Цели:
- закрепить понятие угла, измерение углов;
- ввести понятие смежных и вертикальных углов;
- рассмотреть свойства смежных и вертикальных углов;
- закрепить изученные свойства в ходе решения задач.
Оборудование: таблицы “Смежные углы”, “Вертикальные углы”, кодоскоп.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
- Какие виды углов вам известны?
- Вычислите: 180? – 16?34'=179?60' – 16?34'=163?26' .
III. Изучение нового материала. Решение задач.
1. Ввести понятие смежных углов.
Построить развернутый угол АОС. Провести луч ОВ. Сколько при этом получилось углов? Укажите получившиеся углы и общую сторону. Что можно сказать про две другие стороны ОА и ОС?
Найти определение смежных углов в учебнике.
Значит, АОВ +ВОС = 180°.
Вывод: Сумма смежных углов равна 180?.
2. Практическая работа (на доске и на местах):
Построить острый, прямой и тупой углы.
Продолжить одну из сторон и указать получившиеся смежные углы.
Построить угол, стороны которого синего и красного цвета.
1 вариант продолжает сторону красного цвета, 2 вариант – синего цвета.
Вопрос: что вы заметили? (Получили по два угла).
Как мы их назовем? (Смежными) Почему? (Одна сторона общая, две другие лежат на одной прямой)
Проверить работу на доске.
Вывод: для любого угла можно построить ему смежный угол.
3. Устная работа с помощью кодоскопа на закрепление свойства смежного угла.
№ 58
4. На конкретном примере обосновать факт, сто сумма смежных углов равна 180?.
Решение
Пусть kl = x, тогда hk= x +47°18'. По свойству о сумме смежных углов
kl+hk=180°
x+x+47°18'=180°
2x=180° – 47°18'
2x=132°42'
x=66°21'
kl=66°21' , hk=66°21'+47°18'=113°39'.
Ответ: kl=66°21' , hk=66°21'+47°18'=113°39'.
Физпауза
5. Ввести понятие вертикальных углов.
На доске построить острый, тупой, прямой углы, продолжить обе стороны углов.
На местах построить острый угол стороны которого красного (1 вариант) и синего (2 вариант) цвета. Продолжить обе стороны угла (1 вариант – синим цветом, 2 вариант – красным цветом). Сколько при этом получилось углов? Что вы заметили? (стороны одного угла являются продолжениями сторон другог угла). Такие углы получили специальное название – вертикальные.
Начертите неразвернутый угол и назовите лучи, являющиеся сторонами. Продолжить обе стороны данного угла.
Что можно сказать про углы АОВ и DОС? Можно ли их назвать вертикальными?
Вывод.
6. На таблице “Вертикальных углов” показать две пары вертикальных углов.
Рис 41. С помощью кодоскопа:
7. Найти определение вертикальных углов в учебнике.
8. Задача: Прямые АВ и СD пересекаются в точке О, так что ?AОD = 35?. Найдите ?AОС и ?ВОС.
Вопрос: верно ли, что любые вертикальные углы равны ?
9. Спомощью кодоскопа выполнить № 65 (использовать таблицу “Вертикальных углов”).
IV. Домашнее задание: § 6, вопросы 17 – 21, №56, №61(а), №66(а), №68 – III группа.
V. Закрепление: разноуровневая самостоятельная работа.
I уровень
Записать все пары смежных углов.
II уровень
Указать градусную меру углов 1 – 4:
III уровень
Проверка самостоятельной работы консультантами.