Тема урока: "Подлежащее и сказуемое"

Разделы: Начальная школа


ЦЕЛИ:

  1. Знать, что такое подлежащее и сказуемое; уметь выделять в предложении главные члены.
  2. Развивать умение с помощью вопроса устанавливать связь слов в предложении; развивать орфографическую зоркость и монологическую речь учащихся.
  3. Воспитывать внимание к слову учителя и одноклассников.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • графопроектор,
  • экран,
  • пленка с надписью,
  • таблица “Члены предложения”,
  • карточки для самостоятельной и проверочной работы,
  • магнитофон,
  • фонограмма,
  • игровые персонажи: “Буквоедка”, “Животные леса”,
  • средства обратной связи “Фантазия” для фронтальной проверки,
  • демонстрационные карточки со словарными словами.

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Ученики.

Дождик капнул на ладошку,
На цветы и на дорожку.
Льется, льется. Ой-ой-ой!
Побежали мы домой
И тихо сели.

Учитель. На уроке нам предстоит большая и трудная работа. Пожелаем мысленно друг другу и мне, учителю, хорошего настроения и успехов.

II. УПРАЖНЕНИЯ В ЧИСТОПИСАНИИ.

1. Учитель: Красиво писать -

Ученики: красоту творить.

2. Учитель. Вот и мы начнем урок с красивого письма. Минутка чистописания. Предлагаю небольшое упражнение для формирования каллиграфического письма. Ваша задача соблюдать размер, высоту, параллельность элементов букв, наклон.

Прочитаем дату. (Чтение хором).

И дату напишем соблюдая те же правила.

На доске дан образец упражнений для работы.

3. Прочитайте слово в этом упражнении. Назовите орфограмму в этом слове.

- Приступили к работе.

4. Ученики.

Я тетрадочку открою,
Уголочком положу.
И от вас, друзья, не скрою
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь.
За работу я возьмусь.

5. Самостоятельная работа.

III. СЛОВАРНАЯ РАБОТА.

Учитель. Следующий этап урока – работа со словарными словами.

1. Постановка задачи на данном этапе работы.

Сначала мы повторим пройденные ранее слова, а затем познакомимся с новыми словами.

2. Повторение пройденного.

Игровая ситуация.

Учитель открывает предварительно подготовленные слова. В центре этих слов размещен игровой персонаж “Буквоедка”.

Учитель. Вопрос к детям.

Кто же это?

Этот проказник Буквоед проглотил в каждом слове буквы.

Ребята, а вы знаете, каких букв здесь не хватает?

а) Проверка знания теоретических сведений.

(Примерный ответ ученика)

Ученик. Это непроверяемые безударные гласные. Чтобы правильно написать эти слова, надо или запомнить слова или посмотреть в словарь.

б) Фронтальная проверка практических умений.

Учитель. Проверим, как вы запомнили правописание этих слов. Учитель указывает на слово. Дети пишут пропущенные безударные гласные на средствах обратной связи “Фантазия” и показывают учителю написанную гласную.

ст . кан к . ртина
к . рзина б . гаж
т . пор д . ван
п . суда б . р .бан

3. Изучение новых слов.

Учитель. Познакомимся с новыми словами.

а) Чтение каждого слова орфоэпически.

Какой звук мы произносим и слышим на месте безударной гласной?

Чтение слова орфографически.

улица Москва
машина фонарь
город трамвай

б) Проверка изученных слов.

Самостоятельная работа с последующей проверкой.

Списать изученные слова с экрана графопроектора, вставляя пропущенные буквы.

Ул . ца, тр . мвай, ф . нарь, М . сква, м . шина, гор . д.

в) Самопроверка по записи на экране графопроектора.

Улица, трамвай, фонарь, Москва, машина, город.

г) Составить устно предложение с этими словами.

д) Записать одно лучшее предложение с комментированием.

IV. ПОДГОТОВКА К ПРОДОЛЖЕНИЮ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ “ ПОДЛЕЖАЩИЕ И СКАЗУЕМОЕ”..

1. Проверка теоретических сведений.

Какую тему мы изучили на прошлом уроке?

Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое.

(Ответ учащихся)

Что такое подлежащее?

Главный член предложения, который обозначает о ком или о чем говорится в предложении, называется подлежащим. Подлежащее отвечает на вопрос кто? или что?

(Ответ учащихся)

Что такое сказуемое?

Главный член предложения, который обозначает, что говорится о подлежащем, называется сказуемым. Сказуемое отвечает на вопросы:

Что делает? Что делают?

Что делал? Что делали?

Что сделает? Что сделают?

(Предполагаемый ответ учащихся)

2. Сообщение темы и задач урока.

Мы сегодня продолжим работу над темой “Подлежащее и сказуемое”. Ваша задача: научиться выделять в предложении главные члены, устанавливать связь слов в предложении с помощью вопросов.

Применим свои теоретические знания на практике.

Для работы мы используем пейзаж.

На доске вывешивается картинка с изображением пейзажа поздней осени.

Что такое пейзаж?

В какое время года изображена природа?

Это поздняя осень. (Предполагаемый ответ).

Как вы догадались?

Докажите предложениями.

Примерные предложения:

Небо пасмурное. Моросит дождь. Листья с деревьев почти облетели. Трава пожелтела и высохла. В лесу нет птиц.

3. Физминутка.

(Танцевальные ритмичные движения под веселую музыку).

V. РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА.

1. Дидактическая задача.

Работая по теме урока, мы не только будем учиться устанавливать связь слов в предложении при помощи вопросов и находить подлежащее и сказуемое, но и будем развивать орфографическую зоркость, узнаем о жизни животных поздней осенью, потому что текст, по которому мы будем работать, называется:

“Животные поздней осенью”.

2. Записали в тетради.

В процессе работы надо быть очень внимательным к слову учителя и товарищей.

а) Прочитать предложение с экрана графопроектора орфографически, запомнить и написать по памяти.

Наступила поздняя осень.

б) Проверка.

в) Найти главные члены предложения и подчеркнуть.

(Комментирует ученик).

4.

а) Отгадать загадку.

Серовато, зубовато -
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет. (Волк)

б) Прикрепить к картине “Поздняя осень” изображение волка.

в) Зрительно-слуховой диктант.

- Прочитать орфографически предложение

Бродит голодный волк по лесу.

г) Устно комментирует ученик орфограммы.

д) Письмо под диктовку.

е) Подчеркнуть главные члены предложения. (Комментирует ученик).

5.

а) Отгадать загадку.

Маленький, беленький:
По лесочку прыг, прыг,
По снежочку тык, тык. (Заяц)

б) Прикрепить к картине изображение зайца.

в) Комментированное письмо.

За.ц см.нил серую шу.ку на белую.

Все пишут под комментирование одного ученика, вставив пропущенные буквы.

г) Найти и подчеркнуть главные члены предложения. (Комментирует тот же ученик).

6.

а) Отгадать загадку.

Летом по лесу гуляет
Зимой отдыхает. (Медведь)

б) Прикрепить к картине изображение медведя.

в) Письмо под диктовку “Проверяю себя”.

В процессе письма учащиеся подчеркивают все сомнительные для них места с последующей проверкой.

Медведь залег в берлогу.

г) Найти и подчеркнуть главные члены. (Комментирует ученик).

7.

а) Отгадать загадку.

Ползёт, ползёт,
Иглы везёт. (Ёж)

б) Прикрепить к картине изображение ежа.

в) Редактирование предложения.

Ёш заснул до висны.

Комментированное управление одного ученика.

г) Найти и подчеркнуть главные члены. (Комментирует тот же ученик).

8.

а) Отгадать загадку.

В водоёме живет
Летом ночью
Трели издаёт. (Лягушка).

б) Прикрепить к картине изображение лягушки.

в) Восстановить деформированное предложение.

Мох, в, лягушки, зарылись.

Комментированное управление одного ученика.

г) Найти и подчеркнуть главные члены предложения.

9. Подведение итога.

Чему мы учились?

Учились устанавливать связь слов с помощью вопросов и находить подлежащее и сказуемое. (Предполагаемый ответ ученика).

VI. ОПЕРАТИВНЫЙ КОНТРОЛЬ

Проверим, как вы самостоятельно справляетесь с этой работой. Продолжим ту же работу только в контрольных карточках.

1.

а) Отгадать загадку.

Сам мал,
Незаметно ходит,
Но больше себя
Ношу носит. (Муравей)

б) Прикрепить к картине изображение муравья.

в) Безошибочное списывание предложения.

Муравьи спрятались в муравейнике.

г) Найти и подчеркнуть главные члены предложения.

2.

а) Отгадать загадку.
Маленькую вертихвостку
За хвост поймают,
Она тут же его теряет. (Ящерица)

б) Прикрепить к картине изображение ящерицы.

в) Орфографическая подготовка.

Прочитать орфоэпически слово ящерица.

Назовите ударную гласную.

Какие звуки мы произносим и слышим на месте безударных гласных?

Прочитали слово орфографически, запомнили.

Прочитали все предложение орфографически.

г) Письмо под диктовку.

Застыла под хворостом ящерица.

д) Найти и подчеркнуть главные члены предложения.

VII. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА

1.

  • Как называлась картина в начале?
  • Поздняя осень. (Примерный ответ).
  • Как мы её назовем сейчас?
  • Животные поздней осенью. (Примерный ответ).
  • Над какой темой мы работали, оживляя эту картину?
  • Над темой “Подлежащее и сказуемое” (Предполагаемый ответ).
  • Чему учились?
  • Устанавливать связь слов при помощи вопросов и находить подлежащее и сказуемое.

2. Оценить ответы детей.

VIII.УЧЕБНОЕ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

 

Упр. 132

1. Чтение задания.

2. Первое предложение выполняется устно для примера.

Х. ИГРОВОЙ УХОД НА ПЕРЕМЕНУ.

Дети:

Буратино подтянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развёл,
Улыбнулся и пошел.

Учитель: Куда же?

Дети: На перемену!