Тема урока: "Обучение грамоте в 1-м классе. Буква Ю, звук Ю"

Разделы: Начальная школа


Тема: Обучение грамоте в 1-м классе . Буква Ю, звук ю

Цель:

  1. Познакомить уч-ся с буквами Ю,ю.
  2. Дать понятие о том, что буква не имеет собственного звука. Формировать правильное чтение с буквами Ю,ю. Обогащать словарный запас уч-ся.

  3. Совершенствовать чтение по цепочке, выборочное, в лицах. Развивать речь, умение сравнивать, обобщать, внимание.
  4. Воспитывать правильную осанку, интерес к чтению детской литературы.

 Оборудование: доска, магнитная азбука, домики с буквами, схемы слов, игрушка юла, ребус, книга “Птицы”, “Азбука” учебник, тетради.

Ход урока

I.Оргмомент

II.Повторение:

Посмотрите на домики и скажите, почему они разного цвета? В каком домике живут гласные буквы?

Назовите гласные буквы, которые придают твердость согласному звуку (а, о, у, ы).

Какие буквы придают мягкость? (и, я, е, ё). Назовите буквы, которые не имеют своего звука (е, ё, я). Можем мы их назвать “хитрыми” буквами? Почему?

– Они обозначаются двумя звуками в начале слова и после гласных. Я (йа), е (йэ), ё (йо).

Сегодня мы познакомимся с новой “хитрой” буквой.

III. Работа над новым материалом. Выделение новой буквы и знакомство с ней.

1. Послушайте загадку.

Закружится на острой ножке

Жужжит, как будто бы жучок.

Захочет – вскачь пройдет немножко,

Захочет ляжет на бочок. (ЮЛА).

(Завожу юлу на столе)

2. Давайте произнесем слово юла.
Выберите схему к этому слову:

Правильно ли мы выбрали схему? Почему? Слышим два звука (йу), но обозначать будем одной буквой Ю, ю. Составьте слово ЮЛА [ЙУЛА]. (У доски работает ученик с магнитными буквами).

А сейчас мы составим новое слово, но для этого вы отгадаете ребус: ЮЛА Я

4. Работа в тетрадях.

Чтобы лучше запомнить новые буквы Ю, ю (йу) мы их напечатаем.

А почему нам нужна Ю, ю (имена пишутся с большой буквы).

А есть ли у нас ребята в классе, чьё имя начинается с новой буквы? Юля, Юра.

А может есть такая буква в фамилии? (КаЮк, ГаврилЮк).

IV. Физминутка.

V. Чтение слов с новой буквой.

а) чтение слов с новой буквой с доски.

Юнга

Юрта что обозначает каждое слово

Юмор

(буква Ю образует слог)

б) чтение слов: с. 171. Когда говорят: пою, рисую, играю (один).

Когда: рисуют, играют, поют (много).

в) работа с тестом: с. 172.

  1. Читает учитель.
  2. Хоровое чтение.
  3. Выборочное чтение: Что было у Юры? О чем попросила Юля? А что сказал Юра? Как запела Юла?

4. Чтение в лицах (2 раза).
Автор, Юля, Юра, юла.

А почему Юра предложил играть вместе? (Ответы уч-ся)

г) Игра на внимание: хлопаем, где есть буква Ю. (елка, юнга, поют, кот, юрта).

д) А сейчас мы с вами познакомимся со стихотворением с. 172 – читает Наташа.

1. Чтение шепотом и индивидуально.

2. Хором заканчиваем стих-е с доски:

Откровенно признаю:

Зверя нет

На букву Ю.

3. Чтение по цепочке.

4. Слово учителя:

Да ребята, поэт прав. Нет зверя на букву Ю, но есть птица. И называется –

ЮЛА. (показ из книги с. 185.) Юла – лесной жаворонок. Эта птица

соснового леса. А свое название получила за пение: “Юль – юль – юль.. ля,

ля, ля, ... ю-ли, ю-ли, ю-ли...”.

VI. Итог урока:

С какой буквой познакомились? В каком домике живет? На каком этаже? Почему? Почему она хитрая?

(Читает Влад)

Чтобы О не укатилось;
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотри-ка,
Что случилось:
Получилась ... буква Ю. – хором