ЦЕЛИ УРОКА.
- ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: актуализировать знания и умения учащихся по теме; научить выделять главное в понятии тип химической реакции; обратить внимание учащихся на расстановку коэффициентов в уравнении и составление формул.
- РАЗВИВАЮЩАЯ: формировать умение сравнивать, переходить от частного к общему; оперировать понятиями, изученными ранее.
- ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: убедить в необходимости умения сопоставлять химические реакции по существенным признакам; знание правил ТБ; работать в парах.
ОБОРУДОВАНИЕ: плакат с типами химических реакций; буквенная запись каждого типа химической реакции; пробирки, спиртовка, держатель, ложка.
РЕАКТИВЫ: фосфор, гидроксид меди, цинк, соляная кислота, хлорид бария, серная кислота.
ЭТАПЫ УРОКА
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП.
II. МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП.
Сегодня на уроке мы обобщим полученные вами знания по теме: “Типы химических реакций”. Покажем практические навыки осуществления химических реакций, повторим правила ТБ, вы узнаете о необходимости умения различать химические реакции по существенным признакам.
III. ЭТАП ПОВТОРЕНИЯ.
1. На доске висит плакат: “Типы химических реакций”.
Учитель: на уроках мы с вами рассмотрели 4 типа химических реакций, сейчас при помощи эксперимента, который выполнят наши лаборанты, мы рассмотрим каждый тип химических реакций, запишем уравнения, дадим определения и выведем общие формулы типов химических реакций.
Ребята работают в тетрадях, записывая уравнения и общие схемы.
2. Лаборант, выбранный из учеников, проводит реакцию горения фосфора. При этом перечисляет правила ТБ.
Параллельно вызывается ученик и записывает уравнение реакции данного опыта.
Вопрос учителя:
А). К какому типу относится данная химическая реакция? (Соединения)
Б). Дайте определение данной реакции.
В). Составьте реакцию данного типа в общем виде.
Учащийся при помощи букв составляет реакцию в общем виде.
А + В = АВ
3. Лаборант, выбранный из учеников, проводит реакцию разложения гидроксида меди. При этом перечисляет правила ТБ.
Параллельно вызывается ученик и записывает уравнение реакции данного опыта.
Вопрос учителя:
А). К какому типу относится данная химическая реакция? (Разложения)
Б). Дайте определение данной реакции.
В). Составьте реакцию данного типа в общем виде.
АВ = А + В
4. Лаборант, выбранный из учеников, проводит реакцию взаимодействия соляной кислоты с цинком. При этом перечисляет правила ТБ и правило ряда активности металлов.
Параллельно вызывается ученик и записывает уравнение реакции данного опыта.
Вопрос учителя:
А). К какому типу относится данная химическая реакция? (Замещения)
Б). Дайте определение данной реакции.
В). Составьте реакцию данного типа в общем виде.
АВ + С = СВ + А
5. Лаборант, выбранный из учеников, проводит реакцию взаимодействия серной кислоты с хлоридом бария. При этом перечисляет правила ТБ.
Параллельно вызывается ученик и записывает уравнение реакции данного опыта.
Вопрос учителя:
А). К какому типу относится данная химическая реакция? (Соединения)
Б). Дайте определение данной реакции.
В). Составьте реакцию данного типа в общем виде.
АВ + СД = СВ + АД
Итог: Мы повторили все 4 изученных ранее типа химических реакций, составили реакции в общем виде и дали определение.
IV. ВЫПОЛНЕНИЕ НЕСТАНДАРТНОГО ЗАДАНИЯ.
1. На доске висит карта – задание “Найди соответствие”.
РЕАКЦИЯ ТИП 1) H2 + O2 = H2O А) РАЗЛОЖЕНИЯ 2) BaCl2 + Na2SO4 = BaSO4 + NaCl Б) СОЕДИНЕНИЯ 3) Mg + AlCl3 = MgCl2 + Al В) РАЗЛОЖЕНИЯ 4) KClO3 = KCl + O2 Г) ЗАМЕЩЕНИЯ 5) SO3 + H2O = H2SO4 6) Fe(OH)3 = F2O3 + H2O 7) Fe2O3 + Al = Fe + Al2O3
Задание:
1. Стрелками, показать какая реакция, к какому типу относится.
2. Доставить недостающие коэффициенты в уравнения.
Два человека работают у доски.
Остальные учащиеся получают задание аналогичное данному и работают в парах по индивидуальным карточкам.
Пары сформированы таким образом, что сильный ученик сидит со слабым и работу выполняют вместе, помогая друг другу.
V. КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ.
Для подготовки к контрольной работе нам необходимо выявить, какие еще есть пробелы и над чем нам стоит поработать дома и на дополнительных занятиях. Сейчас мы это проверим, выполнив небольшую тестовую работу.
Выполнение тестовой работе 2-х уровней сложности.
Тест по теме: “Изменения, происходящие с веществами”.
Вариант № 1.
Уровень А
1. Какой из признаков относится к признакам химической реакции:
1) таяние снега;
2) изменение цвета;
3) измельчение.
2. Формула серной кислоты:
1) H2SO4;
2) K2SO4;
3) H2SO3;
4)H2S.
3. Какой из металлов не будет взаимодействовать с соляной кислотой:
1) Na;
2) Al;
3) Zn;
4) Hg.
4. Реакция, протекающая по уравнению 2Al(OH)3 = Al2O3 + 3H2O относится к реакциям:
1) соединения;
2) разложения;
3) замещения;
4) обмена.
5. Коэффициент перед алюминием в уравнении реакции: Al + O2 = Al2O3 равен:
1) 1;
2) 2;
3) 3;
4) 4.
6. Реакция, имеющая общий вид типа: АВ + СД = АД + СВ относится к реакциям:
1) соединения;
2) разложения;
3) замещения;
4) обмена.
Уровень Б
7. Уравнение реакции, соответствующее следующему описанию: натрий взаимодействует с водой при этом образуется гидроксид натрия и выделяется водород.
1) Na2O + H2O = 2NaOH;
2) Na + H2O = NaOH + H2;
3) 2Na + 2H2O = 2NaOH+H2.
8. Сумма коэффициентов в уравнении реакции: Fe2(SO4)3 + KOH = Fe(OH)3 + K2SO4 равна:
1) 10;
2) 11;
3) 12;
4) 13.
9. Вещество Х в цепочке превращений: Na Na2O +H2 O X
1) NaOH;
2) Na2O2;
3) NaH.
Тест по теме: “Изменения, происходящие с веществами”.
Вариант № 2.
Уровень А
1. Какой из признаков относится к признакам химической реакции:
1) испарение воды;
2) выделение газа;
3) плавление металла.
2. Формула фосфорной кислоты:
1) HPO3;
2) AlPO4;
3) H3P;
4)H3PO4.
3. Какой из металлов не будет взаимодействовать с серной кислотой:
1) Cu;
2) Mg;
3) Zn;
4) Mn.
4. Реакция, протекающая по уравнению Cu + HgSO4 = CuSO4 + Hg относится к реакциям:
1) соединения;
2) разложения;
3) замещения;
4) обмена.
5. Коэффициент перед хлором в уравнении реакции: P + Cl2 = PCl5 равен:
1) 3;
2) 5;
3) 7;
4) 1.
6. Реакция, имеющая общий вид типа: АВ = А + В относится к реакциям:
1) соединения;
2) разложения;
3) замещения;
4) обмена.
Уровень Б
7. Уравнение реакции, соответствующее описанию взаимодействия серной кислоты с гидроксидом натрия:
1) NaOH + H2SO4 = 2Na2SO4 + H2O;
2) Na2O + H2SO4= Na2SO4 + H2O;
3) 2NaOH + H2SO4 = Na2SO4+2H2O.
8. Сумма коэффициентов в уравнении реакции FeCl3 + Ca(OH)2 = Fe(OH)3 + CaCl2 равна:
1) 10;
2) 11;
3) 12;
4) 13.
9. Вещество Х в цепочке превращений: Ca CaO +H2 O X
1) CaCl2;
2) Ca(OH)2;
3) CaH2
VI. ВЗАИМОПРОВЕРКА ТЕСТОВОЙ РАБОТЫ.
На доске вывешиваются ключи с правильными ответами, ребята меняются заданиями и проверяют работы, выставляя оценки.
VII. ИТОГ УРОКА.
VIII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Повторить 27–28, упражнение 4, 5 стр. 108.