если он максимально реализует себя в различных видах деятельности (туристической, спортивной, общественной, досуговой), если в аудиториях и вне их, в общежитии создан благоприятный психологический климат и студент не чувствует себя одиноким и невостребованным, то его вряд ли можно будет встретить в “злачных” и сомнительных местах. Зная возможности и интересы своих студентов в группе, я, как куратор, стараюсь организовать их досуг таким образом, чтобы он был разнообразным и значимым для ребят, направленным на формирование культуры проведения свободного времени, культуры общения и труда. Это осуществляется через предметные вечера, экскурсии, кино и театры, участие в общих мероприятиях техникума.

Через классные часы в своей группе стремлюсь к тому, чтобы студенты задумались над тем, кто мы, где мы живем, кто были наши предки, чтобы студенты бережно и уважительно относились к своей Родине, любили Россию со всеми ее бедами и несчастьями. Вместе с воспитанием любви к Родине очень важным считаю воспитание у своих питомцев толерантности к другим культурам.

В моем видении, каждый студент – личность. Он неповторим, поэтому я уважаю его мысли, чувства, считаюсь с его правами. При этом хочу быть интересной моим студентам, что важно и необходимо для них, и значимо для меня.

В своей педагогической деятельности не жду результатов своей работы сразу и сейчас, но стараюсь не свернуть с пути достижения цели – научить своих воспитанников в любой ситуации оставаться людьми в самом высоком смысле этого слова.

Успешная работа сегодня не дает успокоенности в том, что завтра она не будет еще более насыщенной, ибо завтра – новое испытание, другие студенты, еще более сложные задачи.