Тема урока: "Женская долюшка" в стихах Н.А.Некрасова. 7-й класс

Разделы: Литература

Класс: 7


Цели:

  • продолжить знакомство с произведениями поэта;
  • углубить знания учащихся о личности и поэзии НА Некрасова, великого поэта русской земли, сердечного печальника за свой народ, подчеркнуть гражданственность его поэзии;
  • формировать у школьников чувство ответственности за все, что происходит в родной стране, готовность служить народу так, как это делал Некрасов, а также чувство гордости за лучших людей России;
  • учить ребят осмыслять образную и художественную ткань стихотворения, передавать в чтении накал чувств автора, развивать речь, воспитывать художественный вкус.

Оборудование урока:

  • эпиграф,
  • репродукции картин художников АГ Венецианова,
  • портрет писателя,
  • музыкальные произведения,
  • книжная выставка

Эпиграф:

Стихи мои! Свидетели живые
За мир пролитых слез!
Родитесь вы в минуты роковые
Душевных гроз
И бьетесь о сердца людские,
Как волны об утес.

Н.А.Некрасов

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы и цели урока.
  3. Вступительное слово учителя.

Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством поэта, человека, который видел тяжелый труд простой русской женщины. Наша встреча лишь маленькая дань уважения замечательному русскому поэту. Поэт-гражданин, поэт – трибун, Некрасов отдал свой великий талант, свет своей благородной души служению народу. Взволнованное слово поэта песенным морем разливалось по всей стране, внушало ненависть к угнетению, веру в свободу человека. Многие его стихи и песни поют и знают повсеместно без имени автора. Признания выше, чем это быть не может!

Ведущий 1: Добрый день! Сегодня мы будем говорить о НА Некрасове, которого Ф.М.Достоевский назвал человеком с раненым сердцем.

Ведущий 2: Никогда великие поэты России не были людьми равнодушными, никогда не стояли в стороне от общественной жизни, и долг перед Отечеством был для каждого их них превыше всего.

Ведущий 1: Когда-то Герцен привел список поэтов погибших от рук самодержавия:

  • повешенный Рылеев;
  • убитые на дуэли Пушкин и Лермонтов;
  • посланный на верную гибель Грибоедов;
  • и этот список далеко не полон.

Ведущий 2: Очень рано некрасовская муза получила уроки познания жизни, и они были безрадостными. Это были слезы “ подавленны и трепетных рабов” в доме отца-властелина, который своих крепостных порол и по поводу и без повода.

Чтец 1:

Родился я большом дому,
Напоминающем тюрьму,
В котором грозный властелин
Свободно действовал один,
Держа под страхом всю семью
И челядь жалкую свою.

Ведущий 1: Это была печать страдания на лице матери.

Чтец 2: Елена Андреевна- человек, тонко воспитанный и глубоко образованный – среди всех окружавший ее людей казалась чудом.

Треволненья мирского далекая,
С неземным выраженьем в очах,
Русокудрая, голубоокая,
С тихой грустью на бедных устах.

Чтец 3:

Я знаю, отчего ты плачешь, мать моя!
Кто жизнь твою сгубил…о! знаю, знаю я!...
Навеки отдана угрюмому невежде,
Не предавалась ты несбыточной надежде-
Тебя пугала мысль восстать против судьбы,
Ты жребий свой несла в молчании рабы…
Но знаю: не была душа твоя бесстрастна,
Она была горда, упорна и прекрасна…
Вот серый, старый дом…
Но помню я: здесь что-то всех давило,
Здесь в малом и в большом тоскливо сердце ныло,
Я к няне убегал…Ах, няня! сколько раз
Я слезы лил о ней в тяжелый сердцу час;
При имени ее впадая в умиленье,
Давно ли чувствовал я к ней благоговенье?..

Ведущий 2: Она была борцом за справедливость в этом аду отцовского самодурства. Влияние ее на своего сына было и влиянием русской женщины, глубоко понимающей чужое страдание и сочувствующей людям простым, тем, которые на языке отца, не выходили из хамов. Из тьмы детских переживаний Некрасову всю жизнь, до последнего дня, светили добрые и внимательные глаза матери.

Чтец 4: (ученик читает на фоне музыки)

Повидайся со мною, любимая!
И на правый поставила путь…
Да! Я вижу тебя, бледнолицую
И на суд твой себя отдаю.
Не робеть перед правдой-царицею
Научила ты Музу мою
Выводи на дорогу тернистую!
Разучился ходить я по ней,
Погрузился я тину нечистую
Мелких помыслов, мелких страстей
От ликующих, праздно болтающих
Обагряющих руки в крови,
Уведи меня в стан погибающих
За великое дело любви!

Ведущий: Колыбелью его поэзии была русская природа

Чтец 5: (учащийся читает на фоне музыки. Звучит 2 симфония В Калиникова. Проецирование русских пейзажей)

И вот опять, знакомые места,
Где жизнь отцов моих, бесплодна и пуста,
Текла среди пиров, бессмысленного чванства,
Разврата грязного и мелкого тиранства,
Где рой подавленных и трепетных рабов
Завидовал житью последних барских псов,
Где было суждено мне белый свет увидеть,
Где научился я любить и ненавидеть…
Нет! В юности моей, мятежной и суровой,
Отрадного душе воспоминанья нет;
Но все, что, жизнь мою опутав с первых лет,
проклятьем на меня легло неотразимым
Всему начало здесь, в краю моем родном….

Ведущий 1: Так уже с ранних лет нашел Некрасов свою дорогу. Его совесть требовала, обязывала, звала. Здесь, в родном краю, родилась его поэтическая муза, которую он назвал “ сестрой народа”, героическая, мужественная страдалица, безмолвно переносящая все боли и мучения. Она носила в себе и черты простой крестьянки и черты матери.

Чтец 6:

Вчерашний лень, в часу шестом,
Зашел я на Сенную;
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.
Ни звука из ее груди
Лишь бич свистел, играя…
И музе я сказал: “Гляди!
Сестра твоя родная!”

Ведущий 2: От непосильного безрадостного труда, от горьких слез, незаслуженных обид быстро вянет девичья краса, теряется гордая женская стать.

Чтец 7:

Повенчавшись, Прасковье
Муж имущество казал:
Это стойбище коровье,
А коровку бог прибрал!
Нет перинки, нет кровати
Да теплы в избе полати,
А в клети, вместо телят,
Два котеночка пищат!
Есть и овощ в огороде -
Хрен да луковица
Есть и медная посуда
Крест да пуговица.

Чтец 8:

Три тяжкие доли имела судьба,
И первая доля : с рабом повенчаться,
Вторая- быть матерью сына раба,
А третья – до гроба рабу покоряться,
И все эти грозные доли легли
На женщину русской земли.

Чтец 9: (ученик читает стихотворение “ В полном разгаре страда деревенская”)

Чтец 10: (учащийся читает стихотворение “ Еду ли ночью по улице темной”)

Чтец 11:

От работы черной и трудной
Отцветешь, не успеешь расцвесть,
Погрузилась ты в сон непробудный,
Будешь нянчить, работать и есть.
И в лице твоем, полном движенья,
Полном жизни, – появится вдруг
Выраженье тупого терпенья
И бессмысленный, вечный испуг.

Ведущий 1: Женщины русские! В тяжкой неволе, выполняя самую трудную работу по дому, и в поле, недосыпая ночами, растили они детей, отдавая им любовь бескорыстного материнского сердца. Такова судьба и Матрены Тимофеевны, и солдатской матери Орины, и Катеринушки, и Дарьи, и тысяч других женщин.

Ведущий 2: Но поэт не только показал тяжелую долю русской женщины, но и восславил в своих стихах “величавую славянку”. Он скорбел о многотрудной ее судьбе, но и восторгался, гордился ее красотой, ее нравственной силой.

Чтец 12: (учащийся читает под музыку)

“ Есть женщины в русских селеньях”.

Чтец 13:

Нет! Я не жалкая раба,
Я женщина, жена!
Пускай горька моя судьба-
Я буду ей верна!
О, если он забыл меня
Для женщины другой,
В моей душе достало б сил
Не быть его рабой!
Но знаю к родине любовь
Соперница моя,
И если б нужно было, вновь
Ему простила б я!...

Чтец 14:

Не может сын смотреть спокойно
На горе матери родной,
Не может гражданин достойный
К отчизне холоден душой,
Ему нет горше укоризны…
Иди в огонь за честь отчизны,
За убежденья, за любовь…

Ведущий 1: Народ не забыл своего великого заступника, ему дороги слова бескорыстной любви и ненависти, звучащие в поэзии Некрасова. Такие слова не стираются и не забываются – они живут вечно. Исполнилось то, что в грезах обещала ему утешительница-мать:

Чтец 15:

Не бойся горько забвенья:
Уж я держу в руке моей
Венец любви, венец прощенья,
Дар кроткой родины твоей…
Уступит силу мрак упрямый
Услышишь песенку свою
Над Волгой, над Окой, над Камой…

Учащиеся исполняют романс “ Что ты жадно глядишь на дорогу”.

Подведение итога урока.

Выставление оценок.

Домашнее задание.